Первый этап
Участники: Подготовительная группа № 1.
Цель: Развитие коммуникативных навыков, воображения, эмоциональной сферы детей, развитие самосознания.
Задачи: Формирование навыков сотрудничества, формирование дружеских взаимоотношений, развитие творческого воображения, произвольного поведения, речи, продолжать учить распознавать различные эмоции, развитие рефлексивных навыков.
1. Ритуал начала занятия
(Задачи: помочь установить контакт детей, создать положительный настрой на занятие)
Игра «Приветствие по кругу»
Дети сидят по кругу. Круг – это возможность открытого общения, форма круг создает ощущение целостности, завершенности, настраивает группу на совместную работу.
- Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается до соседки справа и говорит: «Катя, здравствуй, я рада тебя видеть!» и т.д.
- Ребята, во время наших прошлых встреч мы много говорили о чувствах, которые могут испытывать люди. Давайте вспомним, какие чувства вы знаете…(ответы детей)
Правильно, вы назвали много разных чувств, которые могут испытывать люди.
2. Основная часть занятия
(Задачи: активизация воображения и образного представления, тренировка выразительности мимики и жестов, развитие познавательного интереса, произвольного поведения, снятие напряжение, развитие самосознания, продолжать учить распознавать различные эмоции.)
Игра «Предметы и их настроение»
- Постарайтесь найти в игровой комнате какие-нибудь предметы, которые бы вам ассоциировались с каким-либо чувством. Придумайте, почему он радуются или грустят, сердятся или удивляются. Ваши мнения могут не совпадать, один решит, что выбранный предмет очень грустный, а другой скажет, что ничего грустного в нем нет. У каждого свое мнение, давайте выслушаем.
Игра «У Маланьи…»
Дети стоят по кругу и выполняю движения.
У Маланьи, у подружки, жили в беленькой избушке (Дети идут по кругу, останавливаются и поднимают руки вверх, изображая домик)
Семь сыновей. Все без бровей! | (Указывают на брови) |
Вот с такими ушами! |
(Указывают на уши) |
Вот с такими носами! |
(Указывают на нос) |
Вот с такой головой! |
(Обхватывают голову) |
Вот с такой бородой! |
(Показывают длинную-предлинную бороду) |
Сидели и смотрели |
(Дети присаживаются на корточки) |
И делали вот так…… |
(Психолог выводит в центр любого ребенка и тот, в свою очередь, делает какое-либо движение, которое повторяют все дети) |
Игра повторяется несколько раз.
Задание «Такие разные гномы…»
Психолог выкладывает на столе изображения гномиков, у которых разные настроения (веселый, грустный, сердитый, печальный, застенчивый, удивленный, спокойный, серьезный, важный, испуганный) и предлагает детям выбрать себе такого гномика, который ему больше понравился.
Далее психологом дается инструкция: раскрасить гнома, придумать ему имя, где он живет, с кем живет, чем любит заниматься, что кушать, какими он обладает способностями.
Пальчиковая гимнастика: «Гномики-прачки» (проводится по окончании рисования)
Жили-были гномики | (дети сжимают и разжимают кулачки) |
Маленькие гномики: |
|
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки |
(Правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого) |
Раз, два, три, четыре, пять |
(Правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) |
Стали гномики стирать: |
(Трут кулачки друг о друга) |
Токи – рубашки, |
(Опять загибают пальчики на левой руке, |
Пики – платочки, |
начиная с большого) |
Чики – носочки. |
|
Микки – умница был – всем водичку носил. |
|
3. Завершение занятия (ритуал прощания)
(Задачи: развитие чувства целостности группы, развитие чувственной опоры, помощь в организации обратной связи, развитие ощущения собственной значимости, развитие рефлексивных навыков).
Каждый ребенок рассказывает про своего гномика, отвечая на вопросы психолога.
- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста, в общий круг. Один из вас выходит в середину круга, другой подходит к нему и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит следующий ребенок, берет за свободную руку кого-либо из вас, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Так до тех пор, пока все не окажутся в новом кругу. Возьмитесь крепко за руки, молча посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Спасибо!
Наше занятие заканчивается, до свидания!
Второй этап
Участники: Дети подготовительной группы № 1 (подгруппы по 4-5 человек)
Цель: Развитие коммуникативных навыков, воображения, эмоциональной сферы детей, развитие самосознания.
Задачи: Формирование навыков сотрудничества в парах, побуждать детей к совместному решению задачи, учить вместе обсуждать задание, приходить к общему решению, согласовывать свои действия с партнером, развитие творческого воображения, речи, продолжать учить распознавать различные эмоции, развитие рефлексивных навыков.
Материал: Изображения гномов, которые дети раскрашивали на предыдущем занятии, вырезанные картинки, не связанные сюжетом, клей, краски, кисти, салфетки, карандаши, лист ватмана, музыкальное сопровождение.
1. Ритуал начала занятия
(Задачи: помочь установить контакт детей, создать положительный настрой на занятие
Игра «Приветствие»
- Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается до соседки и говорит: «Катя, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Катя берет у меня перышко и дотрагивается до меня и говорит: «Здравствуйте, Екатерина Павловна, я рада вас видеть!».
2. Основная часть занятия
(Задачи: активизация воображения и образного представления, развитие познавательного интереса, снятие напряжение, развитие коммуникативных навыков, способствовать формированию дружеских взаимоотношений)
- Ребята, на прошлом занятии мы с вами рисовали гномов, рассказывали про них.
У всех получились разные истории, которые мы внимательно слушали.
Сегодня наши гномы отправятся в путешествие. Мы попробуем сочинить историю, в которой примут участие все ваши гномы и еще некоторые персонажи.
На столе перед детьми разложен лист ватмана и картинки, вырезанные из журналов 3-5 штук, представляющие основу для связанного рассказа.
- Ребята, разложите картинки на столе, рассмотрите их и начинайте фантазировать, объединяя их в общий сюжет.
В процессе самостоятельной работы детей, психолог помогает детям разрешить возникающие трудности, разногласия, оказывает направляющую помощь в случае затруднений.
Психолог использует следующие приемы для создания ситуации успеха у детей: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться…» К.Д. Ушинский.
- «Авансирование успеха» Педагог заранее говорит ребенку, что у него получится, он справится. Это внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности «Я даже не сомневаюсь, что ты справишься и выполнишь это задание правильно!»
- «Эмоциональное поглаживание» Учитель с легкостью раздает комплименты : «Я вами или тобой горжусь!», «У тебя очень хорошо получается строить башню из кубиков!» т.д.
- «Скрытая инструкция» Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания «Возможно лучше всего начать с ….», «Выполняя работу, не забудьте…..»
- «Позитивного высказывания» Внешнее описание действий в позитивном ключе. Ребенок говорит : «У меня не получится, я плохой, я рисую каляку-маляку!» Педагог «Максим так увлечен рисованием. Его ветер сильными порывами закручивает круги……»
- «Эффективная похвала» Например, если ребенок пытается надеть ботинок, очень старается, педагог, проходя мимо, говорит: «Как здорово у тебя получается надевать ботинок, я вижу, ты очень стараешься!»
- «Внесение мотива» Показывает ребенку, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после ее выполнения «Без твоей помощи мы не справимся!» < Рисунок 4 >
- «Персональная исключительность» Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности «Только тебе я могу доверить», «Только ты мог бы…»
3. Завершение занятия (ритуал прощания)
(Задачи: развитие чувства целостности группы, развитие чувственной опоры, помощь в организации обратной связи, развитие ощущения собственной значимости, развитие рефлексивных навыков).
Ребята рассказывают историю, которая у них получилась в ходе работы, дают название.
Отвечают на вопросы психолога:
- Понравилась ли вам история, которая получилась в результате вашего совместного творчества?
- Какие чувства у вас вызывает эта картинка?
- Нравится она вам или нет?
- Сложно было рисовать вместе?
- Что вам особенно понравилось во время совместной работы, а что огорчило?
- Что вам помогало в работе?
- Есть ли что-то на рисунке постороннее, лишнее, на ваш взгляд?
- Возникает ли у вас сейчас желание исправить рисунок или что-то добавить.
!!!В процессе обсуждения психологом подчеркивается связь между результатом и взаимодействием детей.
Упражнение «Прощание»
Дети берутся за руки и произносят слова:
«Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть-чуть добрее стали,
И дружно поиграли!»
До свидания, ребята, до новой встречи!
Третий этап
Участники: Дети подготовительной группы № 1
Цель: Развитие коммуникативных навыков, воображения, эмоциональной сферы детей, развитие самосознания.
Задачи: развитие творческого воображения, речи, развитие рефлексивных навыков.
Материал: «Истории в картинках», которые сочинили дети, развешанные на доске.
1. Ритуал начала занятия
(Задачи: помочь установить контакт детей, создать положительный настрой на занятие)
Игра «Приветствие по кругу»
Дети сидят по кругу. Круг – это возможность открытого общения, форма круг создает ощущение целостности, завершенности, настраивает группу на совместную работу.
- Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается до соседки справа и говорит: «Катя, здравствуй, я рада тебя видеть!» и т.д.
2. Основная часть занятия (развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие самосознания, творческого воображения, произвольного поведения, сплочение детского коллектива)
Психолог приглашает к доске каждую команду детей и просит рассказать свою «Историю в картинках». Далее дети рассказывают о сложностях, впечатлениях от совместной работы. Отвечают на вопросы психолога:
- Понравилась ли вам история, которая получилась в результате вашего совместного творчества?
- Что вам особенно понравилось во время совместной работы, а что огорчило?
- Что вам помогало в работе?
!!!В процессе обсуждения психологом подчеркивается связь между результатом и взаимодействием детей.
3. Завершение занятия (ритуал прощания)
(Задачи: развитие чувства целостности группы)
- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста, в общий круг. Один из вас выходит в середину круга, другой подходит к нему и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит следующий ребенок, берет за свободную руку кого-либо из вас, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Так до тех пор, пока все не окажутся в новом кругу. Возьмитесь крепко за руки, молча посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Спасибо!
Наше занятие заканчивается, до свидания!