Формирование активной жизненной позиции при взаимодействии с центром "Содружество" для бездомных животных в рамках проекта "Дай лапу, друг!"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Чуткое отношение к животным посредством социально-эколого-нравственного воспитания в школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха – это не мода, не очередное увлечение, это направление носит информационный, практико-ориентированный характер, формирует у детей толерантность, милосердие, закладывает первоначальные знания об отношении к животным, помощи и поддержке бездомных животных.

Нам пришла идея о запуске проекта «Дай лапу, друг!» в рамках программы «2013 год – Год охраны окружающей среды», целью которой является формирование активной жизненной позиции, повышение экологической грамотности обучающихся с нарушениями слуха. Данный проект был выбран не случайно, так как давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, поглаживание кошки успокаивает нервы. Исходя из этого, появились целые методики занятий с животными-«терапевтами».

Актуальность данного проекта – воспитать детей с особенностями в развитии в духе гуманности к братьям нашим меньшим и ко всему окружающему миру. Важным аспектом является расширение представлений о помощи и поддержке бесхозных животных.

Способность выявления проблемы бездомных животных требует исследовательского подхода. Проектная деятельность предполагает создание информационного ресурса как на школьном образовательном сайте, в сети интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации, внеурочные мероприятия, и др.) по программам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Природоведение», которые помогают детям, родителям, педагогам, волонтёрам в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.
В рамках проекта обучающиеся не только получили сведения о животных, об окружающей среде, но и занимались трудовой деятельностью – мастерили скворечники, кормушки, тёплые постилки для кошек и собак, различные поделки, а также участвовали в благотворительности – приобретали корм для животных питомника, пополняли финансовую копилку, подкармливали птиц и др.

Мир животных удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое, удивительное, необычное. Воспитание в детях осознания необходимости нравственного отношения к животным в целом, а к бездомным животным в частности, понимание ответственности человека за братьев наших меньших не менее важно, чем умение считать, писать, читать, но и весьма актуально.

Объектом проектной деятельности является процесс формирования у обучающихся помощи и осознанного отношения к проблеме брошенных животных, под руководством родителей, педагогов, волонтёров.

Предметом исследования является совместная деятельность волонтёров Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «СОДРУЖЕСТВО», обучающихся, педагогов, родителей в процессе взаимодействия с животными приюта «Содружество», видов деятельности во внеурочное время как средство формирования активной жизненной позиции, воспитания бережного отношения к животным. На данный момент в приюте находится более 150 собак и кошек при том, что изначально он был рассчитан на 80. Среди питомцев приюта немало животных-инвалидов, вынужденных до конца дней лечиться. Посещая приют для бездомных животных, дети узнают о тяжелых судьбах питомцев, видят собственными глазами собак-калек, слепых кошек – жертв человеческой безалаберности и ничем не оправданной жестокости – и помогают им. Таким образом, они учатся главному в жизни – Человечности.

Главная цель заключается в создании условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования начал экологической культуры, адекватного отношения ребёнка к живой природе, взаимодействия с бездомными животными.

Задачи, исходящие из цели, формируют блоки:

1-й блок задач – образовательно-регулятивные

  • мотивировать учебно-познавательную деятельность;
  • учить формулировать собственное мнение, уметь задавать вопросы;
  • определять цели, способы взаимодействия;
  • привлекать к проблеме защиты бездомных животных обучающихся, их родителей, педагогов;
  • организовывать собственную деятельность, фиксировать моменты наблюдения;
  • знакомить с элементарными методами и приёмами по уходу за животными;
  • работать с дополнительной литературой.

2-й блок задач – познавательно-развивающие

  • предвидеть возможности получения конкретного результата – облегчение жизнедеятельности бездомных животных;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью инструкции волонтёров, педагогов;
  • самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать результат собственной благотворительной деятельности;
  • обогащать практико-деятельностный опыт по взаимодействию с бездомными животными.

3-й блок задач – коммуникативно-воспитательные

  • учить сознательно и творчески подходить к процессу исследования;
  • осуществлять рефлексию собственных действий;
  • воспитывать бережное отношение к животным, стойкое предотвращение жестокого обращения с животными;
  • прививать детям с нарушениями слуха гуманное отношение к бездомным животным;
  • формировать умение вставать на защиту бездомных животных;
  • повышать уровень сознания, этического и гуманного отношения к животным.

4-й блок задач – личностно-коррекционные:

  • развивать умение слушать и слышать, действовать в заданных условиях;
  • осознано и произвольно, на вербальной основе, выказывать желание к взаимодействию с бездомными животными;
  • строить речевые сообщения в устной форме;
  • активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практических действий в рамках проектной деятельности.

Гипотеза базируется на внедрении эффективных педагогических технологий, наполняющих информационно-практико-ориентированный проект, в воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, вследствии чего неизбежна положительная динамика эмоционального, чувственного, психологического развития.

У детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений. Они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях появления проблемных (бездомных, бесхозных) животных. Поэтому при разработке проекта «Дай лапу, друг!» использовали метод коммуникации, организованного детского взаимодействия с волонтёрами центра «Содружество».

Метод исследования – наблюдения, взаимодействия с бездомными животными, позволяет обучающимся с особенностями в развитии реализовать заложенную в них программу поддержки, помощи братьям нашим меньшим, оказавшимся в трудной ситуации вполне доступным для них способом – путём наблюдения, анализирования, сравнения, обобщения, оказания помощи.

Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, последовательность действий, корректировки.
Метод диагностического анкетирования: состоит из наблюдений, бесед, анализа продуктов творчества деятельности, экспертной оценки.
Опытно-экспериментальная работа с целью определения эффективности практической деятельности обучающихся в процессе поддержки и помощи животным, формирования личных жизненных компетенций.

Методы математической статистики, для обработки данных, полученных в процессе функционирования проекта «Дай лапу, друг!».

Основные принципы проекта состоят из:

  • принципа доступности, что позволяет легко проводить обучающие занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов в конкретных условиях образовательного процесса, что будет способствовать сочетанию разных дидактических моделей образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и сетевых средств обучения (интерактивных тестов, и др.);
  • принципа гибкости, что даёт возможность участникам проекта работать в подходящем для них темпе и в удобное время;
  • принципа модульности, что позволяет волонтёрам, родителям и педагогам использовать необходимые для них сетевые образовательные программы (или отдельные составляющие образовательные программы) для применения индивидуальных образовательных маршрутов;
  • принципа оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников, что помогает учитывать зоны актуального и ближайшего развития, структуру дефекта и образовательные возможности каждого ребёнка с особенностями в развитии.

Проект «Дай лапу, друг!» способствует воспитанию бережного отношения к домашним животным, усвоению правил:

  • никто не имеет право причинять животному ненужной боли, страданий или ущерба;
  • любой человек, содержащий домашнее животное должен нести ответственность за его здоровье и благополучие и должен обеспечить ему место для проживания, уход и заботу.
  • если нет условий для содержания собак или кошек, то и не стоит их заводить;
  • у детей будут сформированы элементарные знания культуры по оказанию помощи бездомным животным, по уходу за животными в домашних условиях.

Основной механизм реализации проекта «Дай лапу, друг!» заключается в том, что весь материал доступен на школьном сайте в On-line режиме, постоянно пополняется новыми материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию педагогов образовательной организации, волонтёров, педагога-библиотекаря.

В ходе реализации проекта были организованы мероприятия.

  • Акции: «Мы в ответе за тех, кого приручили», сопровождающие благотворительностью, выпуском «листовок», где привлечено внимание к проблеме бездомных животных.
  • Поиск хозяев для бездомных животных (под руководством волонтёров).
  • Организация бесед, праздничных мероприятий и развлечений для детей, их родителей, педагогов.
  • Организация совместных мероприятий для воспитанников, их родителей и педагогов образовательной организации с сотрудниками и питомцами приюта «Содружество».
  • Проведение серии регулярных предметно-практических занятий по изготовлению подстилок, лежаков для кошек, собак, щенков. Мероприятия проекта организовывались и проводились в соответствии с этапами.

1 этап – организационно-подготовительный. Выявление в процессе опроса и анкетирования потенциальных участников проекта (обучающихся, их родителей, законных представителей), их желание участвовать в проекте.

Согласование с администрацией школы-интерната, консультантами, волонтёрами о совместной деятельности в процессе проектной деятельности, получение одобрения.

Разработка плана мероприятий: сбор средств, благотворительность, предметно-практическая деятельность, беседы, круглые столы, наблюдение, работа с литературой, речевыми карточками и др.

2 этап – практико-ориентированный. Организация предметно-практической мероприятий в рамках внеурочно-тематического планирования: просмотр видео, работа в школьной библиотеке с энциклопедией, литературой, привлечение к проектной деятельности родителей, законных представителей, сбор материалов для изготовления лежанок, подстилок и др.

Посещение Центра «Содружество», акция «Благотворительность», обучение и закрепление приёмов по уходу за животными, поддержанию их здоровья, что для этого необходимо?

Организация фотосъёмок во время реализации проекта. Ответственные: Горкольцев Сергей, Ширякова Евгения.

3 этап – итогово-аналитический. Подготовка публикации по итогам реализации этапов проекта.

Написание статьи в научный журнал ISSN 2307-5902 «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». http://xn--80adjnibthssp.xn--p1ai/2014-03-23-12-41-07

Составление отчёта по итогам мероприятий проектной деятельности, медиапрезентации по результатам совместной благотворительной деятельности, буклет, слайд-шоу, брошюра «Спасённая Душа с Азова» и др.

Награждение активных участников информационно-практико-ориентированного проекта «Дай лапу, друг!» Дипломами, Благодарственными письмами, Благодарностями.

Информационная схема проекта разбита на пять блоков:

1 блок «Работа с родителями»

  • Стендовая информация для родителей.
  • Консультации.
  • Тематические родительские собрания.
  • Привлечение родителей к изготовлению листовок и брошюр.
  • Распространение листовок и брошюр.
  • Проведение праздника «Дай лапу, друг!».
  • Совместное, организованное посещение приюта для бездомных животных.
  • Показ слайд шоу.
  • Сбор корма и медикаментов для животных из приюта «Содружество».

2 блок «Работа с детьми»

  • Показ тематических мультимедийных презентаций, составленных педагогами, обучающимися, волонтёрами.
  • Совместное с родителями посещение приюта для бездомных животных.
  • Проведение праздника «Дай лапу, друг!».
  • Проведение праздника «День защиты животных».
  • Беседы, круглые столы.
  • Изобразительная деятельность (рисование).
  • Конструирование, оригами, лепка, аппликация.
  • Изготовление игрушек для бездомных животных.
  • Изготовление книжек малышек о бездомных животных для дошкольников.
  • Изготовление подстилок и лежанок для бездомных животных.

3 блок «Работа с педагогами»

  • Информационный стенд для педагогов.
  • Консультации волонтёров, работников организации «Содружество».
  • Проведение круглых столов с участием волонтёров, родителей.
  • Посещение приюта для животных.
  • Сбор корма и медикаментов для приюта.
  • Просмотр мультимедийных презентаций.
  • Помощь в организации и проведении праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
  • Распространение листовок, брошюр, буклетов.

4 блок «Сотрудничество с Центром «Содружество» для животных», ветеринарной клиникой «Сами с усами» г. Томска

  • Совместное посещение приюта для животных (дети, родители, педагоги).
  • Оказание посильной помощи приюту (выгул животных, чистка клеток животных, доставка кормов и медикаментов для животных при посещении).
  • Совместное проведение праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
  • Приглашение волонтёров в гости в образовательную организацию.

5 блок «Трансляция проекта через Интернет, СМИ»

  • Статьи в газету, научные сборники.
  • Мультимедийные консультации.
  • Выпуск буклетов, размещение на школьном сайте.
  • Выпуск пригласительных билетов на выставку кошек и собак.
  • Приглашение на праздники: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
  • Размещение бесед, занятий, совместных мероприятий на образовательных сайтах:

Продукты-результаты проекта:

фотоальбом, брошюры, информационный буклет, презентационный методический материал, анкеты, видеофильм «Подопечные приюта «Содружества», лежанки, домики, подстилки, игрушки для кошек и собак из приюта, классные часы, материалы изобразительной и предметно-практической деятельности, тесты, Благодарственные письма, брошюра «Спасённая Душа с Азова» и др. Продукты-результаты расположены на школьном сайте http://si15.tomsk.ru/

Результаты-эффекты проекта:

Образовательные (к концу проектной деятельности обучающиеся будут знать):

  • смысловое значение основных терминов, определяющих статусное положение бездомных животных;
  • причины и следствия появления бесхозных животных на улицах города, других населённых пунктов;
  • как оказать помощь, защиту и поддержку бездомным животным – братьям нашим меньшим.

Социальные (к концу исследования обучающиеся будут уметь):

  • изготавливать элементарные предметы, облегчающие положение бездомных животных;
  • выполнять требования по уходу за больными, брошенными животными;
  • анализировать, делать выводы, умозаключения на основе взаимодействия и коммуникаций с педагогами, волонтёрами, родителями.

Психолого-педагогические (к концу исследования обучающиеся будут излучать):

  • душевное тепло, сочувствие, душевность, милосердие, заботу, интерес о состоянии здоровья животных в условиях приюта, социуме, и не только;
  • приобретут опыт практико-ориентированной деятельности;
  • закрепят словарь, включающий определённые термины (в соответствии с особенностями речевого развития на основе речевых карточек, иллюстраций);
  • станут более познавательно-активны, будут поддерживать акции по сопровождению, осознанное оказание посильной помощи бездомным животным.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

  • Самостоятельность работы над проектом – выше среднего.
  • Актуальность и значимость темы – соответствует возрасту и требованиям адаптированной программы АООП НОО для детей с ОВЗ.
  • Полнота раскрытия темы – в полном объёме.
  • Оригинальность решения проблемы – соответствует ФГОС НОО ОВЗ.
  • Упорство, целеустремлённость, интерес – достаточно высокий.
  • Раскрытие содержания проекта на презентации – достаточно полное.
  • Использование средств наглядности, технических средств – в полном объёме.

Таблица 1

Критерии оценки

Само
оценка

Оценка педагога

Оценка волонтёров

Оценка родителей

1. Достигнутый результат 30 баллов

30

30

30

30

2. Оформление проекта 30 баллов

28

30

30

28

Защита проекта
20 баллов

 Представление 10 баллов

10

9

10

9

Ответы на вопросы 10 баллов

7

8

9

8

Процесс проектирования
20 баллов

Интеллектуальная активность 5 бал.

3

4

5

4

Творчество 5 бал.

3

4

5

3

Практическая деятельность 5 бал.

5

5

5

5

Умение работать в команде 5 бал.

4

4

5

5

ИТОГО

90 бал.

94 балла

99 баллов

92, балла

Среднеарифметическая величина

375 баллов, что составляет 93,75 %

  • 90-100 баллов – «5»
  • от 50-89 баллов – «4»
  • менее 50 баллов – «3»

 

Оценка – 5 (отлично)

В ходе реализации проекта возможны

Таблица 2

№ п/п

Возможны негативные последствия

Пути преодоления негативных последствий

1

Пассивность и созерцательность некоторых родителей, детей к новой системе деятельности

Организация лекций, консультаций, организация семинаров для родителей, экскурсий, презентаций для детей

 

2

Инертность и бездействие некоторых родителей по отношению к изменению образа жизни ребёнка и в целом семьи

Мотивация на активность, организация конкурсов творческих работ, чаепитий, проведение круглых столов для родителей

3

Слабое усвоение детьми речевого материала, имеющего значение природоведческого направления (смысла)

Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала

4

Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых территориях Томской области)

Привлечение к оказанию помощи со стороны волонтёров, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, библиотекаря, школьного врача

Стоит подвести итог. Проект «Дай лапу, друг!» продолжает своё движение. На данной стадии мы получили результаты, указывающие на положительный аспект практико-ориентированной деятельности всех активных участников проекта.

Все участники проекта добрые, любящие меньших братьев ребята. Приятно смотреть созданные совместно с педагогами презентации, читать сочинения о том, как ребята пишут о любимых питомцах – кошках, собаках, других домашних животных, какую заботу они проявляют к братьям нашим меньшим. С каким желанием учат и декламируют со сцены стихи о животных, о бережном к ним отношении. Ребята знают, как необходимо ухаживать за животными, как взаимодействовать с бездомными животными, какую оказывать им помощь. Активные участники проекта могут определить породу собаки, знают много различных кличек четвероногих друзей, интересно проводят досуг, мастерят для животных игрушки, лежанки, коврики, тёплые подстилки.

Таким образом, работа над проектом активизирует познавательный интерес учащихся, побуждает ребят к бережному отношению к животным, уходу за ними и оказанию посильной помощи. Участники проекта продолжают действовать в рамках проектной деятельности, активно взаимодействуют с Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организацией «СОДРУЖЕСТВО».

Список использованной литературы

  1. Ада Горбачева. Собачьи радости. Независимая газета (23 марта 2007).
  2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1 – 8. М., Просвещение, 1982.
  3. Инна Измерова, Николай Морозов РАЗГОРАЕТСЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СОБАКАМИ (рус.) // Известия науки. — Москва: 08 февраля 2010.
  4. Коноплева Л. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
  5. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
  6. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарёва З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.
  7. Опыт зарубежных стран в решении проблемы бездомных животных (собак и кошек) http://www.gelion-dogs.kiev.ua/kinologiya/zakon/909-opyt-zarubezhnyx-stran-v-reshenii-problemy.html.
  8. Поярков А.Д. Стратегия контроля и регуляции численности бродячих собак в городских условиях // Экология, поведение и управление популяциями волка. М.: 1989. С. 130-139.
  9. Психология глухих детей / Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971.
  10. Рябов Л.С. Бродячие и одичавшие собаки в городской среде. Бюлл. МОИП. Отд. биолог. М, 1979,. т. 84, вып. 4-52 страницы.
  11. Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей. — М., 1978.