Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством интернет-сайта специалиста

Разделы: Логопедия


Федеральный государственный образовательный стандарт основными задачами дошкольного образования ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей ([5] р.1, п. 1.6, пп. 9) и оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» ([5] р.5, п 1.7, пп. 6), так как сложно переоценить роль семьи в жизни ребенка дошкольного возраста.

Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, сотрудничеству с родителями (законными представителями), установлению доверительных партнерских отношений, созданию благоприятного климата взаимодействия, вовлечению семьи в единое образовательное пространство. В том числе и коррекционно-развивающая работа в дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками, имеющими нарушения речи, строится в сотрудничестве специалистов, педагогов и родителей (законных представителей), которое призвано оптимизировать зачастую длительный и сложный коррекционный процесс.

При выборе форм и методов организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников учитываются родительские запросы, степень заинтересованности родителей (законных представителей) деятельностью ДОУ, их психолого-педагогическая компетентность, осведомленность в вопросах использования современных коммуникационных технологий.

В практике нашего учреждения активно используются традиционные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников: родительские собрания, консультации, беседы, опросы, анкетирование, информационные уголки для родителей (законных представителей), дневники взаимодействия, информационные буклеты, семинары-практикумы, мастер-классы.

Стремление увеличить эффективность коррекционной работы, оптимально организовать преемственность в работе учителя-логопеда и родителей (законных представителей) способствовало поиску и внедрению в практику новых путей и средств взаимодействия с использованием современных информационно-коммуникационных технологий:

  • взаимодействие через системы удаленной связи;
  • использование интернет-сайта дошкольного образовательного учреждения;
  • использование сайта учителя-логопеда.

Достаточно новой, но показавшей себя как эффективная, является форма организации взаимодействия с родителями (законными представителями) при помощи личного кабинета родителя (законного представителя) на интернет-сайте специалиста.

Как показывают результаты опросов, важнейшей потребностью родителей детей с нарушениями развития является потребность в информации. Все вопросы, актуальные для родителей, можно разделить на три большие группы по типу заявленных трудностей:

  • вопросы, касающиеся правовых норм и возможности получения дошкольного образования ребенком (в том числе ребенком с ограниченными возможностями здоровья), информационно-организационные вопросы, касающиеся деятельности ДОУ;
  • вопросы, связанные с психолого-педагогическим сопровождением в детском саду;
  • вопросы о семейном воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Также родителями (законными представителями) востребована постоянная квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Как показывает опыт, родители (законные представители) не всегда достаточно компетентны в вопросах создания необходимых условий для развития личности ребенка и его речи. Очень часто родители (законные представители) отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, испытывают трудности, не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома или не знают, как организовать занятия.

Создание интернет-ресурса специалиста позволяет решить сразу несколько актуальных задач:

  • Информирование родителей по вопросам:
    • нормативного развития речи ребенка, отклонений в речевом развитии, их причинах и последствиях;
    • нормативно-правовой организации деятельности логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения;
    • планирования работы учителем-логопедом.
  • Помощь родителям (законным представителям) в осознании важности их роли в процессе развития ребенка, в отборе и освоении не только правильных, но и доступных, интересных и увлекательных именно для их ребенка методов и приемов, которые они смогут использовать в домашних условиях.
  • Наполнение конкретным содержанием домашней поддержки логопедической работы с детьми по закреплению освоенных навыков.
  • Ознакомление родителей (законных представителей) с различными пособиями, образовательными и информационными ресурсами.
  • Транслирование педагогических знаний по актуальным вопросам речевого и познавательного развития дошкольников.
  • Реализация семейных проектов и проведение мини-конкурсов.

Вопросы нормативного и отклоняющегося развития речи ребенка особенно актуальны, так как специалисты с каждым годом отмечают возрастание числа детей с речевыми проблемами, которые приходят в детские дошкольные учреждения. Начинать работу по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) целесообразно как можно раньше, на этапе, когда ребенок еще только готовится к посещению ДОУ. Остро встает вопрос о необходимости информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), воспитывающими детей раннего дошкольного возраста. Ведь ранний возраст является очень значимым этапом развития ребенка. Дети раннего возраста в основном воспитываются в домашних условиях. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) - основа совершенствования семейного воспитания детей с речевыми сложностями и профилактики недоразвития речи в среднем и старшем дошкольном возрасте. Информирование родителей (законных представителей) по вопросам развития речи имеет важное значение для раннего выявление нарушений речевого развития у детей и своевременного оказание им помощи родителями (законными представителями) и специалистами. Доступность информации на интернет-сайте дошкольного образовательного учреждения и сайте специалиста не только родителям (законным представителям) детей, посещающих учреждение, но и всем заинтересованным лицам, привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в речевом развитии ребенка, может способствовать профилактике речевых нарушений у будущих воспитанников и может способствовать в дальнейшем облегчению работы специалистов и сокращению сроков коррекционной работы при тяжелых нарушениях речи.

Основные преимущества организации работы с родителями (законными представителями) путем взаимодействия через интернет-сайт:

  • Доступность - интернет-сайт доступен с любого устройства (в том числе мобильного).
  • Оперативность - информация на сайте обновляется по мере необходимости.
  • Легкость восприятия - информация представлена с иллюстрациями, ссылками на источники, которыми можно воспользоваться при возникновении вопросов или необходимости ознакомиться с проблематикой полнее.
  • Конфиденциальность - доступ к личной информации, состоянию звукопроизношения и других сторон речи ребенка имеет только зарегистрированный родитель (законный представитель) ребенка. Вся информация закодирована и обезличена.
  • Удобство использования - все задания, которые необходимо выполнить ребенку представлены на странице с рисунками и пояснениями.
  • Обратная связь - форма обратной связи позволяет задать вопросы учителю-логопеду и оперативно получить на них ответы в личном кабинете.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет добиться позитивной динамики. Количество консультаций для родителей (законных представителей) за текущий учебный год увеличилось на тридцать процентов. Количество участников семинаров-практикумов для родителей (законных представителей), анонсированных на интернет-ресурсах, возросло в два раза. Координация усилий учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников, направленных на коррекцию речевых проблем, способствовала повышению мотивации к коррекционно-развивающей деятельности и позволила более эффективно устранять имеющиеся нарушения.

Список литературы

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Майер А.А., Довыдова О.И., Н.В.Воронина. 555 идей для вовлечения родителей̆ в жизнь детского сада. //Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2011.
  3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011
  4. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. / Под ред. Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Издательство: Центр педагогического образования, 2014.