«Словарь отражает все изменения, происходящие в мире…
Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!»
С.Маршак
Знание языка и владение языком – это не одно и то же. Под знанием языка понимается усвоение его системы и структуры, овладение языковыми единицами и правилами их функционирования, то есть сформированность лингвистической компетенции; под владением языком – способность общаться на данном языке в разных ситуациях, то есть сформированность коммуникативной компетенции. А формироваться эта компетенция начинает с раннего детства, когда ребенок воспринимает речь.
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. По мнению доктора педагогических наук, профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Рамзаевой Т.Г. и доктора педагогических наук, профессора Львова М.Р. существует ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.
Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.
Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.
Третья задача школы – это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник [4].
Усвоение лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является словарная работа.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии:
Во-первых, обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Во-вторых, уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:
а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.;
б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
В-третьих, это активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложении и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
В-четвертых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из словаря учащихся.
Все направления словарной работы постоянно взаимодействуют и возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст.
Словарная работа в школе, естественно, подразумевает и работу со словарями. Эта работа строится с опорой на учебные словари, предназначенные для учащихся: «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина и другие. В этой работе на уроках русского языка можно использовать и двуязычные учебные словари, предназначенные для изучения русского языка как неродного. Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы.
В начальных классах на уроках работы со словарями используется «Орфографический словарь» П.А. Грушникова – уникальное пособие по орфографии.
Опыт работы показывает, насколько эффективной может быть работа с этим словарем. «Орфографический словарь» апробирован временем и доказал свою нужность и полезность.
Вот как предлагают начать знакомство со словарем авторы учебника «Русский язык, 1 класс» под редакцией В. В. Репкина [2]. Работа начинается с вводного занятия, на котором ученики открывают секреты построения словаря, приемы работы с ним.
На доске записано предложение: «У письма свои с-креты».
- В каком слове пропущена безударная гласная?
- Как записать это слово?
Возможны два варианта записи слова: «секрет» и «сикрет».
- Какое же из них правильное? Как узнать?
Возникает такая ситуация, когда ученики сами не могут точно ответить на вопрос, какая гласная пропущена в слове.
Учитель предлагает воспользоваться орфографическими словарями и найти нужное слово самостоятельно. Проходит минута, другая, пока ученики не осознают, что они не могут найти это слово.
- Почему у нас ничего не получилось? (Ответы детей)
- Оказывается, не только у письма могут быть секреты. Они есть и у словарей. Прочитайте первые десять слов в словаре. С какой буквы они начинаются? (С буквы А).
- А теперь прочитайте последние десять слов в словаре. Они тоже начинаются с одной буквы. С какой? (С буквы Я).
- Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, - в его конце? (Ответы детей)
- Конечно же, слова в словаре расположены в алфавитном порядке – это и есть главный секрет словаря.
Учитель обращает внимание детей на первую страницу словаря, где все буквы расположены в алфавитном порядке.
- Какое слово находится в словаре раньше: «виноград» или «секреты»? «Звезда» или «секреты»? «Лекарство» или «секреты»? «Ракета» или «секреты»? «Телевизор» или «секреты»?
- Вот мы и выяснили, что слово «секреты» находится после слов, начинающихся с буквы Р, но перед словами, начинающимися с буквы Т. Однако, слов, начинающихся с буквы С в словаре много – неужели придется читать все слова? (Дети предлагают свои способы ответа на этот вопрос)
- Конечно же, нам не придется читать все слова подряд: ведь слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учетом алфавитной последовательности второй, третьей и так далее букв. Какая же вторая буква в слове «секреты»? И или Е? Но это мы и хотим узнать. Значит, надо проверить, есть ли слово «секреты» среди слов на СИ- и среди слов на СЕ-.
В результате самостоятельной работы слово найдено: ребята радостно сообщают, что пишется оно с буквой Е.
- Прочитайте, пожалуйста, какое слово вы нашли в словаре? (Слово «секрет»).
- Но нам нужно было отыскать слово «секреты». Так какое из изменений существительного записано в словаре – то, которое называет один предмет или то, которое называет много предметов?
- Вот и открыт еще один секрет словаря: в нем существительные даны в единственном числе.
Учитель должен хорошо понимать, что нахождение слов в орфографическом словаре – кропотливое дело для детей. И от педагога зависит, будет ли эта работа проводиться крайне медленно или во все более быстром темпе, весело, даже азартно. Как показывает опыт, идеальный вариант – это одинаковые словари у всех детей: ученик, первым нашедший слово, сообщает номер страницы, столбика и так далее.
При работе с орфографическим словарем плодотворна и работа парами: нашел слово сам – помоги отыскать и товарищу по парте (своеобразным сигналом окончания парной работы – взявшись за руки и поднимая их вверх – дети сообщают о выполнении задания).
Большое внимание я уделяю межпредметным связям и стараюсь придумывать такие задания, которые требуют знания и других учебных предметов, например, литературного чтения, познания мира и других. Так, чтобы ребята лучше запомнили алфавит, в качестве домашнего задания я предложила каждому составить список «От А до Я» по теме, которая ему интересна: записать названия птиц, рыб, цветов и так далее. А потом ребята все вместе увлеченно проверяли и дополняли списки.
Эффективность урока показали работы учащихся:
Алена А., работа по теме «Фрукты, ягоды» (2 класс): Апельсин, банан, виноград, гранат, дыня, ежевика, земляника, ирга, калина, лимон, малина, орех, персик, рябина, смородина, терн, урюк, финик, хурма, цитрус, черника, яблоко.
Никита Б., работа по теме «Птицы» (2 класс): Аист, беркут, ворона, грач, дрозд, жаворонок, зяблик, иволга, клест, ласточка, марабу, неясыть, орел, пеликан, рябчик, сорока, таволга, утка, фламинго, херувим, цапля, чайка, шилохвост, ястреб.
Такие задания можно давать и при изучении других тем, например, «Большая буква в именах собственных».
В третьем классе после чтения сказки К. Чуковского «Федорино горе» ребята составляли словарь по теме «Посуда». Вот таким он получился у Михаила И., причем каждое слово автор словаря сопроводил рисунком: амфора, алюминиевая кастрюля, банка, блюдце, вилка, вазочка, горшок, дуршлаг, ёмкость для воды, жаровня, заварочный чайник, индукционная плита, йогуртница, кружка, казан, ложка, миска, мантоварка, мультиварка, нож, овощечистка, половник, рюмка, самовар, тарелка, утятница, фляга, хангири, хлебница, црен, чайник, чашка, шумовка, щипцы, эмалированный ковш, электромясорубка, яйцерезка.
По этим работам видно, что учащиеся легче овладевают тем, что им близко, что для них очевидно, и поэтому усваиваемый ими материал не вызывает трудностей в понятийном плане.
Словари – неоценимый помощник учителя на уроках русского языка. Словари и справочники помогают учащимся расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того, чтобы получить помощь от словарей, еще недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. И научить этому школьника – задача учителя.
Список использованной литературы.
- Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: 1997.
- Некрасова Т.В. Развивающее обучение русскому языку в начальной школе. 1 класс. Методический комментарий к учебнику. Под редакцией В.В. Репкина. – Томск: «Пеленг», 1993.
- Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе /Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.
- Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники: Кн. для внеклассного чтения 5 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1984.