Учебник: Русский язык. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций под редакцией А.Д.Шмелева. Москва. «Вентана-Граф», 2017 г.
Цели:
1.Предметные:
- научить видеть в предложении синтаксические ошибки, являющиеся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи;
- готовить учащихся к выполнению заданий ОГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм);
- закрепить умение по составлению связного текста;
- закрепить умение анализировать текст;
- научить самостоятельно добывать знания из того, что лежит в подсознании и заложено исторической памятью;
- закрепление орфографических умений;
2. Регулятивные:
- обогащение лексики учащихся;
- активизация мыслительных операций: развитие умений анализировать, сравнивать, систематизировать, доказывать.
- развитие эстетических чувств.
3. Личностные:
- воспитание любви к русскому языку интереса к его изучению;
- развивать зрительную память, самооценку, внимание;
- умение чувствовать ответственность во время групповой работы.
Тип урока: урок применения предметных умений.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, мел, кнопки, магниты, "Толковый словарь С.И.Ожёгова, Н.А.Сенина «Подготовка к итоговой аттестации» 9 класс.
Ход урока
Этап 1. Организационный этап
Этап 2. Создание проблемной ситуации
Мотивация учебно-познавательной деятельности
Задание: Прочитайте предложения. Что их объединяет? Верно ли они составлены? Есть ли в них ошибки?
Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты». (правильно: людям, воспитавшим в себе…).
Я хочу привести к примеру Петра I. (правильно: привести в пример).
Многие люди не имеют своё мнение. (правильно: не имеют своего мнения).
Молодежь любят ходить в театр. (правильно: любит).
Собака Шарик увидел кошку и погнался за ней. (правильно: увидела и погналась).
Молодая инженер Ирина Петровна вошла в цех. (правильно: молодой).
Мальчик рос круглой сиротой . (правильно: круглым).
- Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении? (Нарушена синтаксическая норма между словами в словосочетании и предложении).
- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке, чем мы будем заниматься?
- Да, мы будем говорить о синтаксических нормах при построении словосочетаний.
- Для чего необходимо их соблюдать?
- Верно, ребята! И это значит, нас вновь ждет увлекательное путешествие в мир слова. Мы будет работать со словом, ведь русский язык во все времена требовал и требует к себе бережного отношения. Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.
- Тема урока звучит так: «Синтаксические нормы: употребление словосочетаний» - Я жду от вас плодотворной работы, для которой мы разделимся на группы.
Этап 3. Актуализация знаний (повтор базовых понятий)
- Что такое словосочетание?
- Какие виды подчинительной связи вы знаете? Назовите, приведите примеры. (Согласование, управление, примыкание)
(групповая работа)
- Недавно вы выполняли проектную работу: писали статью для школьного сайта. Эти работы мы объединили в сборник статей. Провели конкурс и в каждой группе выбрали лучшую. Сегодня вы с ними поработаете. Из данных статей необходимо выписать 5 словосочетаний с разными видами подчинительной связи.
1 ряд – управление, 2 ряд – согласование, 3 ряд – примыкание.
(при ответе необходимо назвать статью и затем словосочетания)
(проверка задания)
- Но, вы у меня уже семиклассники, не за горами 9 класс, а это значит первая ступень сдачи ГИА. В связи с этим, мы должны с вами не только готовиться к выполнению тестовых заданий, но и уметь выполнять задания.
- В задании 7 проверяется умение определять типы словосочетаний и трансформировать их. И сейчас вы будете выполнять эти задания. (объяснить алгоритм выполнения)
- Обратите внимание на критерии оценивания:
- “5” – 9-10
- “4” – 7-8
- “3” – 5-6
- “2” – 0-4
- Молодцы, вы успешно справились с заданием. Вы довольны результатом?
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Этап 4. Закрепление материала
1. Работа с учебником
1. Упр. 62. с. 303 (у доски)
Около двухсот сорока рублей (р.п.), выбрать из двухсот одного участника (р.п.), к тысяче двумстам девятнадцати участникам (д.п.), книга с семьюдесятью восьмью иллюстрациями (т.п.), стеллаж с тысячей семьюстами тридцатью четырьмя книгами (т.п.), закупка трех тысяч семисот пятидесяти тонн нефти (р.п.), подарок пятисотому покупателю (д.п.), находиться в ста пятидесяти километрах от города (п.п.), проверить около двух тысяч четырехсот сочинений (р.п.).
2. Упр. 64, 65 с.303-304
- Ребята, но ведь с сочетаниями слов мы встречаемся и во фразеологизмах и крылатых словах. Обратимся к материалу упражнения 64 с. 303 (выразительное чтение текста). Ведь при устном собеседовании вы должны будете выразительно прочитать предложенный текст. Поупражняемся в этом.
- Каковы тема текста? (Использование фразеологизмов в речи. «Душевная жизнь животного»).
- Что может влиять на сочетаемость слов в языке? (Прежде всего, конечно, значение слова. Нарушение лексической сочетаемости нередко происходит в результате смешения или искажения устойчивых сочетаний. Устойчивые сочетания, в отличие от свободных, имеют установившийся состав слов и постоянные связи между ними.
Например, такие сочетания, как зарабатывать деньги и получать доход. В результате речевой небрежности появляется фраза: «Какой доход вы зарабатываете?». Таким образом, нарушается лексическая сочетаемость слов доход и зарабатывать.
Использование в речи фразеологизмов требует точного знания их значения. Неуместное использование устойчивых сочетаний может придать высказыванию нежелательный смысл.
Ещё это незнание рода существительного, его склонения и так далее)
- А сейчас прочитаем текст упражнения 65 с. 304 (выразительное чтение текста).
- Давайте объясним, чем отличаются фразеологизмы от крылатых слов?
(Фразеологизмы – устойчивые сочетания, которые можно заменить одним словом, в них невозможна замена слов или порядок слов.
Крылатые слова – краткие цитаты, образные выражения, вошедшие в речь из литературы; изречения выдающихся деятелей, имена мифологических и литературных героев, ставшие нарицательными).
- А теперь прочитаем примеры крылатых слов и расскажем о людях, которым эти изречения принадлежат.
- Найдите в афоризмах словосочетания.
Гомер «Он крылатое слово промолвил…»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо…» (крылатое слово, промолвил слово, обменялись между собой, обменялись словами, крылатыми словами, обменялись тихо).
Цицерон «О вкусах не спорят».
В.Шекспир «Быть или не быть – вот в чем вопрос».
Ф.Рабле «Аппетит приходит во время еды».
Н.В.Гоголь «Есть еще порох в пороховницах» (есть ещё, есть в пороховницах, порох в пороховницах).
- Объясните значения данных выражений?
Этап 5. Рефлексия
– Что нового сегодня вы узнали, что открыли в себе и в других?
- Что удалось вам особенно хорошо? Чему вы научились?
Поурочный балл.
Этап 6. Домашнее задание
- Выполнить задание в «Якласс». Тема «Словосочетание. Виды подчинительной связи».
- Написать этюд по одному из крылатых слов.
Повторить алгоритм работы над сочинением-этюдом.
- Действительно, всё, о чем мы с вами говорили, отражает жизнь человека, его внутренне состояние, его отношение к окружающему миру, действительности. И в основе всего – слово. Слово, правильное, нужное, необходимое, через которое человек может оставить след после себя в этом мире, на этой Земле, во Вселенной. И я думаю, что все это показал в своем стихотворении «Идут белые снеги» Евгений Евтушенко. Оно прозвучит для вас в исполнении Михаила Задорного, человека, который очень любил русскую речь, бережно и трепетно относился к каждому слову. (запись стихотворения)