В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование становится первой и самой ответственной ступенью в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Русская классическая педагогика с усвоением родного языка связывала все духовное развитие ребенка. Огромное влияние языка на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Ефима Ароновича Аркина, Елизаветы Ивановны Тихеевой, Александра Николаевича Гвоздева, Льва Семеновича Выготского и др.).
ФГОС выделяет речевое развитие как одну из 5 образовательных областей и раскрывает ее составляющие, важнейшими из которых являются развитие звуковой культуры речи и формирование предпосылок к обучению грамоте.
Одним из направлений инклюзивного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школьному обучению. Однако у значительной части воспитанников ДОУ, посещающих группы общего развития, при поступлении в школу появляются трудности в освоении ими общеобразовательных программ. Одной из причин возникающих трудностей являются фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи у детей дошкольного возраста. Организация и осуществление коррекции речевых нарушений в условиях ДОУ позволяет устранить либо значительно уменьшить проявление речевых дефектов у детей, что положительно сказывается на развитии личности ребенка в целом. Мой стаж работы насчитывает уже 30 лет. Я работаю воспитателем в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных логопедических групп, и хочу поделиться опытом коррекционной работы по звуковой культуре речи в средней группе общеразвивающей направленности на базе логопункта.
Работа воспитателя по формированию правильного звукопроизношения, не должна отождествляться с работой логопеда по коррекции речевых нарушений. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой развитие звуковой культуры речи включает:
- формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз,
- правильного речевого дыхания,
- умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).
В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же, как и логопед, занимаются пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи. Воспитателю необходимо иметь представление об основных нарушениях речи дошкольников (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.
Все эти задачи будут реализовываться только в том случае, если работу по развитию звуковой культуры речи с детьми дошкольного возраста проводить планомерно, систематически, во всех видах организованной детской деятельности (Приложение 1).
В средней группе работа по звуковой культуре речи проводится со всей группой в основном как часть занятий по развитию речи (5–8 минут): на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию связной речи в процессе пересказывания детьми сказок, рассказов, воспроизведения стихотворений, при обучении описанию игрушек, картин. Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом занятии (часто на одном и том же материале) решается несколько задач, дает возможность воспитателю более рационально организовать занятие, сделать его при меньшей затрате времени более насыщенным.
Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.
Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.
Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, организуются дополнительные занятия по заданию логопеда: индивидуальные или групповые (в группы по 3-4 человека подбираются дети с одинаковыми нарушениями речи). Работа, проводимая вне занятий, предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и даёт возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.
Педагогический процесс, реализуемый в работе с детьми с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием, содержит два вида преемственной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя:
- преемственность в развитии речи (исправление дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов, обучение грамоте)
- преемственность развитии внеречевых психических процессов.
При ведущей роли учителя-логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФНР и ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
Цели:
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Профилактика нарушений звукопроизношения.
- Активное участие под руководством логопеда в коррекционной работе по исправлению недостатков произношения.
Задачи:
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
- закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
- формирование диалогической и монологической форм связной речи;
- закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
- закрепление навыка чтения;
- подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
- развитие памяти, внимания, мышления.
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия (Приложение 2).
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. Основные направления и цели работы воспитателя под руководством учителя-логопеда на различных этапах коррекции звукопроизношения можно представить в виде следующей таблицы (Приложение 3).
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
- создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Формы организации коррекционной работы воспитателя
- Артикуляционная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Логопедические пятиминутки во время основных занятий.
- Индивидуальная и подгрупповая работа во второй половине дня.
- Закрепление речевых навыков во время режимных моментов.
Наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Игры повышают эмоциональный настрой и вызывают положительные эмоции. Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Все дидактические игры по коррекции недостатков звуковой культуры речи можно разделить на следующие виды:
- Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания
- Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия и формирование элементарного звукового анализа
- Игры на развитие голоса и речевого дыхания
- Игры и упражнения на координацию речи с движением
- Игры на развитие мелкой моторики рук
- Игры на развитие артикуляционной моторики
- Игры и упражнения для автоматизации звуков изолированно, в слогах и словах
- Игры для автоматизации звука в предложениях (Приложение 4)
Планируемые результаты
К концу года дети средней группы:
- Дети в достаточной степени владеют артикуляционным аппаратом, могут повторять движения по показу педагога.
- Правильно артикулируют все изученные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи.
- Четко дифференцируют все изученные звуки.
- Понимают и употребляют в речи термины «слово», «звук».
- Умеют сравнивать слова по протяженности.
- Умеют интонационно выделять звук в слове.
- Умеют определять и называть первый звук в слове.
- Умеют называть слова с заданным звуком.
- Умеют различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие без использования терминологии.
Высокие показатели уровня развития звуковой культуры речи детей возможны при том условии, если работа организуется систематически, целенаправленно и планомерно во всех видах детской деятельности. Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят учитель-логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы. Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и разработки приёмов и методов проведения занятий, каждому из них предоставляется свобода творческих поисков.
Использованная литература
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания / Быстрова Г.А., Сизова З.А., Шуйская Т.А. – СПб.: КАРО, 2001. – 112 с.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М: 1935.
- Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?: развитие у детей речевых возможностей, языковых способностей. – М.: Гном и Д, 2001. – 110 с.
- Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына, Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 4-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы / Сост. Кыласова Л.Е. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
- Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал / сост. Рыбина А.Ф. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.
- Левчук Е.А. Музыка звуков: автоматизация и дифференциация звуков в стихах, пословицах, поговорках, загадках, рассказах и былинах. – СПб.: "ДЕТСТВО – ПРЕСС", 2004. – 64 с.