Конспект урока по математике для детей с умеренной умственной отсталостью. Число и цифра 8. Решение примеров на сложение и вычитание

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: закрепление умений решать примеры на сложение и вычитание в пределах 8.

Задачи:

  • Закрепить математические умения сложения и вычитания в пределах 8 (образовательная).
  • Формирование мыслительной активности, внимания (навыка различения, называния, сравнения предмета с изображённым образцом; устойчивость) через выполнение математических упражнений (коррекционно-развивающая).
  • Воспитывать интерес к предмету математики (воспитательная).

Оборудование:  Алышева Т.В.  Математика. Рабочая тетрадь.1 класс: пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2012. - 103с.: илл.

Ход урока

1. Организация начала урока

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

- Проверьте, всё ли готово к уроку: тетрадь, ручка, числовая лента.

2. Актуализация знаний. Подготовка к закреплению знаний. Устный счёт.

- Закрыли глаза. Мы очутились на сказочной поляне. Светит солнышко, поют птички. Идём мы по поляне и видим, стоит красивый дом.

Открыли глаза.

Посмотрите, а сможем мы зайти в него? (нет, висит замок)

- Как открыть этот замок, ключей три, а нам нужен один. (раздаточный материал, на котором 3 ключа)

- Я знаю, что нам подойдёт вот этот ключ. (показываю образец)

- Ваша задача – на своих листочках найти точно такой же ключ. (дети выполняют)

- Молодцы! Теперь мы сможем открыть домик. (убираю замок)

- А кто же живёт в этом домике? Чтобы узнать, выполним следующие задания.

- Вспомните, пожалуйста, какое число и цифру мы с вами изучаем? (8: у восьмёрки два кольца, без начала и конца)

- Посчитайте от 1 до 8.

- А теперь обратно от 8 до 1.

- Молодцы! Перед вами числа, они все перепутались. Расставьте числа в порядке возрастания: начинаем 1,2,3… (дети расставляют)

- Сыграем в нашу игру: «Какое число спряталось?» (играем)

- А теперь пришло время узнать, кто же живёт в домике. Переверните наши цифры и прочитайте. (куклы)

- Но не простые куклы.
Есть игрушки расписные
Складные да ладные
Они повсюду славятся
Да и вам понравятся.

- Это расписная русская народная игрушка, внутри которой находятся подобные ей куклы, меньших размеров. Кто догадался? (матрёшка)

- В нашем домике живут матрёшки. (показываю)

- Кукла первая толста
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки. (достаю вторую)

В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.

Половинку отвинти плотную, притёртую –
И сумеешь там найти куколку четвёртую.
Вынь её и посмотри
Кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры – куколки стоят.

- Сколько всего матрёшек, посчитаем (8)

- Ну а теперь немного отдохнём. (физкультминутка)

3. Закрепление новых знаний.

- Мы с вами отгадали, кто живёт в домике – матрёшки.

- Сколько их? (8)

- Матрёшки хотят посмотреть на нас, как мы научились решать примеры на сложение и вычитание в пределах 8.

- Что мы будем сегодня делать? (решать примеры)

- Что есть в примерах? (числа, знаки)

- Какие знаки вы знаете?  (+, -, =)

- Что мы будем делать, если стоит знак «+»?  (добавлять)

- Если знак «-«? (убирать)

- Молодцы! Приступаем к работе, матрёшки за нами наблюдают.

- Открываем рабочую тетрадь стр. 98 №51.

- Составим по каждому рисунку пример на сложение и решим их.

- Смотрим на 1-ый рисунок. Что нарисовано? (зонтики)

- Зонтики отличаются друг от друга? Чем? (одни синие, другие красные)

- Пример на сложение, стоит знак «+», что мы будем делать? (добавлять)

- Считаем сначала синие зонтики (4)

- Запишем в 1-й клеточке.

- Считаем красные (2)

- Записываем во 2-ю клеточку.

- А теперь, что будем делать? (сосчитаем, сколько всего)

Аналогично 3 рисунка

- Молодцы! Матрёшкам тоже нравится, как вы работаете. Продолжаем дальше. Сейчас мы с вами попробуем решать примеры на вычитание, т.е. со знаком «–». Но уже не будем пользоваться картинками, а находить ответы будем с помощью числовой ленты. Покажите мне её.

- Отлично! Открываем рабочую тетрадь стр.102 №60 (1 столбик)

Решаем 4 примера.

- Молодцы! А сейчас отдохнём (физкультминутка).

4. Повторение материала.

- Скажите, что мы сейчас делали? (решали примеры)

- Наши матрёшки пришли не с пустыми руками. Они принесли своих сестричек, чтобы подарить вам. (раздаю)

- Переверните матрёшку. Что здесь написано? (примеры)

- Чтобы решить эти примеры, нужно воспользоваться нашей числовой лентой. Возьмите ручку и запишите после знака равно ответы.

Дети решают.

- Молодцы! А раскрасить матрёшку, как вам захочется, вы сможете дома или на перемене.

5. Подведение итогов урока.

- Положили всё на край стола. Заканчивается урок. Скажите, пожалуйста, чем вы сегодня занимались на уроке? (решали примеры)

- Какие были примеры, с какими знаками?

- Когда стоял «+» мы что делали?

- Когда «-»?

- Молодцы! Вот и матрёшки очень довольны вами, они посмотрели и увидели, что умеете вы решать примеры на сложение и вычитание.

Давайте попрощаемся с матрёшками.

- Чтобы ваши матрёшки были такие же красивые, как и эти, которые пришли в гости, за вашу работу прикреплю им цветочки.

- Спасибо за вашу работу. Урок закончен.