Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно
с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом
В.А.Сухомлинский
В последние годы в обществе упал престиж чтения, образования и знаний. Современный человек отдает предпочтение некнижным формам культуры. Чтение в основном направлено на удовлетворение информационно-прагматических, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных потребностей. Психологи отмечают, что молодежь постепенно переходит на клиповое восприятие информации.
А ведь, только читающее общество является обществом мыслящим. Человек в таком обществе умеет охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение; обладает большим объемом памяти, владеет нормированной речью, точнее формулирует свои мысли, свободнее письменно излагает рассуждения. Эти умения, читающего общества, включены ФГОС НОО и ООО, которые необходимо формировать и развивать на всех этапах образовательной деятельности ребенка в школе.
В Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях РФ (от 9 апреля 2016 г). Определены основные проблемы изучения литературы:
- заметно снижена мотивация обучающихся к чтению;
- труднее воспринимаются и прочитываются детьми книжные тексты большого объема, т.к. увеличивается в учебниках количества текстов, уменьшение их объема; расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, отрывков, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
- невелика в обществе потребность в литературном образовании (фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации).
Исходя из выше изложенного, одной из первоначальных целей школы и учителя - это формирование интереса у современного учащегося к чтению, отсюда поиск внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработка аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
Чтение бывает вынужденное – по потребности и осознанное переживающее - чувственное.
Вынужденное чтение. Как правило, при этом достигается только локальный обучающий или развивающий эффект, т.к. вынужденный характер чтения (читательский спрос детей является потребность: написать реферат или сочинение, подготовить доклад или найти ту или иную информацию). В данном случае свое общение с книгой ученик воспринимает как продолжение уроков за рамками школы и чаще всего для этих целей источником информации являются телевидение, видеофильмы, Интернет. Эти источники информации оттеснили книгу на второй план, т.к. ребенку важно всего лишь получить определенный быстрый результат.
Такое чтение не гарантирует возникновение у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться с книгой.
Чтение осознанное переживающее – чувственное – это то, чем должен овладеть ребенок в школе.
Существует множество факторов, влияющих на формирование интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий): учебник, семья, учреждения культуры.
В содержании учебного предмета "Литературное чтение" Н.А. Чураковой (УМК «ПНШ») основное внимание уделяется развитию способности понимать художественный текст, видеть красоту художественного текста, знакомству с автором произведения через справочную статью в хрестоматии и освоению понятийного аппарата литературоведения, рассматриванию поэтического восприятия мира на примере литературных и живописных, музыкальных произведений.
Содержание учебника способствует формированию мотивации к чтению, т.е. вызывает внутреннюю и осознанную потребность.
«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе. Тексты автором учебника подобраны таким образом, что в рассказах идет речь о сверстниках. Вопросы в учебнике помогают узнавать ребенку себя в героях книг (Лев Толстой «Прыжок», Александр Куприн «Слон» (Надя, Томми), Леонид Пантелеев «Честное слово» (мальчик), А. Гайдар «Чук и Гек»).
Сравнивать себя с героем, находить у себя или в себе, то чего нет у главного героя, например: «Найди и зачитай те Денискины слова, которые ты можешь сказать и о себе! А что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» (2 класс, 1 ч., стр. 126. П. Виктор Драгунский «Что я люблю»)
Сопереживание - самый сильный стимул, подвигающий ребенка к книге: испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память – полностью захватывая и увлекая человека. Следовательно, происходит формирование сострадания, переживания, нравственных качеств ребенка. Для этого авторами учебника продуманы вопросы и задания: «А тебе жалко Мишку?» (2 класс, 1 часть стр. 132), «Тебе было страшно?» (2 класс стр.164 Л. Толстой «Прыжок»), «Ты когда-нибудь испытывал острое чувство одиночества, когда кажется, что никто-никто тебя не любит?» (3 класс, часть 1 стр.60 Юрий Коваль « Вода с закрытыми глазами»), «Филя способен нанести медузам вред?» (3 класс Маша Вайсман «Лучший друг медуз»), «Объясни поведение Тёмы?» (Николай Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» стр. 110) , «Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Почему же тебе его жалко?» (4 класс Леонид Андреев «Петька на даче»).
Проведение параллели между содержанием произведения и личным опытом ребенка: «Ты пила когда-нибудь воду из колодца? Веришь, что это вкусная вода?» (3 класс,1 часть «Вода в колодце» Эмма Мошковская)
Для стимулирования ребенка к самостоятельному чтению, автор учебника Чуракова Н.А. активно использует такой прием как сокращенный текст. Будь-то рассказ или стихотворение, после которого через группу вопросов, автор учебника подводит к тому, что необходимо взять и прочитать эту книгу целиком или выучить наизусть («Предположи каково полное название стихотворения? Это БУКЕТ – кого или чего? Если тебе удалось догадаться, значит, понимаешь, сколько строчек во второй части, и с какой буквы начинается каждая строка! Если тебе не терпится узнать продолжение этого стихотворения, спроси у учителя…» (стр. 77, 2 класс, 2 часть), «Если тебе понравились отрывки из «Дневника фокса Микки», непременно возьми её в библиотеке и прочти целиком» (3 класс, 1 часть стр. 113), (4 класс, 1 часть Николай Заболоцкий «Оттепель» стр. 106) в учебники представлены 4 строфы, а в нём 5 и дети сами, найдя его в оригинале, выучили.).
В учебнике 2-ого класса представлены смешные рассказы, стихи, обсуждаются сюжетно-композиционные приемы создающие комический эффект - всё это тоже вызывает интерес у ребенка взять книгу того или иного автора и почитать и ещё раз посмеяться (стр. 130, 2 класс, часть 2 Михаил Есеновский «У мальчика Юры», Хочешь прочить другие забавные истории про мальчика Юру? Тогда тебе нужно взять в библиотеке книжку Михаила Есеновского под названием «Ур-Юр-выр»).
Ещё одним из ведущих стимулов чтения – это творчество, которое сопровождается радостным подъемом чувств. Это не только создание творческого продукта на основе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и прочее), но и способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы:
- оживить неодушевленные предметы (2 класс, 1 часть, стр. 99) после прочтения сказки: «Ёжик в тумане» С. Козлова», ребенок получает задание «Вообрази, о чём могут ночью разговаривать между собой дерево и гараж? А дома? А луна и зажженные окна домов»;
- сочинить свою историю: «А ты можешь сочинить свою историю? Это должна быть история про какие-то незаметные предметы, которые помогают людям жить» (3класс, 1 часть стр. 42);
- сочинить басню: «Сочини басню, в которой будет такая мораль «Любишь кататься – люби и саночки возить» (3 класс, стр. 37);
рассказать прочитанное в другом жанре: «А ты сможешь рассказать сказку про репку так, будто это небылица?» (2 класс, стр. 64); - придумать концовку стихотворения: «Это стихотворение может иметь продолжение? Какое?» (2 класс, 2 часть стр. 171 Петр Синявский «Ириски и редиски»).
Для стимулирования чтения учителя организуют:
- выставки иллюстраций по прочитанному (стр. 75, 2 класс, 2 часть «А ты когда-нибудь рассматривал узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал их в своем воображении? Если ещё нет - обязательно попробуй!», 3 класс А. Пушкин «Опрятней модного паркета»);
- викторины, конкурсы, игры. Дети охотно принимают участие в этих мероприятиях, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении. В содержание игр включаются задания, которые вызывают необходимость у ребят прочесть книги, изучить творчество определенного писателя, получить литературоведческие знания. Дети читают - цель достигнута. Такой успех может быть кратковременным: как только дети заканчивают играть, у них пропадает потребность к чтению, но не у всех.
С целью формирования читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности, можно порекомендовать использовать методику «Читательская лотерея» с использованием списка рекомендованной литературы к прочтению дома. В основе методики - «поощрение», что позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон лотереи за прочитанную книгу). Элемент соревнования (больше жетонов - больше прочитанных книг – больше шансов на подарок) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Прочитав книгу, ребенок оформляет страничку в читательском дневнике и выполняет одно задание по содержанию. В обозначенный день происходит розыгрыш беспроигрышной лотереи (сколько жетонов - столько подарков).
Раз в неделю на уроках можно проводит Живую рекламу книги. Ребята в костюмах героев книг разыгрывают эпизоды или рассказывают о прочитанном ими произведении, делятся впечатлениями, рекомендуют познакомиться с книгой в библиотеке. Такая реклама может быть представлена и с помощью мультимедийных средств, например, видеоролика или озвученных иллюстраций, составленных по рисункам ребят.
Результаты такой деятельности: очередь в библиотеке и успешное участие в литературной викторине по прочитанному.
Для формирования у ребят интереса к чтению необходимо использовать возможности школы и учреждений культуры города: музеи, библиотеки, театры - обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой. Школьная библиотека и библиотеки города главные помощники учителя в стимулировании самостоятельной активности юного читателя и их мотивированию к чтению, так как полноценным читателям надо успеть стать в детстве, а то потом не будет времени. Библиотекари становятся инициаторами интересных начинаний, организуют коллективные мероприятия, уроки литературного чтения.
Огромное влияние на формирование мотивации к чтению у ребенка играют взрослые (родители). Как говорил С.Я.Маршак «Основная задача взрослых - открыть в ребенке талант читателя», а этому нужно учить родителей на родительских собраниях, на которых учитель может дать рекомендация и советы по темам: «Как привлечь ребенка к чтению книг», «Как привить любовь к чтению и нужно ли это современному ребенку?».
Вечернее чтение, зачитывание интересных эпизодов, совместная покупка книги, создание семейной библиотеки, совместное посещение библиотек города с одноклассниками ребенка – всё это вызывает интерес к чтению, помогает ребенку испытать наслаждение чтением. Читая книги вслух, родители детям несут позитив, добро и любовь. Это большая и сложная работа для них. Главное при чтении книги – сопереживание, общность чувств. Читать можно по очереди. Ведь чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Главное в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать ее – задача родителя. Давая книгу ребенку, он выражает к книге и свои добрые слова о ней.
Опыт личностного чтения взрослого, переданный детям, – фактор более мощный, чем какой-либо другой, так как способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.
Родители, которые мало читают и редко обращаются к книге, не могут научить ребенка чувствовать красоту языка, сопереживать герою, формировать читательский вкус. А значит, не гарантирует возникновения у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться к книге.
Формировать интерес к чтению, мотивировать ребенка к чтению, продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом, воспитывать увлеченного читателя – трудно, но увлекательно. Важно так организовать чтение, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка, и он испытывал потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. В этом главные помощники: учебник, родители, учреждения культуры.