Работа над проектно-исследовательской деятельностью по теме «Женщины на войне»» (из опыта работы Заслуженного учителя РФ Топлениновой Т.В.)

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Одним из актуальных направлений в обучении, является проектно-исследовательская деятельность. Данный метод использую не только на уроках, но и во внеклассной работе по предмету, применяя  разнообразные формы работы с учащимися: индивидуальную групповую, коллективную. С некоторыми аспектами такого вида деятельности предлагаю ознакомиться. Прежде всего, надо сказать о тех проблемах, которые я для себя обозначила.

  1. Содержание проекта и его актуальность для учащихся.
  2. Управление деятельностью проектно-исследовательской работой.
  3. Оценивание. Роль каждого участника в создании проекта.

 
Первый этап. Выбор темы

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? 

Как выявлять проблемы?

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Всё началось с выбора темы. Для оформления школьного музея боевой славы нужно было сделать стенд «Женщины на войне». В одном из его разделов предполагалось поместить материал о женщинах, имеющих Звание Героя Советского Союза. Ребят заинтересовал вопрос, кто был первым, удостоившимся высокого звания во время Великой Отечественной войны. Это была Зоя Космодемьянская. Так появилась идея, разработать проект на основе личной заинтересованности учащихся, а тема проекта будет им близка, понятна и интересна. Формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Позже такая проблема встала перед участниками проекта.

Второй этап. Создание рабочей группы

Передо мной встала задача:

  1. организовать группы;
  2. разбить учащихся на   группы; 
  3.  распределить амплуа в группах;
  4. определить роли в группе; 

Затем возник вопрос о формировании рабочей группы проекта. Предстояло создать большую рабочую группу, так как проект групповой. Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, их увлечениях, способностях и взаимоотношениях было образовано несколько малых групп. В каждую из них входило по 5 человек. При выборе руководителя группы стоял вопрос: «Кто будет отвечать за конкретный этап дела?» Таким образом, руководителями  групп становились ученики, которых выбрали сами дети. Они и вошли в состав рабочей группы проекта «Непокоренная Зоя». В тоже время учитывалось и мое мнение по составу групп. Зная особенности каждого ребенка, его интересы и способности в каждой группе были наряду с активными детьми и инертные ученики.

Планирование работы

Необходимо спланировать работу от идеи проекта до реализации цели данного проекта. Говоря иначе, необходимо составить план работы над проектом. В первую очередь, определить задачи и цели проекта. Затем определить способы работы, наметив сроки по сбору материала, по его оформлению, по созданию конечного продукта и защиты проектно-исследовательской работе. Безусловно, что координация этой работы ложится на учителя. И здесь очень важно следить за соответствием выполнения работы требованиям, предъявляемые к проекту, как по содержанию, так и по оформлению. После того, как была заявлена тема, определены задачи и цели проекта, составлен  конкретный план работы по срокам началась для меня и для детей интересная работа по сбору материала о нашей героине.

Реализация проекта

Итак,  работая над проектом «Непокоренная Зоя», учащиеся были разделены на шесть  групп. Одна из групп должна была не просто  представить макет «Село Петрищево», но и дать  описание села до войны и во время военных действий. Другая группа учащихся работала над выпуском боевого листка «Ни шагу назад!», над историческим понятием «скифская тактика»; третья группа готовила свои рисунки, к которым давались выдержки с комментариями из книги  «Повесть о Зое и Шуре»», написанной мамой Любовью Тимофеевной Космодемьянской. Четвертая группа – репортеры, которые должны были взять интервью о героине, о том, что такое патриотизм и кого можно считать патриотом. Пятая группа детей работала над изучением родословной Зои, о ее жизни в довоенное время, об интересных записях девушки в ее личном дневнике; «шестая группа собирала и готовила весь материал для презентации.

Предлагались такие методы исследования, как:

  1. подумать самостоятельно над темой проекта, задавая себе вопрос: «Что я знаю о Зое? Какие у меня есть мысли, суждения по этой теме, проблеме?»
  2. прочитать книги о том, что исследуется; 
  3. познакомиться с кино- и телефильмами; 
  4. найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет; 
  5. опросить учащихся, взять интервью у людей старшего поколения.

После того, как дети прочитали и обсудили книгу, посмотрели кино, началась активная работа по созданию проектного продукта.

Создание проектного продукта

Регулярно мы собирались с каждой группой отдельно, чтобы обсудить вопросы, которые возникали у детей по сбору информации, по оформлению проекта. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным,  ясным и простым. Источниками проблемы могут выступать противоречия, о чем я ранее сказала по формулировке заявленной темы. И такая противоречивость в оценке подвига Зои была дана в годы, когда рухнул Советский Союз, когда рушились все, достигнутые ранее, нравственные устои, когда не модно было говорить о патриотизме, когда многие наши завоевания подвергались критике и недоверию. Так, собирая информацию о последних днях жизни Зои, ученики натолкнулись на возмутительную, лживую статью о нашей героине. Ребята не только были возмущены, порочащей статьей, но и нашли в других источниках высказывания очевидцев тех далеких событий, знакомились с официальными документами, где были предоставлены неопровержимые факты, подтверждающие правильность действия партизанки при выполнении  задания. Вернее, дети и узнали, что Зоя не являлась как таковой партизанкой. Она была зачислена в особую диверсионную группу. Да, у нее была задача, поджигать избы, где находились фашисты, поджигать сараи, конюшни, где находилась военная техника немцев. Задача этой группы была, воплотить в действие «скифскую тактику», то есть тактику выжженной земли.

В период напряженных оборонительных сражений под Москвой директивой командования Западного фронта от 30 октября 1941 года предписывалось применение скифской тактики.  А 17 ноября 1941 г. был издан секретный приказ Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина, в котором указывалось «сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину. Для уничтожения населенных пунктов, широко использовать подготовленные диверсионные группы. Частям Красной армии уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать». 

Таким образом, ребятам стал понятен смысл задания, который был дан Зое. Им было интересно узнать об использовании тактики выжженной земли до Второй Мировой войны. Они нашли не только эту информацию, но и привели примеры о ведении такой тактики во время Отечественной войне 1812 года. Отступление французов по Смоленской дороге, пожар Москвы.

«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою».
А.С.Пушкин

Так, одна информация потянула за собой другую.

Регулярные обсуждения проекта с детьми давали хорошие результаты, здесь интересно было мнение каждого. Сбор информации осуществлялся через знакомство с различными источниками, включая информацию о Зое в школьной библиотеке и музее, посещением памятных мест, связанных с именем девушки, это: школа №201, где училась Зоя и ее брат Шура, место, где раньше стоял дом, в котором жили Космодемьянские. Здесь надо отметить, что я бывала в пору своего детства в этом доме, видела обстановку, в которой росли сестра и брат Космодемьянские, встречалась с их мамой Любовью Тимофеевной, о чем я рассказала детям. И, конечно, многое ребята узнали о подвиге юной героини, побывав на экскурсии в селе Петрищево.

Презентация конечного продукта

Далее мы начинаем создавать конечный продукт проекта. Это особо важная часть проекта, так как результат работы увидят многие, в том числе и компетентная комиссия. Поэтому от его качества зависит итоговая оценка проекта. Мы с ребятами решили, что  конечным продуктом будет проведен «Урок мужества» с большим привлечением школьников из других классов, с приглашением родителей и администрации гимназии. Для проведения защиты проекта необходимо было сделать презентацию.  К презентации работы мы старались  относиться как к рекламе. Наша цель была — заинтересовать, воодушевить, привлечь внимание к защите проекта. Требования к презентации были выдвинуты следующие:

  1. лаконично и интересно подобранный материал;
  2. красочное оформление слайдов;
  3. использование звукового и музыкального сопровождения;
  4. применение анимации.

При обсуждении этого компонента проекта состоялось очень эмоциональное его обсуждение. Здесь сказалось хорошее знание учащимися предмета информатики, умение работать с различными компьютерными технологиями. Пока одна группа детей работала по созданию презентации, другая группа учила стихи, отрывки из статей и заучивала роли из постановки о Зое. При создании конечного продукта детям было интересно узнать, что поэтесса Агния Барто писала не только детские, с раннего возраста знакомые им стихи про «Бычка» и «Зайку», но ею написано очень гневное стихотворение о мучениях, которые приняла девушка Зоя.

Избивали фашисты и мучили,
Выводили босой на мороз,
Были руки веревками скручены,
Шесть часов продолжался допрос.

И продолжая тему зверства фашистов над русской, совсем юной, но несломленной духом девушкой, звучали, словно набатом, строчки стихов из поэмы Маргариты Аллигер «Зоя»

Дайте пить… —
истомленная девушка просит,
но горящую лампочку, без стекла,
к опаленным губам ее изверг подносит.
И уже почти, что над снегами,
легким телом, устремясь вперед,
девочка
последними шагами
босиком в бессмертие идет.

Всем детям на уроке были отведены роли: кто выступал, кто снимал, кто показывал презентацию, кто защищал свои творческие работы. Защита проекта «Непокоренная Зоя» сопровождалась музыкой Рахманинова, Моцарта, Шостаковича. В исполнении детского хора радио и телевидения прозвучала «Песня о Зое». А песню А.Александрова  на стихи Лебедева-Кумача «Священная война» пели все участники этого мероприятия: и дети, и взрослые. И. конечно, не могла не затронуть сердца детей задушевная песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

В истории войн известны многие оборонительные сооружения, казавшиеся их создателям непреодолимыми: линия обороны Зигфрида, линия укрепления Маннергейма, линия укрепления Мажино. И каждая из них не выдержала испытания войной. Но линия духа доблести и героизма - эта линия оказалась для врага непреодолимой.

Доклад и его защита

Итак, собран информационный материал, дополнительные сведения, выполнены все этапы проекта плана. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям, присутствующим на заключительном этапе проекта. К тому же вся информация, мысли и результаты исследования  должны быть доказаны и отражены в докладе. Необходима и защита его.

Текст доклада должен быть кратким, но в нем нужно отразить основные моменты, а именно:

  1. почему избрана эта тема; 
  2. какой была цель исследования; 
  3. какие ставились задачи; 
  4. какие гипотезы проверялись; 
  5. какие использовались методы и средства исследования; 
  6. какие результаты были получены.

Для чтения доклада, защиты проекта мы, вместе с рабочей группой, выбираем ученика,
который был бы коммуникабелен, артистичен, с хорошей дикцией, хорошо знающий
проект от его создания до защиты.

Оценивание исследовательской деятельности

На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Помимо того, что каждый ученик оценивает себя, оценивает продукт своей деятельности, его еще оценивают и учащиеся той группы, в которую он входит. Подводит итог степени участия в проекте каждого
члена команды руководитель группы вместе с учителем.

Заключение

Таким образом, решены  поставленные проблемы:

  1. мотивация;
  2. управление;
  3. оценка проектной деятельности.

Описанная технология проектной деятельности может быть использована и для организации других проектов.