Дистанционная форма обучения — это демократичная, социально ориентированная технология обучения, реально позволяющая получить необходимые знания самой уязвимой категории школьников – детям-инвалидам. Именно данная форма позволяет обучающимся взаимодействовать с удаленной учебной развивающей средой и информационными образовательными ресурсами. Сегодня при реализации дистанционных технологий на первый план выходит решение основной задачи – создание необходимых условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого путём применения здоровьесберегающих технологий. В результате внедрения дистанционных технологий увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на школьников за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности; активизируется самостоятельная деятельность обучающихся; создаются более комфортные условия для изучения математики, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся».
Математика является одним из самых сложных учебных предметов общеобразовательной школы. Однако обучать математическим навыкам и умениям необходимо всех - экзамен по математике обязателен для всех школьников, в том числе и для выпускников с инвалидностью.
Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Существуют различные формы дистанционного обучения: чат-занятие, веб-занятие, телеконференции, рассылка материалов, общение посредством электронной почты и т.д. Для индивидуализации образовательного процесса подходят ресурсы Skype: возможность демонстрации экрана, при этом транслируя мультимедийные презентации.
Технология дистанционной подготовки к экзамену заключается в том, что с помощью программы Skype на online-занятии материал учебных курсов i-класса с сайта http://iclass.home-edu.ru/ объясняется ученику. Применение кейс-технологии позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику с учетом личных особенностей, уровня подготовки и психологического склада, дают возможность работать самостоятельно в удобном ритме и темпе. Учебный материал для ученика подбирается индивидуально. Дистанционный курс «Подготовка к ЕГЭ: избранные вопросы математики» построен так, что в него включены все аспекты, необходимые для прохождения процедуры Единого государственного экзамена. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль.
Основой для информационного наполнения дистанционного курса явились материалы учителей сети Интернет, собственные методические разработки, демонстрационные версии ЕГЭ, учебные пособия по подготовке к экзамену, материалы единой коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Темы занятий представлены в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике. Каждое занятие включает в себя теоретический материал по теме, тренировочные задания и тесты. На пояснение каждой темы уходит 10-15 минут, с помощью Skype выводим теоретический материал в совместный доступ на экран компьютера, остальное время уделяется решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает каждый учащийся, затем переходим к дифференцированному обучению. Для этого используется дополнительный дидактический материал из КИМов, учащемуся пересылаются задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ЕГЭ. Среди источников информации активно используем сеть Интернет. Учащимся предоставляются ссылки на сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме online. Однако не всегда готовые электронные ресурсы отвечают индивидуальным особенностям обучающихся, тогда у учителя появляется возможность создавать электронные образовательные модули для самостоятельной работы с помощью разнообразных сервисов Googl, а также сервисом Learningapps и включать их в содержание обучения математике. Созданные мной разнообразные по форме и содержанию ресурсы хранятся на сервере сайта и всегда доступны для учителей и учеников. Мы с обучающимися создаем тесты, викторины на сайте learningapps.
Дистанционные образовательные технологии дают возможность качественно осуществлять самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно вносить коррективы и в обучающую деятельность, и в деятельность учения. Дистанционная форма подготовки к экзаменам побуждает учащихся заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования.
Таким образом, подготовка к экзамену детей-инвалидов посредством дистанционных образовательных технологий имеет ряд преимуществ: учебный материал доступен и открыт ученику всегда, вместе с усвоением учебного материала обучающийся становится грамотным пользователем ПК, что дает возможность самому искать нужный материал в сети Интернет, обучающийся сам определяет приемлемый темп обучения; нет отрыва от учебы; обучающийся сам выбирает для себя наиболее удобное время для занятий; возможность задать учителю вопрос и получить консультацию в online-режиме; возможность исправлять свои ошибки и возможность возвращаться к наиболее сложным темам.
Список литературы.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие.- М.: ВУ, 2014.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие // Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008. 45с.
- https://reshuege.ru
- https://mathege.ru
- https://learningapps.org