Тренинг с педагогами "Корзина сюрпризов" (с использованием арт-техники «Коллаж»)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Развитие самосознания, развитие чувства целостности группы, развитие образно-символического мышления. Снятие эмоционального напряжения.

Задачи: Помочь осознать свои характерологические особенности (поиск индивидуальных особенностей) и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим. Развивать эмоциональное принятие себя, повысить уверенность в себе. Развитие рефлексивных навыков в группе. Снятие эмоционального напряжения. Активизация воображения и образно-символического мышления.

Материал: Лист А3, карандаши, краски, фломастеры, клей, салфетки, картинки, вырезки из журналов.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия.

Задачи: помочь установить контакт, создать положительный настрой.

Игра-приветствие «Взаимное цитирование»

Участники сидят по кругу. Круг – это возможность открытого общения, форма круг создает ощущение целостности, завершенности, настраивает группу на совместную работу.

- Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Екатерина Павловна», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например «Татьяна Александровна», услышав свое имя, сначала два раза стучит свое имя по коленям, называя себя «Татьяна Александровна», а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например «Наталья Сергеевна». Теперь Наталья Сергеевна перенимает ход и так далее.

2. Основная часть занятия.

Задачи: Привлечь участников к индивидуальным особенностям человека, активизация воображения и образного представления, снятие напряжение, развитие самосознания, формирование позитивного отношения к себе. Развитие рефлексивных навыков.

Игра «Мяч в кругу»

Все участники встают в круг.

- У каждого из нас есть то, что он ценит: любимые родители, верный друг, хорошая книга. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу. Тот, в чьих руках окажется мяч, назовет то, что он считает самым важным и ценным.

Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках каждого участника 2-3 раза.

Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Кто ты?»

- Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой», и строго предупреждает:

- Кто ошибается, Тот попадается!

Кто засмеется, Тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

- Кто ты?

- Метла.

- А что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- А на чем ты приехал сегодня в детский сад?

- На метле. И т.д.

Когда вопросы закончатся или игрок рассмеется, водящий меняется.

Задание «Корзина Сюрпризов»

Участники сидят за столами, перед ними лежат чистые листы А3, клей, салфетки, карандаши, фломастеры, краски, кисти. На отдельном столе разложены вырезки из журналов и газет.

- Сегодня мы будем не просто рисовать, а работать в технике «Коллаж».

Мы будем дарить друг другу сюрпризы. создавать «Свой мир. Что в себя включает мир человека? (обсуждение) Правильно, это может быть и ваши предпочтения в еде, одежде, то, какие у вас друзья, семья, есть ли домашние животные. Это и увлечения, любимые места, где вам комфортно находится и т.д.

В качестве материалов вы можете использовать вырезки из газет, журналов, которые что-либо символизируют. Например, для меня картинка с изображением веселого клоуна символизирует веселье, радость, праздник. Если я выберу эту картинку, чтобы наклеить в «Мой мир», то это значит, что я люблю совой День Рожденья. А еще я выбираю картинку, где изображены дети. Для меня это означает, что я очень люблю свою работу, я в окружении замечательных детей.

Выбранные картинки приклеиваются к основе, на лист А3, а для завершения можно фломастерами, красками или карандашами закончить свой образ, а именно, что-то дорисовать или подписать.

В процессе работы участников, психолог помогает разрешить возникающие трудности, разногласия, оказывает направляющую помощь в случае затруднений.

3. Завершение занятия (ритуал прощания).

Задачи: развитие чувства целостности группы, развитие чувственной опоры, помощь в организации обратной связи, развитие ощущения собственной значимости, развитие рефлексивных навыков.

После изготовления коллажа (любой коллаж), каждый участник:

  1. Представляет свою работу, комментируя, что он хотел отразить своей работой, озвучивает свою.
  2. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату (нравится или нет). Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.
  3.  Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).
  4.  Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.
  5.  Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.
  6.  Четкость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие четких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.
  7.  Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознание своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, может вывести на достаточно глубокие темы.
  8. Желание уничтожить свою работу как завершенную, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо травматичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арттерапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавиться в своей жизни таким образом.

- А сейчас, встаньте, пожалуйста, в общий круг. Один из вас выходит в середину круга, другой подходит к нему и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит следующий участник, берет за свободную руку кого-либо из вас, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Так до тех пор, пока все не окажутся в новом кругу. Возьмитесь крепко за руки, молча посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Спасибо!

Наше занятие заканчивается, до свидания!