В последние годы всё чаще применяются новые информационные технологии в обучении. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Для продуктивного обучения детей с ОВЗ на дистанционных уроках иностранного языка целесообразно использовать обучающие компьютерные программы или их элементы. В дистанционном обучении детей с ОВЗ, применение данной технологии является эффективной и интересной как для самого педагога, так и для обучающегося с ОВЗ. < /p>
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, это особенно важно при работе с детьми с ОВЗ. [8].
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье «Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания» [2].
Формы работы с элементами компьютерных программ на дистанционных уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
На дистанционных уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка [3].
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю и обучающемуся при овладении иностранным языком на дистанционном уроке.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения при построении и реализации дистанционного урока с детьми с ОВЗ. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося с ОВЗ [5].
Явным преимуществом упражнений, включенных в различные обучающие компьютерные программы является то, что вместе с традиционными упражнениями здесь можно разместить тестовые задания и вопросы по теме. Такие задания являются идеальным дополнениям обычных учебных занятий, так как они освобождают преподавателя от рутинных функций по отработке и закреплению материала, исправлению ошибок, делают возможным многократное повторение изученного и многократную тренировку («drills»). Кроме того, интерактивные упражнения стимулируют индивидуальное погружение в учебный материал и расширение знаний [2].
Проанализируем некоторые из них.
Изучение лексики.
При введении и отработке тематической лексики, например «Покупки», «Продукты питания», «Одежда» и т.д., можно использовать компьютерные программы «Triple play plus in English», «English on holiday», «English Gold» и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.
На первом этапе - введение лексики, например, по теме «Weather». Демонстрационный. Учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. (при этом можно использовать программу Team Viewer для демонстрации изображения экрана обучающемуся). Затем следуют фразы:
· What a beautiful day! - Какой прекрасный день!
· What awful weather! - Какая ужасная погода!
· Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?
· What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?
· It's windy! - Дует сильный ветер!
· It's raining - идёт дождь
Учащийся смотрит и слушает. Учитель по ходу занятия может контролировать и увеличивать время для каждого элемента программы.
На втором этапе идет работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Обучающийся повторяет за диктором или учителем.
На третьем этапе проводится контроль изученной лексики.
Компьютерная программа «English on holidays» охватывает лексический материал по теме «Город» и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы.
Отработка произношения.
Для того, чтобы у обучающегося с ОВЗ была возможность слышать иноязычную речь носителя языка можно использовать обучающие программы с режимом работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы обучающийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Обучающийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу [1].
Обучение диалогической речи.
Пример работы с диалогами компьютерной программы «Triple play plus in English». Из предложенных 12 диалогов, выбирается один, например «В кафе». На экране появляются несколько картинок-сцен данного диалога.
I этап - знакомство с диалогом.
· Good morning!
· Good morning!
· What would you like?
· I'd like some coffee, please.
· Do you want milk in your coffee?
· Yes, please.
· Hey, this coffee is too cold.
· I'm sorry.
· Here is some hot coffee.
· Thank you.
· How is it now?
· It's just right.
· Would you like some more coffee?
· No, thanks.
· How much is it?
· Ninety - five cents, please.
· Thank you. Have a nice day.
· Good bye.
II этап - разучивание диалога.
III этап - инсценирование диалога (в качестве собеседника выступает педагог).
Обучающийся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценирует его самостоятельно (либо при помощи педагога).
Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Если возможности ребенка с ОВЗ позволяют в полной мере реализовывать письменный аспект обучения, данная программа, «Bridge to English», помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.
Отработка грамматических аспектов.
Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе «Bridge to English» 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления.
В разделе «Грамматика» программы «Профессор Хиггинс» имеется два раздела: теоретический и практический. Проверяя знания обучающегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает [3].
Программа «English Gold» содержит 144 микродиалогов, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру: Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях. После прослушивания диалога, обучающийся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно, либо при помощи учителя [9].
Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает обучающемуся с ОВЗ лучше освоить грамматический материал. Обучающийся, находящиеся на более продвинутой ступени обучения ИЯ.
Благодаря использованию новых информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка открываются новые возможности для создания условий, близких к условиям реального общения в стране изучаемого языка: аутентичная, актуальная, мультимедийная или текстовая информация, подлежащая усвоению на иностранном языке, может быть получена в любое время и в любом месте. При этом достаточно легко организовать письменную или устную коммуникацию с носителями языка или другими изучающими данный язык, но здесь нужно учитывать состояние и возможности ребенка с ОВЗ.
Таким образом, происходит интеграция электронных медиа в дистанционный урок по иностранному языку: учебные пособия всё чаще дополняются актуальными, аутентичными текстами или актуальным аудио-, видео-, графическим материалом.
Современные информационные технологии могут открывать новые возможности для коммуникации и продуктивного учебного взаимодействия во всех формах учебной работы.
Таким образом, современные технологии, такие как, интернет-ресурсы, создают условия для приближения содержания образования, объема знаний, умений, навыков, а также темпа их усвоения к личности обучающегося с ОВЗ, позволяют реализовать личностно-дифференцированный подход в дистанционном обучении иностранному языку. Кроме того, они изменяют некоторые функции и роль субъектов (ученика и учителя) учебно-воспитательного процесса. Новые информационные технологии и средства телекоммуникационной связи при изучении иностранного языка становятся привычным инструментом в руках учителей, которые, в свою очередь, учат учеников с ОВЗ технологиям будущего.
Список литературы
1. Алтуфьева А.А. Некоторые основные проблемы создания общего языка общения в системе Интернет //http://linguact.hyperlink.ru/articles/altufjeva.html
2. Вильямс Р., Макли К., «Компьютер в школе» // Новое литературное обозрение. 2007. №86.
3. Владимирова Л.П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам http://virtlab.ioso.ru/method.htm#
4. Еремин Ю.В. Методические аспекты использования компьютерной техники в обучении иностранному языку http://linguact.hyperlink.ru/articles/eremin.html
5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978.
6. Карамышева Т.В. Интернет как средство обучения иноязычной письменной речи http://linguact.hyperlink.ru/articles/karamysheva.html
7. Каспин И.В., Сегаль М.М. Новые технологии в обучении иностранным языкам http://linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal.html
8. Маслыко Е.А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранного языка.
9. Новиков С.В. «Принципы разработки интернет-учебников». - М., ОЛМА Медиа Групп, 2010.