Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомить с со словами речевого этикета; повторить знаки препинания в конце  предложения;
  • отрабатывать навык в определении слов, отвечающих на вопросы кто? и что?;
  • отрабатывать технику списывания предложений;
  • воспитывать культуру общения, интерес к  русскому языку.

Методы обучения: исследовательский, поисковый, игровой.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная.

Средства обучения, оборудование: учебник русского языка (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова), презентация к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент

Открытий нам так хочется, 
Пусть кипит работа!
Всё у нас получится!
Трудимся с охотой!

Подготовка класса к работе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи На уроках русского языка мы изучаем речь. Какая бывает речь? (устная и письменная) Из чего состоит речь? (из предложений) Как определить границы предложений на слух? На письме? (паузы, точка воскл. знак, вопр. знак) А предложения из чего состоят? (из слов). Ко всем словам можно задать вопросы. Какие вопросы м мы учимся задавать к словам? (кто? или что?) Сегодня продолжим работу с предложением и знаками препинания на конце и будем дальше учиться задавать вопросы к словам. Отвечают на вопросы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Записываем на доске число, классная работа.

а) Чистописание На доске: медвежонок
Какой вопрос зададим к этому слову? Почему?
На минутке чистописания будем писать две буквы из этого слова. Эти буквы обозначают парные звонкие согласные звуки дв дв дв дв

Записывают число, классная работа.

 23 января.
Классная  работа.
Обосновывают свой выбор букв, анализируют звуки.
Прописывают 
дв дв дв дв дв дв дв дв
Обосновывают свой выбор. Отвечают на поставленные вопросы учителя.

 

в) Словарная работа
Догадайтесь, какое словарное слово  будем писать?
На доске:

  • зайчонок - заяц
  • медвежонок - ?

Составьте предложение со словом медведь по схеме
/________   ________   _______.

Записывают слово медведь
определяют ударный слог.

 

Медведь любит мёд.

 

3. Физминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей кружили.
Вот так, вот так
Головой своей кружили,
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.

Повторяют движения.

 

4. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности

 

а) Работа по учебнику стр. 21 упражнение 2.
Чтение  по цепочке.

– Какие слова выделены в тексте стихотворения? - Прочитайте, как «покупал» билет каждый персонаж стихотворения. Кто из героев вызвал у вас улыбку, рассмешил? Почему? (медвежонок)
- Прочитайте его слова еще раз. В каких ситуациях обычно говорят эти слова?

Называют вежливые слова из стихотворения. Познавательные: постановка вопросов;
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

б) Проблемная ситуация.
К каким словам правильно задать вопрос «кто?, а к каким словам - вопрос «что?»…

Знакомятся со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?». Рассуждают о своём выборе, выдвигают свою гипотезу о том, какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?».

 

в) Игра «Брось мяч. Задай вопрос». - Если предмет одушевлённый, за - дают вопрос «кто?», если предмет неодушевлённый - вопрос «что?».  

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

а) Работа в паре. Упражнение 3.
Найди в стихотворении упражнения 2 три слова, которые отвечают на вопрос кто? Запиши их в тетрадью.

Кто? Ёжик, овечка, олень, кассир, медвежонок.

Группируют слова по заданному признаку (отвечает на вопрос «что?»)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.
Личностные: самоопределение

6. Включение в систему знаний и повторение

А) Фронтальная работа по упр. 4
Составьте  устно предложения к схемам.

Учащиеся составляют предложения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

7. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке

О чём говорили на уроке?
Организация рефлексии.

Волшебная линеечка…

На полях начертите “Волшебную линеечку” с двумя критериями:

  • Красота
  • Правильность

Меткой “крестик” отметьте у себя в тетради каждый критерий.

Делают вывод.
Самооценка результатов деятельности с помощью «волшебной линеечке».

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные:  смыслообразование