Цели урока:
- образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе; познакомить учащихся с механизмом расчета налогов;
- развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
- воспитательная: прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.
Актуальность: необходимость приобретения обучающимися знаний и умений в области экономики и финансов, которые они будут использовать в своей повседневной жизни, выступая в качестве налогоплательщиков, покупателей, продавцов, вне зависимости от дальнейшей профессиональной деятельности.
Основные понятия: налог, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.
Мотивация учебной деятельности:
Учитель математики предлагает решить задание. Решив которую учащиеся узнают тему урока. Найти процент от числа.
1) 8% от 17500
2) 13% от 26000
3) 25% от 25600
4) 39% от 37500
5) 40% от 50000
З | А |
Б |
Л |
Р |
О |
К |
Г |
Н |
6760 |
3380 |
15625 |
6400 |
40000 |
14625 |
2000 |
20000 |
1400 |
Это слово – налог. Тема нашего урока – налог.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. В слове налог 5 букв и основных признаков у него тоже 5. На слайде отображены основные признаки налога:
- Является периодической выплатой.
- Является частью доходов граждан и предприятий.
- Взимается в пользу государства.
- Носит принудительный характер.
- Объем выплат определяется государством.
Но прежде чем мы начнем выяснять, что представляют собой налоги. Ребята, подготовившие заранее сообщения, проведут небольшой экскурс в историю налогов и налогообложения.
В 9 веке на Руси налог собирал князь с дружиной объезжая подвластные ему земли. Полюдье (налог) не был четко урегулированной. В 1237 году Русь захватили монголо – татары. Они взимали налог – выход. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Дань перестал платить Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.
В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр.
Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов.
Петр I начал борьбу с традицией носить длинные бороды. Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 р., Первостатейные купцы - 100 р., рядовые торговцы - 60 р. Горожане - 30 р. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из него. Петр I в 1705г. принял решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем. С дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин со служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). "С мира по камню – Москве мостовая".
Еще один пример налога – налог на соль. Соляной бунт вспыхнул в Москве в июне 1648г. Администрация города установила дополнительный налог на соль. Терпение лопнуло. Потребовали от царя выдачи Леонтия Плещеева, боярина Бориса Морозова. Дворы их были разгромлены. Тогда царь Алексей Михайлович, выйдя в Кремле к народу, обещал произвести следствие и наказать виновников. Царь понял, что входить в конфликт с народом нельзя. Но самое главное – указом Алексея Михайловича "были отложены" взыскания недоимок и физические наказания за них. К концу августа бунт был подавлен, все главари наказаны.
Учитель предлагает учащимся порассуждать над вопросом: «Какую роль играют налоги в жизни общества?». «Почему мы должны платить налоги?»
Ребята пытаются ответить на вопрос и делают вывод: в современных условиях сбор налогов имеет чрезвычайно важное значение. Общество не может стабильно жить и развиваться, если не пополняется государственная казна. Поэтому в основном законе страны - Конституции РФ - платить налоги – не право, а обязанность. Государство удовлетворяет и защищает нужды и потребности населения: здравоохранение, образование, наука, культура и т.д., а для этого требуются денежные средства. К источникам налогового права относиться конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы. Основы законодательства о налогах были заложены в 1991г., когда были приняты законы Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Об акцизах», «О налоге на имущество предприятий», «О подоходном налоге с физических лиц» и др.
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
- Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Это сбор налогов в пользу государства.
- Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
- Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.
Все налоги подразделяются на несколько видов: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются при образовании материальных благ (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество). Они причитаются с налогоплательщика в случае наличия у него доходов, имуществ, предполагающих налоговые обязательства. Косвенные налоги взимаются при приобретении материальных благ и входят в цену, уплачиваемую за товар покупателем (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины). Они возложены на конечного потребителя вне зависимости от его реального дохода.
К налогам, которые обязаны уплачивать физические лица в России, относятся:
- Федеральный налог - налог на доходы физических лиц (НДФЛ); ст. 12 НК РФ.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 13 %. Учитель математики предлагает решить задачу о налогах физических лиц.
Вы устроились на работу в фирму. В Трудовом договоре написана заработная плата 40 тыс. рублей. Сколько вы будете получать денег «на руки»? - Региональный налог – транспортный налог; ст. 14 НК РФ. Предположим, вы владеете легковым автомобилем 2015 года выпуска, зарегистрированного в городе Астрахань, с мощностью двигателя 105 л.с. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 25р. За 1 л.с. (по состоянию на 1 января 2013 года). Каков размер налога?
- Местные налоги – налог на имущество физических лиц и земельный налог; ст. 15 НК РФ. Предположим, вы имеете в собственности земельный участок 12 соток, на котором располагается дача (40 кв. м). Кадастровая стоимость участка – 400 тыс. рублей. Каков будет размер налога?
У каждого налогоплательщика есть льготы. Например «вычеты» -необлагаемая налогами сумма. Решим задачу:
Для 1 группы: Заработная плата работника за месяц 24 000 руб. Физическое лицо имеет трех детей в возрасте 9,15 и 24 года, последний является студентом дневного обучения. Определите сумму налога с совокупного дохода физического лица за год.
Для 2 группы: По месту основной работы физическое лицо получает ежемесячно заработную плату в размере 12 000 руб. Одновременно гражданин работает в другой фирме по договору подряда и получает 7 000 руб. в месяц. Имеет льготу Героя Российской Федерации Определите налог на доходы физического лица за месяц.
Для 3 группы: Работнику предприятия начислена заработная плата за март в сумме 17 000 руб. и выдана материальная помощь в связи с тяжелым финансовым положением в сумме 6 000 руб. Работник имеет двух детей в возрасте 7 и 13 лет. Определите сумму налога на доходы физического лица.
Выступление одного участника группы с решением задачи.
Рефлексия. Дает задание составить синквейн на слово «налог». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка – ключевое слово, выраженное в форме существительного,
- 2 строка – два прилагательных,
- 3 строка – три глагола,
- 4 строка – 4 слова, фраза, несущая определенный смысл, афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме.
- 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например:
1. Налоги. Обязательные, необходимые. Взимаются, регулируют, стимулируют. Поступают в пользу государства. Отчисления.
2. Налоги. Раздражающие, обязательные. Обременяют, регулируют, поощряют. Заплати и живи спокойно. Взимание.