Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.
Задачи:
- образовательные: сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;
- развивающие: развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;
- воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.
Тип урока: объяснение нового материала.
По завершению урока учащийся должен:
- Знать: что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и пресные озера;
- Уметь: показывать озера на карте.
Технологии: урок с использованием ИКТ и проблемного обучения.
Оборудование:
- Средство ТСО: компьютер, проектор, экран.
- Дидактический и наглядный материал: Маршрутные листы, учебники, карта полушарий и физическая карта России, атласы, параллельно демонстрируются слайды.
Ход урока
I. Организационный.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, у нас сегодня гости. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.
II. Изучение нового материала.
- Объект, о котором мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, местом отдыха, источником богатства и вдохновения для создания прекрасной музыки и картин. Это детище уникального творца – природы.
Учитель. Послушайте и отгадайте загадку, которая подскажет нам тему сегодняшнего урока. Слайд №1.
Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).
Учитель. Правильно. Это озеро. Тема нашего урока «Озера-голубые глаза России». (Озера). Запишите в тетрадь. Слайд №1.
Учитель. ВО время урока мы
- познакомимся c озерами нашей родины и их типами;
- - заслушаем сообщения о роли озер в истории России. Слайд №2.
Учитель. Ребята, а кто из вас видел озеро?
Учитель. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас оно ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.). (Ответы детей)
Задание. Попытайтесь, сформулировать определение понятия «озеро». (Дети отвечают).
Учитель. Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника. Стр. 123.
Озеро – это водоем в природном углублении на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой.
Записываем определение в тетрадь. Слайд 4
Учитель. Для того чтобы сформировалось озеро, необходимы два главных условия – наличие воды и понижение в рельефе, в котором скапливается эта вода, - озерная котловина.
Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но мы сейчас постараемся на него ответить.
В тетрадь ТИПЫ ОЗЕРНЫХ КОТЛОВИН
Откроем атлас: «Физическая карта России».
Учитель. Итак, внимание на экран.
Рассказ учителя.
1. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Такие озерные котловины называют - тектоническими Как правило, такие озера очень глубокие и имеют вытянутую форму вдоль разлома. Слайд № 5,6
А как вы думаете, а в России есть такие озера? - Найдите Байкал на карте.
Самое глубокое озеро в мире Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире.
ИСТОРИЯ
Побережье Байкала в 19-20 веках было местом ссылки, туда в горы Южной Сибири на каторжные работы ссылали заключенных. Работа была невыносимо трудная, каторжники постоянно бежали из мест заключения - на их пути лежал Байкал. Послушайте фрагмент песни Славное море - священный Байкал.
- «Омулевая бочка» – это корабль.
- Баргузин – это ветер с Байкала.
В русской истории немало преданий и действительных исторических событий связано с озерами.
2. Остаточные озера – образуются в прогибах земной коры, это остатки древних морей. За свою величину их называют морями.
КАСПИЙСКОЕ море-озеро
Учитель: Пользуясь физической картой России, определите названия географических объектов на фрагменте карты.
3. Ледниковые озера образовались на месте впадин, углубленных ледником, как правило, они глубоки, вода в них чиста и прозрачна. Большинство таких озер имеет причудливое очертания, крутые берега, неровное скалистое дно. (Онежское. Ладожское Ильмень, Псковское, Чудское)
Названия некоторых озер вам известны. Вспомните уроки истории.
- На каком озере произошло Ледовое побоище?
- По какому озеру в годы ВОВ проходила «Дорога жизни»?
- Какие исторические события связаны с озером Ильмень?
Творческая группа уч-ся подготовила проект под названием: «Озера России в истории страны» ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ
4. Для полуострова Камчатка характерны экзотические озера вулканического происхождения. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.) Слайд № 12
5. Часто в поймах рек встречаются озера-старицы, они представляют собой остатки прежних речных русел. Имеют дугообразную форму, берега таких озер сильно заболочены. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Такие озера есть в пойме Волги, Оби, Иртыша и в Егорьевском районе Слайд №13
6. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе). Слайд №14.
Динамическая пауза. (Закрыть экран) ВОСЬМЕРКА
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончена. Ты молодец!
Учитель. Посмотрите на карту. Как вы считаете, почему озера не высыхают? (потому что в них впадают реки …, ) Правильно.
Учитель. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные озера. Посмотрите на схему Давайте попробуем сформулировать определения. Слайд №22.
- Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают.
- Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.
Сточные |
Байкал, Онежское, Ладожское. Ильмень |
Бессточные |
Каспийское, Эльтон, Баскунчак |
Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, а что такое соленость? (количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилях - тысячных долях числа).
Учитель. Все озера по солености можно разделить на 3 группы: пресные, солоноватые и соленые
Пресные | Байкал, Ладожское и др. |
Солоноватые |
Каспийское |
Соленые |
Эльтон, Баскунчак |
Учитель. Как использует озера человек?
Озера с древних времен используются человеком (ловят рыбу разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Голубые глаза” планеты, в том числе и озера России, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.
Слайд № 18. Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.
III. Итоги урока.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, на сколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы теста: Слайд № 19.
Итак,друзья, мои сегодня вы сделали большой шаг, что бы узнать, понять и полюбить «Голубые глаза России».
Большое спасибо за вашу работу, вы хорошо потрудились и получаете хорошие отметки выставить оценки
IV. Домашнее задание.
Слайд № 20. Теперь обратите внимание на домашнее задание. Прочитать 31 параграф, описать озеро Байкал по плану. Приготовить сообщения о необычных озерах мира (по желанию).