Обсуждая проблемы современного духовно-нравственного воспитания молодежи в России и необходимость создания условий для формирования гармоничной личности, следует понимать, что вопросы духовности, нравственности, этики, морали, проблемы образования и воспитания волнуют человечество с давних времен.
В словаре Ожегова С.И. даны следующие определения духовности, нравственности и воспитания:
- Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
- нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами;
- воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Одной из важных стадий становления личности является молодость. Именно в молодости складывается образ жизни как личностная характеристика и как отношения к социальным, профессиональным и семейным обязанностям.
Что означает словосочетание «образ жизни»? По мнению немецкого философа Фридриха Фёрстера, оно означает то, что мы сами ведем свою жизнь определенным образом, а не позволяем ей вести нас за собой. Античная легенда «Геракл на распутье» полна глубокого смысла: сильный человек не может стать завоевателем жизни, ее законодателем и организатором не иначе как в начале жизненного пути, поставив себя перед абсолютным выбором. То- есть сделать принципиальный и единственно правильный выбор между добром и злом.
Жизнь преподносит нам целый ряд испытаний, зачастую намного более значительных и намного сильнее проливающих свет на то, каковы мы в глубине души и на что мы действительно способны, чем все официальные экзамены, которые нам приходится сдавать.
«Профессиональное образование» означает для большинства людей только техническое и научное обучение, подготовку к будущей профессии. Государственный образовательный стандарт третьего поколения определяет результативность образовательного процесса через сформированные компетентности, обеспечивающие готовность и способность выпускника успешно осуществлять профессиональную деятельность на основе приобретенных знаний, умений и навыков, а также личностного отношения к этой деятельности. К сожалению, мало кто думает о том, что для достижения действительного успеха в профессиональной жизни сильный характер зачастую гораздо важнее, чем знания и навыки человека, что лишь высокоразвитое сознание гарантирует профессиональным знаниям правильное применение.
Как много людей в профессиональной жизни терпят фиаско – не потому, что не доучились, а потому, что им не хватает элементарной мудрости в контактах с людьми, потому, что им неизвестно, что такое самообладание, самодисциплина, пунктуальность, верность заключенному договору – писаному и неписаному.
В нашем колледже стало традицией проведение мероприятий, направленных на формирование профессиональных качеств. Колледж сотрудничает с организацией Городской центр “Дети улиц”. Психологи проводят интерактивные игры, мониторинги, тренинги со студентами.
Большой воспитательный потенциал несёт мероприятие-акция «Открытка надежды». Цель акции – проверка готовности самих молодых людей бороться за сохранение своего здоровья, своей жизни, своего будущего.
«Открытки надежды» распространяются по школам, государственным и общественным организациям города Москвы. Они являются своеобразным бюллетенем для «голосования». Получив открытку, молодые люди становятся участниками акции и получают возможность выразить сознательное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и готовность изменить свой образ жизни.
Для наглядного представления результатов проведённой акции используется чёрное полотно, символизирующее мрак непросвещенности, площадь поверхности которого соответствует общей площади поверхности всех открыток, использованных в акции. Белые открытки, извлечённые из урны для голосования наклеиваются на это черное полотно, символизируя число просвещённых и готовых изменить свою жизненную позицию в общей массе безразличия и безграмотности. Но на этом полотне остаются черные пятна от открыток, которые были выброшены в урну.
В результате этих мероприятий формируются толерантность, терпимость, самодисциплина, профессионализм, гуманность.
Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость.
Восстановление утраченных позиций гуманистического воспитания возможно только на основе духовных традиций национальной культуры, национального самосознания и интернациональной терпимости, развития духовного мировосприятия, защиты молодежи от асоциального воздействия современной психокультуры.
Современное поколение подростков, (воспитанное на кинобоевиках, в которых герой-супермен отстаивает так называемые «общечеловеческие ценности» путем удвоенного насилия; на кинороликах, в которых улыбающиеся мужчины в камуфляжной форме едут на танках и бронетранспортерах убивать ни в чем не повинных мирных жителей, прикрываясь опять-таки защитой демократических идеалов), утверждает для себя принципом жизни культ силы и оказывается заложником и жертвой среды обитания.
Актуализации вопросов гражданского, патриотического и нравственного воспитания студентов способствовала литературно – музыкальная композиция «И врагу никогда не добиться, чтоб сломилась твоя голова».
Предлагаемый сценарий рассказывает о поколении, прошедшем большую войну, которое «вынуждено было воевать, потому что враг вторгся на нашу землю с определённой целью – уничтожить наши народы, превратить их в рабов… Война ужасна, ведь люди убивают друг друга…
И мы шли, пожалуй, не столько убивать, сколько «жертвовать собой»…
Участие в подготовке и проведении такого вечера способствует пробуждению в молодых людях:
- гражданских чувств: гордости за свой народ, свой родной язык, свою страну, населённую людьми разных национальностей, которые общими усилиями победили фашизм в Великой Отечественной войне;
- ответственности за судьбу Отечества, ее национальную независимость, за судьбу своего и будущих поколений;
- интернационализма, уважения ко всем народам доброй воли.
Процесс становления личности - это процесс социализации индивида.
В ходе своей жизни человек выполняет множество социальных ролей. Если эта роль выполняется длительное время, она оказывает заметное влияние на личностные качества.
Жизненный путь личности зависит от того, как сочетаются потребности и ценности у личности. Люди по-разному видят смысл жизни. Для одних это личный успех любой ценной, для других - творчество.
Такие специальности как “Туризм”, “Право и социальное обеспечение”, “ДОУ” позволяют студентам по-разному раскрывать свой личностный потенциал. Сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план – необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем.< /p>
Э.Шейн выделил восемь основных карьерных ориентаций (якорей).
- Профессиональная компетентность.
- Менеджмент.
- Автономия (независимость).
- Стабильность.
- Служение.
- Вызов.
- Интеграция стилей жизни.
- Предпринимательство.
Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияет на выбор жизненного пути человека.
Когда молодой человек говорит: «Я хочу стать юристом» или «Я хочу стать специалистом в туризме», то следует уточнить, каким именно специалистом?
Когда мы говорим о «человеческом факторе» и катастрофах, обычно подвергаем сомнению либо профессиональные компетенции специалиста, либо какие-то его личностные черты, связанные с безответственностью, разгильдяйством, бессовестностью. Как видно, у профессионала две составные: его компетенции и личностные качества. Возникает вопрос: почему, когда мы начинаем говорить о подготовке востребованных и «продвинутых» специалистов, чаще упоминаем только одну сторону – компетенции, знания, умения и навыки, которые необходимо дать ему в процессе профессиональной подготовки? И лишь после этого вспоминаем о том, что еще существует и воспитание как одна из функций, которая то ли сопутствует, то ли сосуществует наряду с профессиональным образованием. Действительно, человек, лишенный нравственного чувства, опасен для окружающих. Если он специалист среднего звена, последствия его деятельности уже могут быть плачевными для многих других людей. А что будет, если безнравственен человек, владеющий новейшими технологиями? Такой профессионал несет в себе потенциальную угрозу для всего человечества. И перед нами встает важнейшая задача - воспитать не только высокоинтеллектуальную, но и высоконравственную личность. Человек XXI века должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и творческой личностью, способной принимать нетривиальные решения, человеком высоконравственным, мобильным и толерантным.
Современному человечеству как воздух, как вода и огонь необходим здоровый творческий оптимизм. Мы стоим на пороге новой эпохи, нам нужны новые, творческие идеи, и в довершении всего – мы должны верить, что грядущее обновление нам удастся. Мы должны приступить к разрешению предстоящих задач с достоинством и спокойствием, ибо от успеха наших трудов зависит дальнейшее развитие мировой истории. Во многих областях жизни от нас потребуются огромные усилия, ибо речь идет о социальном, политическом, культурном и религиозном обновлении.
Список литературы
1. Ильин И. Поющее сердце. М., «Мартин», 2006.
2. Ферстер Ф.В. Образ жизни, который мы выбираем. М., «Райхль», 2010.