Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность школьников, подготовка в Всероссийской олимпиаде школьников по биологии, подготовка в Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, гидробиологическая школа
В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от 03.04.2012г.) [2] прозвучала мысль, о том, что «каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость». Ведущую роль в выявлении наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставлении возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнований, привлечении учащихся к научно-исследовательской работе играют олимпиады. Участие в олимпиаде и подготовка к ней дают дополнительный стимул к самостоятельной работе учащихся, учат работать с научной и научно-популярной литературой, развивают наблюдательность, логическое мышление и творческое воображение, повышают интерес к естественным наукам и способствуют профориентации на биологические профессии [1].
Подготовка к практическому туру Регионального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по биологии и экологии у большинства учащихся вызывает особые затруднения, поскольку в условиях школы ее осуществить крайне проблематично. И даже если образовательное учреждение имеет лаборатории, оснащенные достаточно высокотехнологичным оборудованием, это помогает в подготовке не ко всем кабинетам соревнования.
Кроме того региональный и заключительный тур олимпиады по экологии предполагает выполнение экологического проекта, что так же бывает крайне затруднительно для школьников. Как отмечается в отчетах Чувашского организаторов регионального этапа по экологии в Чувашской республике, за последние годы упала результативность выступления учащихся на региональном и заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Так например в 2015 году Чувашскую Республику на заключительном этапе ВОШ по экологии представляли 11 школьников 10-11 классов, десять из них стали призерами, в 2016 году – уже 13 школьников из всех параллелей, в 2017 г на основании набранных баллов прошли только трое обучающихся 11-х классов, остальные ребята участвовали как призеры 2016 года, результативность их выступления на заключительном этапе ВОШ по экологии тоже была невысокая, так из 7 ребят только четверо стали призерами [3]. Таким образом остро возникла необходимость изменить методы подготовки школьников к практическим турам ВОШ по биологии и экологии.
Надо отметить, что при изучении материала на практике, он запоминается намного лучше, поэтому знания, полученные на практических занятиях летней гидробиологической школы, помогут и на теоретических турах олимпиадах различных уровней, и на Государственной Итоговой Аттестации (в формате Единого Государственного Экзамена и Основного Государственного Экзамена).
Кроме того компетенция. Кроме того, компетенция преподавателей ННГУ позволяет углубить и расширить знания в предмете не только для школьников, но и для их преподавателей.
Летняя гидробиологическая школа была организована в июне 2017 года на базе биостанции "Старая Пустынь" ННГУ. Биостанция находится в Арзамаском р-не Нижегородской области на на территории ООПТ "Пустынский природный заказник".
Для участия в Летней гидробиологической школе были приглашены участники, закончившие 8-10 класс МАОУ «Лицей №3», поскольку для этих учеников такого рода занятия особо актуальны. Специально для школьников были разработаны программы гидробиологический экскурсий, где они знакомились с методиками проведения научных исследований (рисунок 1). Так же в рамках школы проводились лабораторные занятия. Особое внимание уделялось работе с определителями, микроскопическим исследованиям (рисунок 2).
Рисунок 1. На гидробиологической экскурсии
Рисунок 2. Работа в лаборатории
Продолжительность школы составила 6 дней, учебные предметы (зоология беспозвоночных, ботаника) были изучены в объеме 42 академических часов. По отзывам участников школы, они получили колоссальный опыт и мотивацию в дальнейшем изучении биологических наук. В следующем году в рамках школы также планируется выполнение школьных научно-исследовательских проектов экологической направленности. А также расширение спектра изучаемых дисциплин.
Литература
1. Ефимова Т.М. Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках биологии с включением биологического эксперимента // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 1. – С. 20–24.
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена приказом президента РФ Д.А.Медведевым 03.04.2012 г.- [Электронный ресурс]. - точка доступа: https://минобрнауки.рф /документы/3451/файл/2296/12.04.0380-827.pdf.
3. Куприянова М.Ю. Опыт проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в Чувашской Республике и подготовки школьников к заключительному этапу: проблемы и перспективы/М. Ю. Куприянова // Природные и социальные экосистемы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России и 80-летию со дня рождения А.П.Айдака / отв. ред. В.В.Алексеев. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 171 с.