План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательному развитию на тему «Животные Самарской губернии»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: расширять представления детей о животных, живущих  в Самарской губернии. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собственной природоохранной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Активизировать словарь детей по теме «Животные Самарской губернии». («Речевое развитие»)
  • Знакомить детей со стихами и загадками  о животных. («Речевое развитие»)
  • Познакомить детей с тем, как правильно нужно обращаться с дикими животными. («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Удовлетворять  потребность в необходимости движения посредством физ.минутки («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

  • наглядные: рассматривание диких животных (картинки).
  • словесные: рассказ воспитателя, рассказы детей на тему «Дикие животные», вопросы к детям, чтение худ. литературы.
  • практическая: подвижная игра: «Зайцы и волк».

Материалы и оборудование: Картинки  с изображениями животных (диких), аудиозапись со звуками пения  птиц, шума леса; презентация «Животные Самарской губернии».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физ.минутка: «На водопой», подвижная игра: «Зайцы и волк».

Игровая

Игра: «Угадай, кто это?», дид.игра «Кто чем питается»

Музыкальная

Прослушивание аудиозаписи с пением птиц, шума леса.

Коммуникативная

Ситуативный разговор по теме «Животные Самарской губернии», отгадывание загадок о них, беседа с воспитателем.

Познавательно исследовательская

Знакомство с образом жизни диких животных, знакомство с правилами поведения в зоопарке.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель приглашает детей в групповую комнату, предлагает встать полукругом, посмотреть друг на друга и улыбнуться.
Педагог предлагает послушать стихотворение В.П. Смирнова
«Самарский край»:

«Самарский край ты наш родной!
Просторы средней Волги.
Гордимся мы своей страной,
Одни у нас дороги.
Для нас Самарская лука –
Священная природа
Мы чтим истории века
Российского народа.
И Волга наша для души
Течет в безбрежной дали
Мы в жизни главное свершим,
Чтоб дети процветали.
Педагог  интересуется у детей:
«О чем это стихотворение?»

Дети стоят  полукругом.
Дети слушают педагога.
Дети поясняют, что данное стихотворение рассказывает о Самарской луке, реке Волге, о родном крае.

Проявляют интерес к ситуации.
Слушают стихотворение, анализируют, отвечают на вопросы воспитателя.

 

2.

Воспитатель включает  аудиозапись со звуками пения птиц, плеска воды, шума леса.
- Это звуки природы. А хотите узнать о животном мире нашего края? (Предлагает  сесть на стульчики.)
Есть у нас степи и леса. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Растительный и животный мир нашей области богат и разнообразен. Наибольшую площадь занимают лиственные леса. На территории Самарской области водится много различных животных.
А какие животные живут в Самарской губернии, вы сейчас узнаете,  отгадав загадки.

Дети обращают внимание, задают вопросы.

Слушают аудиозапись, развивают воображение.
Слушают рассказ воспитателя.

3.

Воспитатель предлагает детям собрать сначала всех диких животных, которые живут в лесу, а чтобы ребята не запутались, необходимо отгадать загадку и найти это животное.

Тяжелы рога по весу, 
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)

Вот лось – большой зверь с тяжёлыми рогами, которые он сбрасывает в начале зимы. Лоси живут в лесах и питаются растениями.

Рыжая плутовка 
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её?..(лиса) 

Воспитатель задает детям наводящие вопросы:
- Какая лиса? (рыжая, хитрая, у нее пушистый хвост..)
- Где живет лиса? Как называется ее домик? (она живет в лесу в норе)  
- У лисы много кого? Как называются ее детеныши?  (лисята)

Длинные ушки, быстрые лапки. 
Серый, но не мышка. 
Кто это? (зайчишка)

- Где живет зайчик? (в лесу под кустом)
- Как называют детенышей зайчика? (зайчата)

Дети отгадывают загадки. Отгадывают  загадки, находят отгадки  диких животных и помещают на мольберте, пополняют опыт отгадывать загадки.

 

Сердитый недотрога.
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки не одной.  (Еж) 

- Какой ежик? Опишите его. (он колючий, при первой же опасности сворачивается клубком)
- Где живет ежик?  (в лесу)
- Как называют детенышей ежа?  (ежата)

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

- Медведь какой? (большой, сильный, косолапый, толстопятый, неуклюжий)
- Где живет медведь? Как называется его домик?  (в лесу, в берлоге)
- Как называются детеныши медведя (медвежата)

Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех… (волк) 

- Волк какой? (серый, злой, голодный, страшный)
- Как называют детенышей у волка? (волчата)

В дупле живет
Да орешки грызет. (Белка)

Белка проводит свою жизнь на деревьях, где в дуплах прячет свои запасы – орехи, ягоды, семена.
Как называются детеныши белки? (бельчата).
Водятся в нашей области барсуки, косули и горностаи. В степях Самарской области обитают тушканчики, хомяки, суслики, серые куропатки, чёрный жаворонок и много других животных и птиц.

 

Активизируют словарь по теме «Животные Самарской губернии».

4.

Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию: «Животные Самарской губернии»

Дети смотрят презентацию.

Смотрят презентацию, обсуждают, называют знакомых животных.

5.

Физ.минутка: «На водопой»
Жарким днем лесной тропой (Дети идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)

Дети имитируют движения согласно стихотворению по показу воспитателя.

Снимают мышечное и эмоциональное напряжение.
Проявляют двигательную активность.

6.

Воспитатель подводит итог:
«Все животные, которых вы сегодня отгадали и видели на презентации, называются дикими животными, так как они живут в лесу, вдали от человека. Они сами умеют добывать себе еду, строить домики, их образ жизни не совпадает с образом жизни людей. И самое главное - нельзя близко подходить к диким животным, даже когда вы находитесь в зоопарке. Потому что они могут укусить, поцарапать. Но и обижать их не надо. Если вы собираетесь с родителями в зоопарк, возьмите с собой угощение для животных, они будут вам очень благодарны.

Дети сидят на стульчиках, слушают рассказ воспитателя.

Закрепляют полученные  представления о диких животных.
Закрепляют правила поведения в зоопарке.

7.

Воспитатель предлагает дидактическую игру «Кто, чем питается»

Дети играют в игру

Называют животное, а затем, опираясь на их образ жизни, называют, чем питаются.

8.

Подвижная игра: «Зайцы и волк».
Среди детей выбирается волк, остальные  - зайцы.
Читается стихотворение:

Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый, на лужок.
Травку щиплют, слушают
Не идет ли волк.

После слова волк дети убегают в свой домик, волк ловит зайчат.

Дети играют в подвижную игру «Зайцы и волк».

Закрепляют правила  игры.
Разучивают слова стихотворения во время подвижной игры.
Проявляют двигательную активность.

9.

Воспитатель предлагает детям игру «Четвертый лишний».

Дети играют в игру.

Называют животных, определяют среду обитания, затем называют лишнее животное.

10.

Воспитатель предлагает детям нарисовать белку в нетрадиционной технике рисования (цветной шерстью).

Дети выполняют работы.

Проявляют творческие способности.