Таинства Тихого океана. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели: изучить особенности природы Тихого океана.

Задачи:

  • воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно;
  • развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами, медиапродуктом.

Оборудование: физическая карта океанов, карта строения земной коры, презентация «Тихий океан», мультимедийное оборудование, карты атласа.

УУД: сравнивать, объяснять, делать выводы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемый результат формирования универсальных учебных действий:

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и познанию;
  • формирование рефлексии;

Познавательные:

  • формирование умения сравнения объектов;
  • формирование умения работать с различными источниками информации

Регулятивные:

  • формирование умения последовательность действий;
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Коммуникативные

  • умение слушать, участвуя в коллективной работе;
  • умение взаимодействовать без конфликтов, уважать мнение других.

Средства обучения: глобус, карта океанов, интерактивная доска, презентация PowerPoint, интернет-ресурсы.

Межпредметные связи: первое кругосветное плавание (история).

Ход урока

I. Оргмомент.

- Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.

- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Садитесь.

Каждый урок географии – это урок получения знаний, необходимых в жизни.

Сегодняшний урок не исключение. Посмотрев, видеоподсказку, давайте попробуем угадать, о чём сегодня пойдет разговор и соответственно какова тема урока.

Трансляция видео «Устами младенца»

Учитель. Ребята, о чем или о ком рассказывали нам малыши? (об океане)

Правильно. Запишем тему урока «Таинства Тихого океана».

Цель нашего урока на основе уже имеющихся знаний и приобретенных в ходе урока выявить таинство Великого океана земли! О Тихом океане слагают легенды, мифы, сказы и даже сочиняют стихи (чтение стихотворения уч-ся).

Сегодня мы совершим путешествие с Ж.И. Кусто на его легендарном корабле «Калипсо».

Однако наш корабль будит систематически останавливаться. На каждой станции вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте, пожалуйста, результаты в судовой журнал (рабочая тетрадь). Желаю вам приятного путешествия.

На самом деле об этом океане вы знаете достаточно много, поскольку говорили об океанах в 6 классе на протяжении нескольких уроков при изучении гидросферы, а так же на уроках истории!

У вас на партах лежат маршрутные листы с заданиями.

Перемещаясь от станции к станции, мы будим выполнять задания, и становится все ближе и ближе к поставленной цели!

Прежде чем начать наше путешествие, давайте вспомним части мирового океана.

(Интерактивный тест). Желающего проверить свои знания, прошу к доске.

Станция 1 «Открытия»

Мы делаем первую остановку. Перед вами фотографии, знакомых вам из курса истории ученых, внесших вклад в исследования Тихого океана.

Расскажите, каковы их заслуги?

1. Доказал шарообразность Земли, установил огромные размеры Океана, название которому было дано «Тихий» - Ф.Магеллан.

2. Первый европеец, который при переходе через джунгли увидел восточное побережье Тихого океана 13 сентября 1513 года - Васко Нуньес де Бальбоа.

3. Исследовал южную часть Тихого океана - Д. Кук.

4. Исследования северной части Тихого океана были выполнены во время совершенного им в 1886-1889 гг. кругосветного плавания на парусно-паровом корвете “Витязь”, которым он командовал - С.О.Макаров.

5. В ходе экспедиции к Антарктиде были исследованы обширные районы Тихого океана и сделаны многочисленные открытия новых островов - М.П. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен.

Станция 2 «Особенности географического положения океана»

Обучающиеся самостоятельно, используя карты атласа и текст учебника, оценивают географическое положение Тихого океана по плану (приложение 3, стр.113 план № 4)

План описания географического положения океана.

(задание выполняется, пока звучит музыка)

1. В каких полушариях расположен океан, какого его положение относительно экватора, тропиков, полярных кругов?

Океан расположен по обе стороны от экватора и 180 меридиана, т.е. во всех полушариях Земли; пересекает тропики и полярные круги.

2. Берега, каких материков он омывает, с какими океанами и как граничит?

Океан расположен между Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке и Антарктидой на юге. Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: м. Горн между Тихим и Атлантическим, мыс Южный между Индийским и Тихим океанами, по Берингову поливу проходит граница между Тихим и Северным Ледовитым.

3. В каких климатических поясах расположен океан? Почему Тихий океан самый теплый?

Тихий океан расположен почти во всех климатических поясах: экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, субантарктический, полярный.

Большая часть его находится в экваториальном, субэкваториальном, тропических поясах. Температура воздуха над этими акваториями весь год +16…+24.С. На севере океана зимой она опускается ниже 0oС, близ берегов Антарктиды такая температура держится и в летние месяцы. В тропических широтах над океаном господствуют пассаты. В умеренных широтах над океаном преобладают западные ветры, а у берегов Евразии – муссоны.

Станция 3 “Тектоническая”

Пользуясь тектонической картой, докажите, что Тихий океан самый неспокойный океан Земли.

Тихий океан занимает единую древнюю Тихоокеанскую литосферную плиту, которая на своих границах взаимодействует с другими плитами.
Края этой литосферной плиты погружаются под литосферные плиты, окружающие Тихий океан, а потому вокруг Тихого океана образовалось множество глубоководных желобов и узких глубоких котловин. Это самые глубокие места в океане и на всей Земле. Глубоководные желоба и островные дуги – участки активной земной коры. Здесь регулярно случаются землетрясения и иногда возникают цунами.

Гораздо более широко на дне Тихого океана распространены вулканы. При извержении подводных вулканов иногда образуются острова, многие из которых недолговечны и размываются водой.

Если внимательно присмотреться к карте, то вы заметите, что вдоль каждого глубоководного желоба протягивается цепочка островов. Эти острова создали действующие и уснувшие подводные вулканы по границам литосферных плит. Они кольцом окружают Тихий океан и образуют знаменитое Тихоокеанское «огненное кольцо».

Станция 4 “Морская”

Показать на физической карте полушарий моря:

1. Берингово море

6. Восточно-Китайское море

2. Охотское море

7. Филиппинское море

3. Японское море

8. Тасманово море

4. Коралловое море

9. Фиджи

5. Яванское море

10. Сулу

Физкультминутка

Вы немножечко устали
Попрошу, чтоб все вы встали.
Солнце всходит на востоке,
Разомнем немного ноги.
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся!
Север – юг, север – юг
Головой очертим круг.
Солнце к западу скатилось,
Вас за парты сесть просило.

Станция 5 “Островная”

Задание: нанести на контурные карты географические объекты – острова:

  • Курильские,
  • Сахалин,
  • Японские,
  • Гавайские,
  • Филиппинские,
  • Новая Гвинея,
  • Ява,
  • Тасмания,
  • Галапагос.

Станция 6 “Флора и Фауна”

Выступления учащихся.

Учитель: Хозяйственное использование Тихого океана.

Тихий океан и его моря омывают побережья континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд. человек. К основным видам природных богатств океана относятся его биологические ресурсы. Водам океана свойственна высокая продуктивность (около 200 кг/км2). В последние годы Тихий океан занимает первое место в мире по добыче рыбы и морепродуктов. На шельфе океана началась добыча полезных ископаемых: месторождения нефти и газа, руд олова и других цветных металлов; из морской воды получают поваренную и калийную соли, магний, бром. Через Тихий океан проходят трассы мирового и регионального судоходства, на берегах океана расположено большое количество портов. Самые важные линии проходят от берегов Северной Америки к дальневосточным берегам Азии. Энергетические ресурсы тихоокеанских вод велики и разнообразны, но используются пока недостаточно.

Хозяйственная деятельность человека привела к сильному загрязнению некоторых акваторий Тихого океана. Особенно это проявилось у берегов Японии и Северной Америки. Истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. Некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.

Трансляция видео «загрязнение вод Тихого океана».

IV. Итог урока

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

Дополните предложение: Тихий океан самый…….

(большой по площади, глубокий грозный, неспокойный, разнообразный по климатическим показателям.)

Спасибо вам за урок.

Когда вы будете уходить с урока, прикрепите пожалуйста на наши импровизированные волны морскую звезду, если вам урок понравился и вы уходите в хорошем настроении, либо изображение акулы, в случае если вы недовольны уроком прибываете в плохом настроении.

Домашнее задание

Студент: составить кроссворд на тему «Тихий океан».

Доцент: подготовить подробное сообщение о течениях и постоянных ветрах Тихого океана, как о факторах, влияющих на формирование климата Тихого океана.

Профессор: разработайте туристский маршрут на круизном лайнере. Точка отправления и окончания маршрута - Петропавловск-Камчатский.

Маршрут должен проходить по наиболее интересным, с вашей точки зрения, местам Тихого океана. Можно воспользоваться картографическими сервисами (например, maps. Yandex.ru, maps.Google.ru). Подготовьте сообщение.

Презентация 1

Презентация 2