В последнее время особое внимание уделяется православной культуре, православным праздникам, обычаям и обрядам, связанными с ними. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю. Поэтому такие основополагающие понятия как любовь, вера, милосердие, сострадание должны быть донесены до детей в доступной и понятной для них форме.
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Понятие «нравственность» и «духовность» во многом перекликаются. Под «нравственностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. «Духовность» - понятие более глубокое, это состояние души, соединение знаний с верой в Бога, близость души человеческой к Высшему. Христианство дает очень простое определение духовности: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия, он не способен на дурные поступки. Чтобы добиться от детей осознанного, обоснованного поведения, необходимо вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. Поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и показательный результат воспитания.
Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у детей положительное внутреннее отношение и стимулируют их стремление к развитию. Огромное значение здесь имеет донесение знаний о православных праздниках в понятной и интересной детям форме. С этой целью в группе создали уголок православной культуры, в котором находится макет православного храма; икона Спасителя; картина с изображением православного храма, написанная масляными красками; альбом с фотографиями и кратким описанием действующих и утраченных храмов; набор сувенирных колокольчиков из различных монастырей; детская православная литература и многое другое.
При знакомстве детей с православными праздниками, стараемся доступно донести до них мысли о том, как возникли те или иные праздники, с какими трудовыми действиями и явлениями природы связаны, какой смысл несут. Знакомство с обрядовым фольклором сопровождается углубленным изучением традиционных фольклорных форм, таких как пословицы, поговорки, потешки, песенки, приметы и т.д.
В совместную деятельность мы включаем рассказы воспитателя, чтение детской православной литературы, знакомство с православными иконами, беседы по их содержанию, просмотр видеоматериалов, игровые диалоги, чтение и заучивание фольклорных произведений, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, проведение православных праздников, продуктивную деятельность.
При ознакомлении с православными праздниками работу строим по разделам: осенние, зимние, весенние и летние праздники. Дети узнали историю и значение праздников, познакомились с обычаями и обрядами, связанными с ними. Хочется отметить большую помощь родителей в подготовке и проведении этих мероприятий, они не только сшили и украсили костюмы, но и сами исполняли роли сказочных героев. При проведении занятий, посвященных православным праздникам, мы разучили с детьми забытые, но любимые нашими предками народные игры. Детям игры очень понравились, они с удовольствием играли в них не только в детском саду, но и дома, с родителями: старались удержать веточку вербы на ладони («Калечина-малечина»), бегали с ней («С вербой, вербой иду за тобой»), прокатывали пасхальные яйца с горки, с замиранием сердца наблюдали, чье яичко укатится дальше, крутили яичко «волчком», прятали под колпачки и т.д.
Актуальность знакомства детей с православными праздниками обусловлена необходимостью воспитания у дошкольников духовно-нравственных качеств, которые помогут им жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Личность не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на идеалы, которые значимы для нее. А православная культура была и остается духовно-моральной и этически значимой.
Мы часто не можем ответить на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Золушке и Иване-Царевиче, не интересны нашим детям? Почему им нравятся герои монстры и зомби? Почему игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место в жизни современных детей? Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.
О необходимости духовно-нравственного воспитания высказывается не только церковь. Вот что сказал об этом В.В. Путин при встрече с журналистами и монахами в Соловецком монастыре в 2011 году: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, без православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
У каждого народа свои духовные приоритеты. Для нашего народа духовно-нравственная жизнь в первую очередь связана с Православием. Именно поэтому нашему обществу необходимо возвращение к своим истокам, к вере отцов и дедов, культурным традициям.
Таким образом, приобщение детей к основам православной культуры пробуждает в них лучшие человеческие качества личности и способствует духовно-нравственному развитию.
Список литературы.
- Ватаман, В.П. воспитание детей на традициях народной культуры, Волгоград, Учитель, 2008, [с. 37]
- Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях. Дисс.- М.,2001, [с. 114]
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / под ред. Орловой А.В. Владимир, 1995, [с. 76]
- Шорыгина, Т.А. Православные праздники для детей [Текст]: сценарии и беседы / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – [с. 96]
- Аксенова, З.Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду [Текст] / З.Ф. Аксенова. – М.:ТЦ Сфера,2003.
Петракова, И. Духовные основы нравственного воспитания, М.; 2007. - Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / под ред. Орловой А.В. Владимир, 2005.