Истинный деятель, вступив на путь,
сразу видит перед собой столько дела,
что не станет жаловаться, что ему не дают делать,
а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать.
Достоевский Ф.М.
Проект - от англ. design – проектирование, разработка.
Цели:
- Развитие умений пользоваться знаниями для решения новых задач.
- Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
- Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.
- Стимулирование мотивации учащихся на приобретение знаний.
- Включение учащихся в режим самостоятельной работы.
- Приобретение недостающих знаний из разных источников.
Проект с точки зрения учащегося:
- возможность делать интересное - самостоятельно, в группе, максимально используя все возможности;
- деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
- деятельность, позволяющая показать достигнутый результат.
Главная задача ученика:
- найти что-то необычное в обычном,
- увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным.
Успех во многом зависит от организации:
- Поставленная проблема и тема должны быть актуальными для ребенка.
- Работа над проектом должна выполняться добровольно.
- Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы).
- Работа над проектом должна быть обеспечена оборудованием, средствами и материалами.
Основные этапы проекта
I. Проблемно-целевой этап
Выбираем проблемную область.
Учащиеся выбирали темы для работы над проектом, учитывая свои математические интересы, например:
- Удивительные цифры.
- Не скучно с таблицей умножения.
- Время и календарь.
- Веселые задачи.
- Магия и числа.
- Геометрические фигуры.
- Математика вокруг нас.
- И другие …
Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, дома, в ходе которого каждый из учеников остановился на своей теме.
Ставим цели, задачи.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.
Очень важно, в самом начале работы, создать у учащихся положительную мотивацию (установку) на то, что они справятся с проектом, создать ситуацию успеха. Обязательно должны быть учтены два момента: абсолютная добровольность участия учащихся в проекте и максимальная доброжелательность учителя.
Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, необходимо ответить на вопрос «Каким образом?»
- Определяем конечный вид создаваемого «продукта», круг пользователей.
- Формируем состав «проектной бригады» (для коллективного проекта).
- Распределяем обязанности.
Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.
Успех работы во многом будет зависеть от того, сумеют ли дети выработать определенные правила. Формирование умения работать в коллективе, разрешать конфликтные ситуации, управлять собственными эмоциями – важнейший элемент социализации учащихся.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
Учителю необходимо учитывать возрастные психологические особенности учащихся, чтобы реально оценить перспективы реализации той или иной идеи. У многих учащихся отсутствует сформированная система самооценки, поэтому они могут предложить идеи, реализация которые будет затруднена по ряду объективных причин. Участие в проектной деятельности должно способствовать продвижению по «лестнице успеха», а не вести к поражению, неудаче.
На этом этапе происходит расширение образовательного пространства участников проекта, они имеют возможность познакомиться с новыми для них источниками информации, овладеть новыми умениями, приобрести новый социальный опыт.
II. Этап разработки
Учащиеся:
- отбирают содержание,
- подбирают материал,
- производят детализацию.
III. Этап практической работы
Работа по воплощению в проект поставленных задач.
IV. Этап предварительной защиты
- Учитель просматривает «рабочую версию» проекта.
- Выявляются и устраняются недоработки.
V. Этап защиты проекта
Проводится защита работы участниками проекта.
Свои проекты ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии.
Коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.
VII. Рефлексия после выполнения проекта
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.
Учащиеся совместно с учителем отвечают на вопросы:
- Достигнуты ли цели проекта?
- Что удалось в проекте лучше всего?
- Что хотелось бы изменить?
- Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы?
- Каких знаний, умений вам недоставало?
- С какими проблемами Вы столкнулись?
- Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы?
- Есть ли у вас желание продолжить в дальнейшем принимать участие в проектной деятельности?
Личностные УУД: становление самооценки как результат самоопределения.
Виды проектов:
- По виду деятельности:
- исследовательский проект,
- практико-ориентированный проект,
- информационный проект,
- творческий проект,
- ролевой проект.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
Творческие проекты - самые интересные для детей. Поскольку здесь дети могут продемонтрировать свою фантазию, показать свою креативность.
Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы...
Ролевой проект. Участвуя в нем, учащиеся берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев, с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
- По масштабу: мини-проект; масштабное исследование.
- По количеству участников: индивидуальный проект; парный; коллективный.
- По времени: краткосрочный; долгосрочный.
Проект для ученика это:
- попробовать себя в роли исследователя,
- узнать много нового,
- учится работать с литературой,
- учиться не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект,
- учиться работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов,
- формировать адекватную самооценку.
Проект для учителя и родителей это:
- организация свободного времени ребенка,
- поддержка возникающих идей ребенка, познавательного интереса,
- развитие «детско-родительских отношений»,
Коллективный исследовательский проект учащихся 2 класса «Математика вокруг нас»
I. Проблемно-целевой этап
Второклассники выбрали проблемную область «Математика вокруг нас».
Цель: определить, где встречается математика в жизни человека.
Конечный вид создаваемого «продукта» - наглядные материалы.
Круг пользователей – возрастная категория 0+
Сформировали состав «проектной бригады» (8 учеников 2 класса).
Распределили обязанности (каждый учащийся выбрал индивидуальную тему для исследования):
- Числа в пословицах и поговорках
- Распорядок дня – режим
- Семейный бюджет
- В магазине
- Приготовление пищи
- Торжество
- Ремонт
- Лоскутное шитье
II. Этап разработки
Учащиеся исследовали тему, подобрали материал.
III. Этап практической работы
Воплотили в проект поставленные задачи.
IV. Этап предварительной защиты
- Учитель просмотрел «рабочую версию» проекта.
- Были выявлены и устранены недоработки.
V. Этап защиты проекта
На уроке математики в рамках изучения темы: «Что узнали, чему научились», участниками проекта проведена защита работы.
1. Числа в пословицах и поговорках.
Используя дополнительную литературу, словари, дети нашли пословицы и поговорки с числами.
Например:
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Все за одного, один за всех.
- Один в поле не воин.
- Одна у человека родная мать, одна у него Родина.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- За один раз дерево не срубишь.
И много других…
2. Распорядок дня – режим.
Было выявлено, что распорядок дня - режим, это определение времени и его планирование в течение дня при помощи математических вычислений.
Рисунок 1
3. Семейный бюджет.
Умение правильно распределять семейный бюджет - это залог финансовой независимости семьи. А если удастся сэкономить, то средства можно направить на отдых, хобби, спорт или сделать другие интересные вложения. Планировать бюджет без специальных математических знаний не получится, необходимо уметь рассчитывать доходы и расходы, выполнять простые математические вычисления на сложение и вычитание.
Рисунок 2
4. В магазине.
Например, нужно пойти в магазин и купить продукты по списку:
- колбаса 0,5 кг,
- хлеб,
- молоко 2 литра,
- яблоки 1,5 кг.
Дома необходимо рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы в магазине не пришлось переживать о том, хватит ли нам денег?
Рисунок 3
5. Приготовление пищи.
Чтобы приготовить котлеты, нужно взять, посчитать, взвесить:
- 300 гр. говядины,
- 200 гр. свинины,
- 150 гр. лука,
- 5 гр. соли,
- 3 гр. перца,
- 100 гр. хлеба,
- 1 яйцо,
- 20 гр. растительного масла.
Рисунок 4
6. Торжество.
Если к нам пришли гости, а у нас есть торт, мы должны посчитать количество гостей и разделить торт на равные части.
Рисунок 5
7. Ремонт.
Выполняя ремонт в квартире, мы должны уметь производить точные математические расчеты, например:
- Какова площадь стен в комнате и какое количество обоев нам необходимо?
- Какова площадь пола в комнате и какое количество ламината (или линолеума) нам необходимо?
- Привлекаем семейный бюджет: какие доходы? И можем ли мы позволить расходы на ремонт?
- Наклеивая обои, мы должны знать: высоту, ширину стены. Уметь отмерить и отрезать необходимое количество обоев.
Рисунок 6
8. Лоскутное шитье.
Занимаясь рукоделием, необходимы точные измерения. Длина, ширина лоскута, количество, необходимое для изготовления изделия.
Рисунок 7
VII. Рефлексия после выполнения проекта
Учащиеся совместно с учителем ответили на вопросы:
- Достигнуты ли цели проекта? Да.
- Что удалось в проекте лучше всего? Обсуждать с родителями семейный бюджет.
- Что хотелось бы изменить? Выбрать больше тем.
- Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы? Узнали много нового для себя, учились работать с литературой, много общались с родителями, пробовали себя в роли исследователя, учились выступать и представлять свой проект.
- Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы? Да.
- Есть ли у вас желание продолжить в дальнейшем принимать участие в проектной деятельности? Конечно!