В настоящее время правительством Российской Федерации определен и достаточно успешно реализуется комплекс долгосрочных целей и задач, которые направлены на развитие системы образования. Приоритет государственной политики в области образования связан с возрастающей ролью человеческого капитала как ведущего фактора эффективного развития экономики страны. В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выявлена потребность в формировании системы образования, которая должна отвечать насущным запросам рынка труда, а также интересам национальной экономики.
Проблема заключается в том, что профессиональная школа оценивает и ценит способность выпускников школы решать познавательные проблемы в учебных ситуациях, а современное общество - способность решать коммуникативные и другие практические проблемы в реальных жизненных ситуациях.
Ключевая идея связана с развитием у учащихся компетентностей, связанных со способностью самостоятельного решения проблем (социального, личностного и преимущественно познавательного значения) через целенаправленное создание условий в образовательном процессе для формирования опыта их решения.
Таким образом, мы рассматриваем человека как субъекта деятельности, способного выполнять различные социальные роли. Любая же человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Образование должно давать опыт решения проблем.
Реализация этой цели предполагает решение ряда таких приоритетных задач, как обеспечение качества образования и эффективности управления образовательными учреждениями. Для их достижения необходимо использовать современные технологии в обучении и управлении, а в основу их реализации должны быть положены принципы проектной деятельности.
В соответствии с определением Государственного стандарта, проект — это уникальный процесс, состоящий из набора скоординированных и управляемых действий, с указанием даты начала и окончания, предпринятых для достижения соответствия определенным требованиям, включая ограничения по времени, стоимости и ресурсам
По своей сути проектирование – это способ планирования и осуществления изменения реальности, при котором следует не только продумать образ будущего (т.е. составить его модель), но и разработать систему реализации своих идей. При этом выделяются следующие этапы:
- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
- оценка результатов проекта (оценка и перспективы нового, изменённого, состояния реальности).
А если изменения затрагивают несколько проблем?
Значит, мы должны иметь программу, которая поможет нам разработать путь движения образовательного учреждения во времени к желаемой цели.
Так мы «выходим» на Программу Развития гимназии.
Осмыслив социальный заказ как необходимость создания условий для социальной адаптации и успешности каждого, мы провели анализ внешних и внутренних факторов деятельности гимназии (использовалась технология SWOT-анализа), который выявил сильные стороны образовательного процесса и проблемы, требующие преобразований. Так были сформулированы идея, задачи, направления Программы развития.
Приоритетными направлениями Программы стали:
- обновление содержания образования в соответствии с ФГОС,
- использование инновационных технологий в образовательном процессе,
- совершенствование управления гимназией на основе исследования и реализации социального заказа на новые образовательные результаты,
- создание в рамках организации внеурочной деятельности и дополнительного образования условий, формирующих новые образовательные результаты учащихся, связанные с компетентностью решения проблем, использования предметных знаний в реальных жизненных ситуациях,
- совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
- разработка системы мониторинга образовательных результатов в соответствии с ФГОС,
- защита учащихся и педагогов от перегрузок, недопущение увеличения личностной «цены» и затрат для получения новых образовательных результатов.
Для их реализации бы разработан долгосрочный проект «Внедрение программно-целевого метода и проектных технологий в управлении гимназией».
В соответствии с этим проектом нами разработаны целевые программы «Новое образование» и «Развитие информационной среды». В соответствии с этими программами разработаны следующие образовательные проекты:
- «Новые стандарты образования»,
- «Успешный гимназист»,
- «Успешный учитель»,
- «Совершенствование работы методической службы»,
- «Профильная школа и предпрофильная подготовка»,
- «Исследовательская культура учащихся»,
- «Государственно-общественное управление»,
- «Повышение ИКТ-компетентности участников образовательного процесса»,
- «Внедрение инновационных технологий»,
- «Обновление материально-технической базы».
Все образовательные проекты концептуально направлены на реализацию Программы развития гимназии. Каждый проект имеет своего координатора и за время своего существования проходит 4 фазы развития:
- разработка ключевых понятий проекта (определение цели, формулирование ожидаемого результата, вычленение форм организации деятельности, определение условий, проговаривание ожидаемых ограничений и рисков в реализации проекта);
- планирование (разложение проектных действий на доступные для понимания действия участников проекта, обсуждение источников финансирования);
- реализация (работа по плану);
- подведение итогов работы, постановка задач на будущее.
В 2017 году в рамках программы «Развитие информационной среды» разработан проект «Создание инновационных моделей развивающей образовательной среды через организацию работы медиастудии в образовательных организациях разного уровня». Данный проект реализуется на основе договора о сетевом взаимодействии с МАДОУ «Детский сад № 7 «Светлячок».
Актуальность данного проекта состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Цели проекта:
- Создание медиастудии в образовательных организациях.
- Воспитание творческой индивидуальности ребенка средствами художественной деятельности, раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся современными техническими средствами обучения.
- Выявление и поддержка одаренных детей.
- Интеграция детей с особенностями развития в общество здоровых детей.
Приобщение ребенка к миру мультипликации и кинематографа имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. В этом заключается новизна проекта.
Проект ориентирован на развитие интеллектуальных, коммуникативных, эстетических, исследовательских сфер деятельности обучающихся и позволяет средствами дополнительного образования формировать ценностные ориентиры и овладение основами творческой деятельности, проявить и реализовать свои творческие способности в системе непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста до старшего школьного возраста, что создает условия для более полного раскрытия природных задатков учащихся и является подготовительным этапом для дальнейшей профессиональной деятельности. Медиастудия даст ребенку возможность раскрыть талант, а значит поможет ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь. Проекты медиастудии будут представлены на всероссийских конкурсах и фестивалях, на фестивале «Медиа-волна» Всероссийского детского центра «Орленок».
Совместная деятельность в медиастудии способна развивать творческий потенциал ребёнка, влияя на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формируя потребности и ценностные ориентации у дошкольников. Приобретение дополнительного оборудования и внедрение ИКТ в образовательный процесс дают возможность детям оживить свои представления о мире, счастье и учат взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. В дальнейшем начнется совместная работа взрослых и детей по реализации общего замысла: созданию мультфильмов и фильмов.
Наиболее оптимальной для нашего коллектива оказалась матричная структура в реализации проектов, при которой педагоги, выполняя свои должностные обязанности, участвуют в образовательных проектах.
Деятельность администрации гимназии при этом направлена на доведение до уровня понимания и принятия участниками реализации Программы развития цели, на достижение которой они работают, их роли в этой работе. Реализация такой деятельности даёт уверенность администрации, что она знает, какой конечный результат должен быть получен к определённому моменту времени, какие действия кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата.
Внедрение программно-целевого метода и проектных технологий в управлении гимназией позволяют говорить о некоторых результатах, достигнутых в 2016-2017 учебном году:
- Выпускники основной школы по итогам государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по всем предметам показали результат выше результата 2016 года. Кроль Анастасия на экзамене по русскому языку набрала максимальное количество баллов.
- Ежегодно обучающиеся 10 и 11 классов по итогам учебного года показывают стабильно высокий процент качества обучения. Выпускники средней школы по итогам государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ показывают результаты выше районного и областного уровней. В 2017 году одна выпускница (Должикова Дарья) на экзамене по русскому языку набрала максимальное количество баллов.
- Стипендиатами Главы Чудовского муниципального района стали 5 обучающихся гимназии.
- В областном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 46 обучающихся гимназии, из них 2 обучающихся стали победителями областного этапа всероссийской олимпиады школьников и 3 обучающихся - призерами областного этапа всероссийской олимпиады школьников. Один обучающийся принял участие в всероссийском этапе всероссийской олимпиады школьников по экономике.
- В 2017 году Мигунова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов, заняла почетное III место в районном конкурсе профессионального мастерства в номинации «Учитель здоровья – 2017».
- Организовано взаимодействие с издательством «Русское слово» по вопросу апробации современных активных приемов и методов обучения в соответствии с ФГОС.
- Продолжилось активное внедрение электронного обучения в том числе через учебные платформы «Веб-грамотей», «Учи.ру», «Инфоурок», «Просвещение».
- Гимназия является межрегиональной комплексной сетевой экспериментальной площадкой «Проектирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
В начальной школе гимназии в 2016/2017 учебном году проводились занятия по метапредметному курсу «Мышкин дом», который построен на основе системно-деятельностного подхода и направлен на формирование у учащихся знаний и умений, связанных:
- с использованием эргономичных и безопасных для здоровья приемов работы с ИКТ-технологиями;
- с организацией деятельности по поиску и фиксации информации и ее обработке различными средствами ИКТ;
- с построением простейших моделей объектов и процессов (основы алгоритмизации).
Выгодно ли коллективу гимназии работать в проектном режиме?
Мы думаем – да:
- для администрации это удобно, так как затрачивается время на разработку проекта, а затем лишь на контроль его выполнения на ключевых точках. При этом возможен «запуск» сразу нескольких проектов. И хорошая возможность изучить кадровый потенциал работников;
- для руководителя проекта это позволяет проявить себя и получить опыт и результат как лидера, этот опыт идёт в его «личную копилку» и становится основой последующего карьерного роста;
- для члена команды по проекту это возможность проявить себя и пополнить своё портфолио.
Невозможно жить в изменяющемся мире, не изменяясь самим и не изменяя систему образования и отдельно взятое образовательное учреждение.
И хотя нашу отрасль и называют одной из самых консервативных, придавая лучший смысл значению этого слова, тешить себя иллюзией, что мы являемся хранителями традиций прошлого, нельзя.
Сохранять традиции, причём те, которые помогут нам развиваться, т.е. традиции, в которых заложен потенциал развития, мы должны и обязаны.
Но вместе с тем на первый план выходит главная миссия руководителя как деятеля управления, смысл которой заключается в умении ВИДЕТЬ современное состояние, ПРЕДВИДЕТЬ будущую ситуацию, ДЕЙСТВОВАТЬ в условиях изменений.
Таким образом, можно констатировать, что переход от классического программно-целевого управления системой образования к проектно-целевому управлению обусловлен объективно сформировавшимися условиями. Без проектно-целевого метода управления представляется маловероятным достижение целей и решение задач, предусмотренных в стратегических документах, регулирующих долгосрочное развитие отечественного образования в условиях динамичных глобальных изменений. Использование данного метода управления позволит создать условия для процессных позитивных изменений в учреждении.