Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова. Путешествие в город Морфем". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова.

Познавательные: самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; используют знаково-символические средства для решения учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели с схемы для решения лингвистических задач.

Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. (слайд 1)

Презентация.

– Сегодня на уроке у нас гости, поэтому для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание и поздороваемся.

– Спасибо, будем надеяться, что наши гости и с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

- А сейчас давайте посмотрим, с каким настроением вы начинаете урок.

- На столах у вас лежит елочка. Возьмите и закрасьте верхний шарик цветом таким, который соответствует вашему настроению. (желтый, красный, зеленый) (слайд 2)

2. Чистописание. (на доске) (слайд 3)

Физкультминутка для глаз «Елочка».

Подготовим руку к письму.

- Прочитайте предложение.

Кто подрожит, тот и побежит.

- Что вы о нем скажите?

- Объясните значение пословицы. Запишите ее в тетрадь.

- Оцените, как вы выполнили чистописание и закрасьте шарик на елочке.

3. Постановка цели и задач урока. (слайд 4)

- Составьте слово, в котором

Приставка, как в слове - закружил

Корень, как в слове - заморозить

Суффикс, как в слове - снежки

Окончание, как в слове - варежки, заморозки

- Что такое корень?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Для чего служат приставка и суффикс?

- Для чего служит окончание?

- О чем пойдет речь на уроке?

- Как можно назвать части слова одним словом? (морфемы)

- Назовите цель урока?

- Какие задачи поставим перед нами?

- Оцените свою работу над заданием и закрасьте шарик на елочке.

4. Актуализация знаний изученных ранее. (слайд 5)

- Посмотрите на интерактивную доску. Даны схемы и слова. Предположите, какую задачу нам предстоит решить, выполняя это задание?

- Правильно, вам предстоит распределить слова соответственно схемам. (на интерактивной доске)

 Снежинка, зима, пурга, сани, шуба, холодная, кормушка, хлопушка, прогулка, поземка, праздник.

- Назовите орфограммы в словах.

- Выпишите по два слова из любой группы и разберите по составу.

- Оцените, как вы выполнили это задание и закрасьте шарик на елочке.

5. Обобщение умений и навыков (слайд 6 новогодняя картинка)

А) Работа в группах. Тренажер «Состав слова».

- Оцените свою работу над заданием и закрасьте шарик на елочке.

Физкультминутка «Снеговик» (слайд 7)

- Отдохнем вместе со снеговиком.

6. Творческое применение изученных знаний и умений (слайд 8)

- Поработайте в группах.

- Прочитайте. Что записано на листочках? (текст)

- Докажите, что это текст.

- Вам предстоит поработать с текстом и найти слова, которые подходят к схемам.

Метель

Все началось со снегопада. Снег валил большими белыми хлопьями. За несколько часов выросли огромные сугробы.

Мороз крепчал. Пушистые снежинки превратились в острые колючки. Неожиданно подул ветер. По земле закружила поземка.
Скоро снежная пелена стала такой густой, что не было видно даже вытянутой руки. Яростный ветер трепал сугробы, разбрасывая снег вокруг. Стало темно и очень холодно. Началась метель.

- Запишем выделенное предложение и подчеркнем главные члены. Подпишите части речи. Назовите словосочетания.

- Оцените свою работу над заданием и закрасьте шарик на елочке.

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог.

- Перечислите значимые части слова.

- Какую часть слова называют изменяемой?

- Назовите назначение приставки и суффикса.

(слайд 9)

- Оцените свою работу над заданием и закрасьте шарик на елочке.

Игра для родителей «Наряжаем елочку»

- А сейчас родители оценят вашу работу. Им предстоит нарядить елочку. Уважаемые родители, вам нужно оценить работу ваших детей. Выберите и прикрепите шарики, которые характеризуют деятельность детей на уроке.

На шариках написано: трудолюбивые, пассивные, дружные, вспыльчивые, внимательные, невнимательные, активные, нерешительные, добросовестные, ленивые, любознательные, враждебные, находчивые, решительные, умные.