Беседы с детьми старшего дошкольного возраста о городе Новокузнецке

Разделы: Работа с дошкольниками


Авторы статьи

Полякова Лариса Петровна,
 Сажина Ирина Робертовна,
 Мезенцева Наталья Юрьевна,
 Мартынова Галина Андреевна,
 Кабирова Антонина Ивановна

Тема: «Знакомство с Орджоникидзевским районом»

Цель: знакомство с Орджоникидзевским районом.

Задачи:

образовательная:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о городе;

развивающая:

  • развивать связную речь, активизировать словарь по теме «Мой город»;
  • развивать познавательную активность, зрительное восприятие и внимательность;

воспитательная:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, учить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ.

Материалы и оборудование: флаг Новокузнецка, карта города фотографии, аудиозапись релаксирующей музыки, песни об Орджоникидзевском районе (автор Светлана Виснер), пазлы.

Предварительная работа: рассматривание карты Новокузнецка, флага города.

Ход ООД

- Ребята, скажите, в какой стране вы живете?

- А как называется наш город?

- Да, мы живем в Новокузнецке.

- Посмотрите пожалуйста на флаг нашего города. Как вы думаете, почему на нем в середине черная полоска? (ответы детей)

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем городе? (ответы детей). Главное богатство нашего города - это конечно же уголь. Чёрная разделительная полоса символизирует угольные пласты Кузбасса.

Основная добыча угля в городе производится в Орджоникидзевском районе.

Посмотрите на карте города где находится Орджоникидзевский район. (детям показывается граница района.)

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться этим районом. На чем бы вы хотели туда доехать? (выслушиваю ответы детей, выбираем вид транспорта, водителя, воспитатель предлагает себя в роли экскурсовода).

- Итак, все расселись по местам? Отравляемся!

- Что бы попасть в Орджоникидзевский район, мы проедем по Кузнецкому району. Какие достопримечательности этого района вы знаете. (Обратить внимание на расположенные в группе фотографии Кузнецкого района.)

- Вот мы и пересекли границу Орджоникидзевского района. А рассказал нам об этом указатель. (приложение фото 1)

Предлагаю сделать здесь остановку и выйти из …

Орджоникидзевский район – один из шести районов города Новокузнецка. Давным-давно на том месте, где сейчас стоит наш город, была дремучая тайга и непроходимые болота. Много лет назад, в период правления царя Петра 1, в Сибири начались преобразования. Для изучения её природы, населения, обычаев, полезных ископаемых сюда была посланы экспедиции, возглавляемые учеными-путешественниками. Они первыми увидели у реки Абашевая горящий пласт угля - «огнедышащую гору». Доложили царю Петру 1. Так и началось заселение нашего края.

Орджоникидзевский район всегда считался шахтерским, здесь находилось восемь шахт, и его называют «угольным центром Новокузнецка». Ни в одном другом городе, тем более районе, нет такой концентрации угольных предприятий. Здесь рождались славные шахтерские традиции, ставились всесоюзные рекорды. 

Одним из чудес Орджоникидзевского района можно назвать Мемориальный комплекс «Слава шахтерам» установлен в 1987 году на въезде в Орджоникидзевский район. На постаменте установлена копия проходческого комбайна изобретателя-механика шахты «Байдаевская» Якова Гуменника. (приложение фото 2) Вот такие комбайны помогают шахтерам добывать уголь глубоко под землей.

- Шахтеры это очень смелые, сильные люди. Их работа очень опасна и трудна, иногда в шахтах случаются взрывы, и тогда гибнут люди.
В память о погибших шахтерах в Орджоникидзевском районе создан памятник «Погибшим шахтерам шахты Байдаевская». (Памятник создан в 1967 году. Скульптор О.А. Озерков, архитекторы В.И. Меркушев, В.Ф. Казаков.)

- Давайте пересядем на велосипеды и проедем к этому мемориалу. (Дети ложатся на ковер и выполняют упражнение велосипед.)

- Вот мы и подъехали к памятнику «Погибшим шахтерам шахты Байдаевская». (приложение фото 3)

- Ну а теперь вновь садимся на велосипеды и продолжим свой путь.

- Мы с вами подъехали к ещё одному чуду Орджоникидзевского района. Поставьте свои велосипеды и подойдите ко мне. (приложение фото 4)

- В память о погибших шахтерах. Был возведен Собор рождества Христова. Жители города Новокузнецка вносили свои денежные средства тем самым помогая строительству Собора. В собор могут прийти родственники, друзья погибших шахтеров и просто горожане, чтобы вспомнить погибших, поставить свечи, помолиться.

- Четвертым чудом Орджоникидзевского района можно назвать Памятник воинам Орджоникидзевского района погибших в боях в период Великой Отечественной войны. Монумент расположен на улице Пушкина. Памятник изображает скульптуру солдата, за которым располагаются огромные белые плиты, на которых изображены разнообразные эпизоды войны. У таких обелисков люди вспоминают погибших воинов минутой молчания. Давайте и мы помолчим. (Минута молчания.) (приложение фото 3)

- Орджоникидзевский район расположен по берегам реки Томь. Это очень живописное место, где новокузнечане могут отдохнуть летним днем, позагорать, поплавать, порыбачить. (приложение фото 5) (релаксация, дети загорают на солнышке, слушают плеск воды…)

- Раньше что бы переправиться с одного берега реки на другой люди пользовались паромной переправой (фото). В 1953 году вместо паромной переправы, был построен Байдаевский мост (приложение фото 6), который соединил два берега реки.

- А теперь пора вернуться к автобусу, садимся на велосипеды и едем.

- Рассаживайтесь поудобней, мы возвращаемся в д/сад.

- Пока мы едем я предлагаю послушать песню об Орджоникидзевском районе. (автор Светлана Виснер, исполняет Наталья Хейфец)

- Вот мы и приехали в д/сад.

- С каким районом вы познакомились?

- Почему Орджоникидзевский район называют шахтерским?

- Какое главное богатство Орджоникидзевского района?

- Какие достопримечательности Орджоникидзевского района вам запомнились?

- Я приготовила для вас пазлы, на которых изображены достопримечательности Орджоникидзевского района, давайте их соберем. (Пазлы района, указателя Орджоникидзевского района, Мемориального комплекса «Слава шахтерам», Байдаевского моста)

Тема: «Культура Орджоникидзевского района»

Цель: знакомство с культурной жизнью Орджоникидзевского района.

Задачи:

образовательная:

  • закреплять понятие «Родина», дать понятие «малая Родина»;

развивающая:

  • развивать любознательность, речь, мышление, внимательность;

воспитательная:

  • воспитывать заботливое отношение к своему городу.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии культурной жизни Орджоникидзевского района, сконструированные домики, деревья, дороги, мостики из бросового материала и бумаги, мелкие игрушки.

Предварительная работа: Беседы с детьми о городе, о бережном отношении к нему. Рассматривание расположения города на карте Кемеровской области, рассматривание макета Орджоникидзевского района. Рассматривание фотографий, открыток о Новокузнецке.

Ход ООД

- Ребята, кто знает, что такое Родина? (ответы детей).

- Правильно, Родина – место, где мы с вами родились, где мы живем, где стоит ваш дом, где живут ваши родные и близкие люди. Это место называют малой Родиной. (Чтение отрывка из стихотворения «С чего начинается Родина?» Матусовского Михаила Львовича)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца …

- Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этого она становится краше и богаче. А что значит любить свою Родину? (ответы детей).

- Ученые прославляют нашу Родину изобретая различные приборы, машины, самолеты, ракеты, вооружение, солдаты защищают границы Родины, спортсмены дарят своей Родине победы на соревнованиях, рабочие славят Россию – трудом, школьники – учебой. Каждый человек вносит свой вклад в процветание и развитие своей Родины. Сейчас вы еще малы, но и вы помогаете Родине, любимому городу, маленькой частичке большой России. Мы с вами сажали деревья, цветы. Когда вы с родителями отдыхаете на берегу реки или в лесу, вы, надеюсь, не оставляете мусор после себя, а уносите его в мусорные контейнеры. Чистый, цветущий, зеленый город – ваш вклад в процветание нашей Родины.

Физминутка.

Я узнал, что у меня (дети показывают на себя)
Есть огромная семья: (дети берутся за руки)
И тропинка и лесок, (дети идут друг за другом)
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое (дети поднимают руки вверх)
Это всё моё родное (останавливаются и протягивают руки вверх)
Это Родина моя, (прижимают руки к груди).
Всех люблю на свете я!

- Наша малая Родина, наш город называется, … как?

- А, как называется область, в которой находится Новокузнецк? (Кемеровская область)

- Мы с вами уже знаем, что наш город делится на части - районы. Какие районы нашего города, вы знаете? (ответы детей).

- Сегодня мы поговорим о культурной жизни Орджоникидзевского района.

- А что такое культура? (ответы детей).

- Мы говорили о культуре питания, о культуре речи, о правилах поведения в обществе. Все это культура. Культура - это форма человеческой деятельности, познание и творчество без которых она не может существовать.

- В Орджоникидзевском районе живут веселые, активные, талантливые люди. Они объединяются в группы: поют, танцуют, шьют, вяжут, учатся играть на музыкальных инструментах, занимаются в театральных студиях, моделируют (конструируют) различную технику - самолеты, корабли, военную технику, робототехнику. В районе для этого построены клубы, школы, дворцы культуры. В Детской музыкальной школе №40 дети учатся играть на различных музыкальных инструментах: аккордеоне, гитаре, саксофоне, фортепиано, скрипке, домре, баяне и др. инструментах. (приложение фото 8)

- В танцевально-спортивном клубе «Созвездие» учатся танцевать дети с 3 лет. Ежегодно его ученики принимают участие в городских, областных мероприятиях. Вы можете увидеть выступления этих ребят на празднике День города, День шахтера и др. Клуб «Созвездие» и его участники являются многократными финалистами и призерами чемпионатов Сибири, России и международных чемпионатов в Италии, Франции, Германии, Турции и других странах. (приложение фото 9)

Физминутка.

- Давайте потанцуем вместе с ребятами клуба «Созвездие». (Дети танцуют под музыку)

- В Орджоникидзевском районе много лет работали 4 дворца культуры: Дом культуры Шахтостроитель, ДК имени XIX Партсъезда, Дворец им. Маяковского, ДК им. А.С. Пушкина был одним из первых культурно-досуговых учреждений, все они сейчас объединились в единый культурный центр, который стал называться культурно-досуговый центр Орджоникидзевского района. Здесь проводятся большое количество различных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга горожан, конкурсы юных музыкантов, певцов, встречи с поэтами и писателями, выставки картин, работает центр народных ремесел, где все желающие могут научиться шить, вязать, вышивать, вырезать фигуры из дерева и т.д. (приложение фото 10, 11, 12, 13)

- В районе имеется 6 библиотек. Это место понравится тем, кто любит чтение, но не могут постоянно покупать книги. Здесь вы можете воспользоваться читальным залом, и почитать книги любимых авторов тут же в библиотеке, или взять их для чтения дома.

Квалифицированные библиотекари помогут сориентироваться в большом разнообразии мира книг. Школьники здесь очень частые гости. По книгам, газетам, журналам они изучают историю родного города. Здесь также проводятся большое количество различных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Новокузнецке. (знакомство с писателями, с их произведениями) (приложение фото 14)

Физминутка.

В городе родном живем,
Друг другу улыбаемся.
Спортом занимаемся:
Раз наклон, два наклон,
Руки в стороны ведем.
Спинка ровная у нас, 
А осанка — высший класс.

- В районе есть больница, где жители могут полечиться. Но о здоровье нужно заботиться всегда, а не надо ждать, когда заболит. Поправить свое здоровье, предупредить заболевания можно в профилактории «Полосухинский» (приложение фото 15) здесь заботливые врачи, уютные номера – комнаты, где люди могут отдохнуть после лечения.

- Если пройти по улицам района, увидишь, что дома частного сектора мирно соседствуют с многоэтажками. Люди стараются украсить свои дома. (приложение фото 16, 17)

- Сейчас я предлагаю вам поиграть, построить город будущего с домами, улицами, дорогами, парками и мостами. (строительство макета, воспитатель читает стихотворение)

«Зелёный город» 

Мы посадим липы и клёны,
Будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами. Окружим мы деревьями школу,
Пусть звенит над ней гомон весёлый. Любят зелень советские дети,
Любят видеть деревья в расцвете. С молодыми садами, лесами
Мы расти и цвести будем сами. Пусть цветёт с каждым часом всё краше
Молодое Отечество наше!
(Воронько)

Тема: «Мы память храним о тебе»

Цель: знакомство с шахтерским трудом.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить детей с трудностями шахтерского труда;
  • рассказать, как чтут память шахтеров;

развивающая:

  • развивать любознательность, речь, мышление, внимательность;

воспитательная:

  • воспитывать уважение к труду шахтеров, сохранять память к погибшим.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии орденов и медалей шахтерской славы, памятников.

Ход ООД

Загадка:

Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд.
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна –
С угольком зимой страна!

- Скажите, ребята, что это за рабочая профессия? (ответы детей)

- Правильно, эта загадка про шахтеров. (приложение фото 18)

- Где трудятся шахтеры? (на шахтах)

- В каком районе нашего города много шахт? (В Орджоникидзевском)

- Профессия шахтеров считается очень опасной и тяжелой. Они очень смелые и мужественные люди.

В далекие времена современных машин и комбайнов не было, и шахтеры все делали вручную. Им приходится спускаться под землю, рубить уголь проходя все дальше и дальше. Они большими молотками разбивали каменный пласт, грузили уголь в корзины и вытаскивали их на поверхность. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углем, в других – тянуть за собой вагонетку, груженую углем, для этого приходилось передвигаться на четвереньках. Когда проход в шахту расширялся, уголь складывали на повозки и их вытягивали лошади.

Во время Великой Отечественной Войны, когда мужчины ушли на фронт, для борьбы с фашистами, в шахте стали работать женщины и дети, потому что без угля не могли работать заводы, плавить метал для танков, самолетов, снарядов. Нередко работали в шахтах по многу часов с утра и до вечера.

Шахта – это огромный подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал. Огромные глыбы перекрывают выходы и шахтеры становятся беспомощными. (фото 19)

Физминутка.

Здравствуй, мир (руки вверх)
Это – я (руки на груди)
А вокруг страна моя (раскинуть руки)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног лежит (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья (вправо, влево)
Здравствуй, дом –
Ты самый лучший (раскинуть руки с наклоном)
Здравствуй, край –
родной, могучий! (руки вверх)
Здравствуй же, страна моя! (руки раскинуты перед собой)
Здравствуй, мир! Встречай меня!

- За такой тяжелый и опасный труд шахтеров награждают медалями, орденами (приложение фото 20), хорошо оплачивают их работу, выпускают про них газеты, пишут о них книги, стихи, слагают песни.

- В честь таких сильных и мужественных людей во всех шахтерских городах создают памятники, славя шахтеров и их труд.

- В Новокузнецке в Орджоникизевском районе тоже есть один из таких памятников – это памятник шахтерам погибшим в Великой Отечественной Войне. (приложение фото 21) Этот монумент называется: «Воинам Орджоникидзевского района, погибшим в боях за Родину в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945гг.»;

- «Собор Рождества Христова» построен как мемориал в честь Рождества Христова, возведён в память о 67 шахтёрах, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». (приложение фото 22) Этот храм строился всем миром на пожертвования угольных предприятий и горожан и по праву считается главным мемориалом погибшим шахтерам. Строительство храма было закончено 23 августа 2012 года, в канун Дня шахтера.

- В Орджоникидзевском районе открыт музей «Слава Шахтерам», где собраны, вещи, документы всех тех, кто когда-то трудился в шахтах Орджоникидзевского района.

- В городе Новокузнецке три главных праздника:

  • День города
  • День металлургов
  • День шахтеров, который отмечается в последнее воскресенье августа. На празднике звучат песни о шахтерах.

- Я предлагаю вам послушать одну из них.

(звучит песня о шахтерах)

Тема: «Черное золото»

Цель: обогащение знаний детей о родном крае.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить с природным богатством нашего края – углем;
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные в следствии эксперимента;

развивающая:

  • развивать интерес к экспериментальной деятельности;
  • развивать познавательную активность, любознательность;

воспитательная:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения во время совместной работы;
  • воспитывать умение выслушивать собеседника.

Материалы и оборудование:камни, каменный уголь, стаканчик с водой, палочка, молоток, влажная и сухая салфетки, древесный уголь, лист бумаги, фото с изображением шахтеров и шахты.

Ход ООД

- Ребята, есть на свете страны малые и большие. А наша страна не просто большая - она огромная, и называется она? (Россия)

- Кто из вас знает, как называется край, в котором мы с вами живем? (Наш край называется Кузбасс)

- В каком городе мы живем? (Мы живем в городе Новокузнецке)

- Как называется угольный район города Новокузнецка. (Орджоникидзевский)

- В нашем городе есть заводы, фабрики, шахты, многие ваши папы трудятся на шахтах. Что добывают на шахтах?

- Давайте рассмотрим камни. Здесь и белые, и розовые, и серые, и черные. Ребята, как вы думаете какой из этих камней уголь?

- Рассмотрите кусочки угля (раздать детям кусочки угля). Что вы можете сказать, какой уголь? (ответы детей: черный, блестящий)

- Уголь имеет запах? (Нет, уголь не пахнет)

- Уголь твердый или мягкий? Как вы это определить? (Нужно его сжать.)

- Как вы думаете, почему уголь называется каменным?

Вывод: он твердый, как и другие камни.

- А, уголь такой же прочный, как и другие камни? Как это проверить? (предположения детей)

- Как думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? 

- Я попробую разбить камни молотком, а вы смотрите, что произойдет?

Вывод: каменный уголь не прочный, хрупкий, он рассыпается от удара на множество мелких кусочков.

- Посмотрите на свои руки, что произошло?

Вывод: уголь пачкается.

- А, углем можно писать? Докажите. (дети рисуют на бумаге) Положите уголь и вытрите руки салфеткой.

- Как вы думаете, вода поменяет цвет, если туда положить уголь? (ответы детей)

- Опустите угольки в стакан с водой и посмотрите, что с ним произойдет? (дать возможность высказаться детям)

- Уголек утонул, или плавает, почему?

Вывод: каменный уголь тяжелый.

- Посмотрите, что появилось на поверхности уголька?

- Это пузырьки воздуха. В каменном угле есть воздух. Вода вытолкнула воздух на поверхность, и мы видим эти пузырьки.

- Возьмите палочки и размешайте воду.

- Уголь растворился в воде? Вода окрасилась?

Вывод: уголь в воде не растворяется, воду не окрашивает.

- Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной жидкости.

Физминутка.

- Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Он состоит из остатков погибших деревьев, которые росли миллионы лет назад. Они разлагаются, гниют. Проходит очень много лет, пока стволы поваленных деревьев превратятся в уголь.

- Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а также глубоко под землей. Для его добычи строят шахты. Шахта – это большой глубокий колодец, где рубят уголь и поднимают его наверх. Люди, которые добывают уголь, называются шахтерами. Труд шахтеров очень тяжелый и опасный. В настоящее время добывать уголь помогают машины – комбайны (приложение фото 23), и на верх вывозят его маленькие вагончика, называемые вагонетками (приложение фото 24).

- Как вы думаете, где использует человек каменный уголь? (ответы детей)

- Каменный уголь хорошо горит и выделяем много тепла. Человек использует его в качестве топлива, как в быту для обогрева жилища, так и в промышленности. Уголь помогает плавить металл, вырабатывать электроэнергию, греет воду, обогревая дома, магазины, детские сады. Благодаря углю, металлургические заводы выпускают чугун и сталь. По рельсам, выпущенным на заводах Новокузнецка ходят трамваи и большинство поездов России. Благодаря углю машиностроительные заводы выпускают оборудование для шахт, электродвигатели и бытовые приборы: пылесосы, стиральные машины, утюги. Продукция заводов отправляется в другие страны. В прошлые века много угля использовалось для транспорта. Сгорая он двигал паровозы, машины. Угольным порошком наполняют фильтры для очищения воды. А еще из каменного угля производят краски, пластмассу, линолеум и используют в резиновой промышленности. Из него делают даже горючее для машин. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло. Уголь называют черным золотом.

Да здравствуют наши шахтеры,
Бессмертный и дружный народ!
Добытчики черного солнца
Проходчики черных пород.

- Давайте нарисуем угольками картины и сделаем выставку.