Эмоциональный интеллект, как основа межличностных отношений дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В связи с введением ФГОС, образовательный процесс строится на взаимодействии всех его участников. Поэтому психологи, как нельзя лучше погружаются в процесс дошкольного образования, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения. По мнению А.В. Запорожца, такие специфически человеческие психические качества, такие как мышление, воображение, воля, социальные и нравственные чувства, не могут возникнуть ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта ребенка. 

Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность. Она не возникает стихийно, а целенаправленно строится, задается другими людьми в процессе общения ребенка с ними. В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Именно развитие общения ребенка с другими детьми, развитие отношений между ними, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, открывает перед ним все новые возможности усвоения различного рода знаний и умений. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Далеко не всегда отношения с другими складываются у ребенка легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Поэтому изучение формирования межличностных отношений и факторов, на них влияющих, у детей в дошкольном возрасте является актуальным.

Одним из факторов, влияющих на межличностные отношения, является эмоциональный интеллект. В широком смысле эмоциональный интеллект рассматривается, как способность личности к эффективному общению за счет умения понимать и управлять своими и чужими эмоциями; умения воспринимать эмоции окружающих людей и возможности влиять на них, а также умения рефлексировать свои собственные эмоциональные состояния и контролировать их проявления. Традиционно в круг функций эмоционального интеллекта включаются повышение эффективности коммуникации, оптимизация межличностных отношений, социально-психологическая адаптация. Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно, и для него самого. Так он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Сейчас существует множество методик, направленных на развитие умения выражать эмоции, саморегуляции эмоций, развитие эмоционального интеллекта – умения распознавать эмоции. Приведем примеры упражнений по знакомство распознавания эмоций: игра “Волшебные шары”, упражнение “Закончи предложение”, занятия, посвященные каждой отдельной эмоции. Интересны упражнения по погружению в эмоции: упражнения «удивись, как Зайчик», «порадуйся, как Маша», «покажи, как огорчились дед и баба», упражнение «Улыбка», упражнение «Солнечный зайчик», упражнение на выражение агрессии «Камушек в ботинке», упражнение на выражение агрессии «Ругаемся овощами», упражнение на снятие напряжения «Бараны».

Также для развития эмоционального интеллекта можно применять ролевые игры (игры-драматизации, игры-перевоплощения, игры-инсценировки, обязательно с участием взрослых, в которых дети самостоятельно управляют своими эмоциями. А на заключительном (релаксация) этапе можно применять следующие упражнения: «Снежинки», «Что рассказало море». Занятия заканчиваются созданием общего рисунка – пожелания друг другу. Данные упражнения для развития эмоционального интеллекта дошкольников могут применять в своей работе не только психологи, но и другие педагоги дошкольных учреждений.

Список литературы.

  1. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: Избранные психологические труды в 2-х тт. Т. 1. М., 1986. – 432 с.
  2. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2007. – 464 с.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001. – 752 с.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 2008. – 368 с.
  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001. – 384 с.
  6. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя»: Психотерапевтические истории для детей. – М., 2010. – 216 с.
  7. Венгер А.Л. Психолог в детском саду. – М., 1995. – 364 с.
  8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М., 2011. – 478 с.
  9. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2004. – 255 с.
  10. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1998.
  11. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002. – 176 с.