Цели: изучить особенности природы Тихого океана.
Задачи:
- воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно;
- развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами, медиапродуктом.
Оборудование: физическая карта океанов, карта строения земной коры, презентация «Тихий океан», мультимедийное оборудование, карты атласа.
УУД: сравнивать, объяснять, делать выводы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемый результат формирования универсальных учебных действий:
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и познанию;
- формирование рефлексии;
Познавательные:
- формирование умения сравнения объектов;
- формирование умения работать с различными источниками информации
Регулятивные:
- формирование умения последовательность действий;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Коммуникативные
- умение слушать, участвуя в коллективной работе;
- умение взаимодействовать без конфликтов, уважать мнение других.
Средства обучения: глобус, карта океанов, интерактивная доска, презентация PowerPoint, интернет-ресурсы.
Межпредметные связи: первое кругосветное плавание (история).
Ход урока
I. Оргмомент.
- Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Садитесь.
Каждый урок географии – это урок получения знаний, необходимых в жизни.
Сегодняшний урок не исключение. Посмотрев, видеоподсказку, давайте попробуем угадать, о чём сегодня пойдет разговор и соответственно какова тема урока.
Трансляция видео «Устами младенца»
Учитель. Ребята, о чем или о ком рассказывали нам малыши? (об океане)
Правильно. Запишем тему урока «Таинства Тихого океана».
Цель нашего урока на основе уже имеющихся знаний и приобретенных в ходе урока выявить таинство Великого океана земли! О Тихом океане слагают легенды, мифы, сказы и даже сочиняют стихи (чтение стихотворения уч-ся).
Сегодня мы совершим путешествие с Ж.И. Кусто на его легендарном корабле «Калипсо».
Однако наш корабль будит систематически останавливаться. На каждой станции вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте, пожалуйста, результаты в судовой журнал (рабочая тетрадь). Желаю вам приятного путешествия.
На самом деле об этом океане вы знаете достаточно много, поскольку говорили об океанах в 6 классе на протяжении нескольких уроков при изучении гидросферы, а так же на уроках истории!
У вас на партах лежат маршрутные листы с заданиями.
Перемещаясь от станции к станции, мы будим выполнять задания, и становится все ближе и ближе к поставленной цели!
Прежде чем начать наше путешествие, давайте вспомним части мирового океана.
(Интерактивный тест). Желающего проверить свои знания, прошу к доске.
Станция 1 «Открытия»
Мы делаем первую остановку. Перед вами фотографии, знакомых вам из курса истории ученых, внесших вклад в исследования Тихого океана.
Расскажите, каковы их заслуги?
1. Доказал шарообразность Земли, установил огромные размеры Океана, название которому было дано «Тихий» - Ф.Магеллан.
2. Первый европеец, который при переходе через джунгли увидел восточное побережье Тихого океана 13 сентября 1513 года - Васко Нуньес де Бальбоа.
3. Исследовал южную часть Тихого океана - Д. Кук.
4. Исследования северной части Тихого океана были выполнены во время совершенного им в 1886-1889 гг. кругосветного плавания на парусно-паровом корвете “Витязь”, которым он командовал - С.О.Макаров.
5. В ходе экспедиции к Антарктиде были исследованы обширные районы Тихого океана и сделаны многочисленные открытия новых островов - М.П. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен.
Станция 2 «Особенности географического положения океана»
Обучающиеся самостоятельно, используя карты атласа и текст учебника, оценивают географическое положение Тихого океана по плану (приложение 3, стр.113 план № 4)
План описания географического положения океана.
(задание выполняется, пока звучит музыка)
1. В каких полушариях расположен океан, какого его положение относительно экватора, тропиков, полярных кругов?
Океан расположен по обе стороны от экватора и 180 меридиана, т.е. во всех полушариях Земли; пересекает тропики и полярные круги.
2. Берега, каких материков он омывает, с какими океанами и как граничит?
Океан расположен между Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке и Антарктидой на юге. Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: м. Горн между Тихим и Атлантическим, мыс Южный между Индийским и Тихим океанами, по Берингову поливу проходит граница между Тихим и Северным Ледовитым.
3. В каких климатических поясах расположен океан? Почему Тихий океан самый теплый?
Тихий океан расположен почти во всех климатических поясах: экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, субантарктический, полярный.
Большая часть его находится в экваториальном, субэкваториальном, тропических поясах. Температура воздуха над этими акваториями весь год +16…+24.С. На севере океана зимой она опускается ниже 0oС, близ берегов Антарктиды такая температура держится и в летние месяцы. В тропических широтах над океаном господствуют пассаты. В умеренных широтах над океаном преобладают западные ветры, а у берегов Евразии – муссоны.
Станция 3 “Тектоническая”
Пользуясь тектонической картой, докажите, что Тихий океан самый неспокойный океан Земли.
Тихий океан занимает единую древнюю Тихоокеанскую литосферную плиту, которая на своих границах взаимодействует с другими плитами.
Края этой литосферной плиты погружаются под литосферные плиты, окружающие Тихий океан, а потому вокруг Тихого океана образовалось множество глубоководных желобов и узких глубоких котловин. Это самые глубокие места в океане и на всей Земле. Глубоководные желоба и островные дуги – участки активной земной коры. Здесь регулярно случаются землетрясения и иногда возникают цунами.
Гораздо более широко на дне Тихого океана распространены вулканы. При извержении подводных вулканов иногда образуются острова, многие из которых недолговечны и размываются водой.
Если внимательно присмотреться к карте, то вы заметите, что вдоль каждого глубоководного желоба протягивается цепочка островов. Эти острова создали действующие и уснувшие подводные вулканы по границам литосферных плит. Они кольцом окружают Тихий океан и образуют знаменитое Тихоокеанское «огненное кольцо».
Станция 4 “Морская”
Показать на физической карте полушарий моря:
1. Берингово море | 6. Восточно-Китайское море |
2. Охотское море |
7. Филиппинское море |
3. Японское море |
8. Тасманово море |
4. Коралловое море |
9. Фиджи |
5. Яванское море |
10. Сулу |
Вы немножечко устали
Попрошу, чтоб все вы встали.
Солнце всходит на востоке,
Разомнем немного ноги.
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся!
Север – юг, север – юг
Головой очертим круг.
Солнце к западу скатилось,
Вас за парты сесть просило.
Станция 5 “Островная”
Задание: нанести на контурные карты географические объекты – острова:
- Курильские,
- Сахалин,
- Японские,
- Гавайские,
- Филиппинские,
- Новая Гвинея,
- Ява,
- Тасмания,
- Галапагос.
Станция 6 “Флора и Фауна”
Выступления учащихся.
Учитель: Хозяйственное использование Тихого океана.
Тихий океан и его моря омывают побережья континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд. человек. К основным видам природных богатств океана относятся его биологические ресурсы. Водам океана свойственна высокая продуктивность (около 200 кг/км2). В последние годы Тихий океан занимает первое место в мире по добыче рыбы и морепродуктов. На шельфе океана началась добыча полезных ископаемых: месторождения нефти и газа, руд олова и других цветных металлов; из морской воды получают поваренную и калийную соли, магний, бром. Через Тихий океан проходят трассы мирового и регионального судоходства, на берегах океана расположено большое количество портов. Самые важные линии проходят от берегов Северной Америки к дальневосточным берегам Азии. Энергетические ресурсы тихоокеанских вод велики и разнообразны, но используются пока недостаточно.
Хозяйственная деятельность человека привела к сильному загрязнению некоторых акваторий Тихого океана. Особенно это проявилось у берегов Японии и Северной Америки. Истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. Некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.
Трансляция видео «загрязнение вод Тихого океана».
IV. Итог урока
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.
Дополните предложение: Тихий океан самый…….
(большой по площади, глубокий грозный, неспокойный, разнообразный по климатическим показателям.)
Спасибо вам за урок.
Когда вы будете уходить с урока, прикрепите пожалуйста на наши импровизированные волны морскую звезду, если вам урок понравился и вы уходите в хорошем настроении, либо изображение акулы, в случае если вы недовольны уроком прибываете в плохом настроении.
Домашнее задание
Студент: составить кроссворд на тему «Тихий океан».
Доцент: подготовить подробное сообщение о течениях и постоянных ветрах Тихого океана, как о факторах, влияющих на формирование климата Тихого океана.
Профессор: разработайте туристский маршрут на круизном лайнере. Точка отправления и окончания маршрута - Петропавловск-Камчатский.
Маршрут должен проходить по наиболее интересным, с вашей точки зрения, местам Тихого океана. Можно воспользоваться картографическими сервисами (например, maps. Yandex.ru, maps.Google.ru). Подготовьте сообщение.