Урок русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

Образовательная:

  • формировать у учащихся умения
    • находить обобщающие слова при однородных членах;
    • правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
  • составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах;
  • употреблять предложения с обобщающими словами в своей речи.

Развивающаяся:

  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); 
  • формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся. 
  • воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.

Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: учебник, карта результатов, презентации:

Этап урока

Содержание

1. Организационно-мотивационный

ЗДРАСЬТЕ? Правильно ли?
Почему надо говорить здравствуйте?

2. Актуализация знаний

Презентация 1  

Прочитайте предложение

Для всего: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке найдётся великое множество хороших слов и названий.
(К.Паустовский)

- Как вы понимаете высказывание Константина Георгиевича Паустовского? (Мир, в котором мы живем, огромен, но в нашем языке есть очень много слов, чтобы назвать всё, что нас окружает.)
- Дайте характеристику данному предложению (устно)
- Чем осложнено данное предложение?
- Что такое однородные члены предложения?

3. Новая тема. Целеполагание
 

1.- А чем является по отношению к ним для всего?   
 - Где стоит обобщающее слово?
- Где ещё могут стоять обобщающие слова?
- Мы можем прямо теперь ответить на вопрос: Какие знаки препинания необходимо ставить при обобщающих словах?
Запись новой темы и вопросов по теме в карту результатов

2. Исследование новой темы (работа в парах) Рассмотрите страницы учебника 173, 174 и 175, изучите, где могут стоять обобщающие слова, ответьте на вопросы и постройте схемы.

Результаты запишите в карту результатов:
- Где могут стоять обобщающие слова в предложениях с однородными членами?
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами…
- Если обобщающее слово стоит после однородных членов…
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а предложение продолжается…

 4. Первичное закрепление

1. Занимательное задание «Собери предложение».
- Ребята, составьте предложение, выполнив ряд действий.
1) Из предложения взять обстоятельство места   
Хорошо зимой в лесу!
(где? в лесу).

2) Из предложения взять сказуемое .
Природа поражает всех своей красотой.
(поражает).

3) Из предложения взять подлежащее .
Всё озарилось вдруг.
(всё).
- Расставьте слова по порядку. Какое предложение у вас получилось?
В лесу поражает всё.
Дополните его однородными членами.
Но, чтобы выполнить это задание, давайте отправимся в зимний лес

 

Релаксационная пауза

Презентация 2

Тихо кругом. Уныло опустили деревья свои голые сучья, запорошенные сыпучим снегом, словно затосковали они о том золотом времечке, когда играл с ними теплый, летний ветерок.
Как-то раз в тихое, сонное утро, когда солнечный свет пробивался сквозь спящие деревья в зимнем лесу,  налетели первые короткие зыбкие ветры. Словно псы, обнюхивающие дорогу, с воем промчались они над землей, ворчали среди ветвей, вцепились в поля, хвостами размели дороги, прошлись по воде  — словом, побывали везде, а потом давай прятаться и удирать из леса. А после них, к вечеру, начали появляться из темных далей длинные, колючие языки вихрей. Ветра дули всю ночь и завывали на полях.
Но как только настал день, ветры со стоном умчались, спрятались в лесах  и, притаившись, дрожали. Кругом:  …… был снег. Деревья в белом-белом снегу под белым-белым небом, в заснеженном лесу… И на душе так  хорошо! Как под чистым снегом скрыта грязь и чернота земная, так и всё, что тревожит душу, скрывается под белоснежным покрывалом.

5. Закрепление изученного

1. В лесу поражает всё.
Дополните его однородными членами. Какие у вас получились предложения? (Спрашиваю 2-3 учеников).  Устно по своим схемам перестройте предложение, чтобы обобщающее слово стояло в разной позиции.

2. Установление соответствий (задание на презентации 1)
 -Установите соответствия между схемами и предложениями Ключ: 1-3, 2-1, 3-2, 4-4.
Оцените свою деятельность в карте результатов

6. Применение знаний на практике. Работа по развитию речи (тестовая работа)

Выполнение теста  «Обобщающие слова при однородных членах»

7. Информация о д/з

Упражнение 260, 263 (на выбор)

8. Подведение итогов

Возвращение к карте результатов. Получили ли вы ответы на ваши вопросы?
Ответы на вопросы.