Мастерская общения «Поговорим о толерантности»

Разделы: Классное руководство


Цель: создание условий для формирования у школьников целостного представления о толерантной личности.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
  • развитие способности к познанию себя и других людей.
  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
  • формировать представление о понятиях толерантной личности.

1. Приветствие учителя. (Слайд 1)

- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Ребята, сегодня в нашей мастерской общения принимают участие мои бывшие ученики 11 класса. Они будут наставниками и помощниками в ваших группах, а вы будьте терпимыми и вежливыми! Попросим их представиться, наставник 1 группы ……., 2 группы -…, 3, 4, 5.

Сегодня в нашей мастерской общения пойдёт разговор о….

А о чём? Попробуйте догадаться сами!

На плакате написано стихотворение и закрыто одно слово!

Попробуйте догадаться, что же это за слово?

Вера, пожалуйста, начинаем.

Вера читает стихотворение. (Слайд 2)

Будь терпимым к дальнему иль странному-
Отстранённым, будто бы в кино.
Речь здесь не идёт о равнодушии,
И о чёрствости не говорит никто..
 
Будь терпимым ко всему инакому,
К вере, взглядам, мыслям и одеждам…
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда,
Что мы можем жить, такие разные,
В этом мире вечного движения!
А для обретенья толерантности
 Нужно просто чувство уважения!

Задание №1

Учитель: У вас на столах имеется файл под названием задание №1. Откройте его.

Разложите слова, означающие качества личности на группы, схожие по смыслу. (1 мин). И есть ли среди них совершенно новое для вас, незнакомое слово?

Покажите это слово? Какую группу качеств можно этим словом обозначить?

Цинизм, гуманизм, нетерпимость, любознательность, агрессивность, уважение мнения других, чуткость, равнодушие, игнорирование, толерантность, непонимание, эгоизм, выражение пренебрежения, снисходительность, раздражительность, понимание и принятие, доверие.

Учитель: Итак, открываем новое слово! (Толерантность)

- Итак, разговор пойдёт сегодня о толерантности. (Слайд 3)

- Что мы сегодня должны узнать? (Что такое толерантность?)

- Какие качества присуще толерантной личности?

- Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания

- Зачем нужно быть толерантным?

- Что такое толерантность?( Слайд 4)

С такими прекрасным словом толерантность уже знакомы 11-классники! На верное они помнят определение, давайте спросим их?

Кто знает происхождение этого слова? (Влад )

Уч-к:Толерантность - уважительное отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

Ученик: (Слайд 5)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

- А теперь рассмотрим жизненные ситуации.

Для этого взяли файл с заданием №2.

Задание 2. Прочитайте ситуацию и дайте ей объяснения. 2 мин

1 группа. (дети зачитывают ситуацию) Учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ: - Это, когда мы бьём мальчишку из другого двора, а он терпит.

Ученик: Нет, это не толерантность, потому что толерантность это уважительное отношение к любому человеку.

2 группа. В класс приходит новый ученик. В первые два дня он успевает получить две двойки. Кто-то говорит что он дурачок, не будем с ним дружить! Твои действия?

Ученик: Одноклассник может быть хороший друг, помощник,защитник. Он может в любую минуту защитить.

3 группа. Над твоей подругой-пышкой смеются. Твои действия?

Ученик: Независимо от внешности я должна её уважать т.к., она прежде всего человек.

4 группа. Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком из необеспеченной семьи. Твои действия?

Ученик: Независимо от социального положения я буду дружить с ним, потому, что у нас общие интересы, общие занятия спортом.

5 группа. В твоём классе учатся дети разных национальностей, повлияет ли это на твоё к ним отношение?

Ученик: В нашем классе учатся ребята разных национальностей и для меня это неважен цвет кожи или разрез глаз, главное, о чём мы говорили. А мы говорили о толерантности. А толерантность – высокое моральное качество.

- Так зачем нужно быть толерантным? (чтобы понять другого, имеющим равные права на определенные жизненные позиции.)

 - А приходилось ли вам сталкиваться с проявлением нетерпимости?

Задание №3 (3 мин)

Смоделируйте ситуацию из повседневной жизни, при которых была проявлена нетерпимость и показать к чему это привело?

1 группа. Из жизни школы.

(В нашей школе есть мальчик, принадлежащей к субкультуре, его не воспринимали всерьез ученики, он обижался, а на школьных олимпиадах по русскому языку, истории он занял первое место. Надо было согласиться с его выбором, не смеяться над ним, а понять и принять его таким, какой он есть.)

2 группа. Из жизни класса.

(В наш класс пришёл новенький, мы его дразнили, потому что он заикался. Через неделю он ушёл в другую школу. Его нужно было принять таким какой он есть.)

3 группа. Из семейной жизни.

(Я люблю в свободное время слушать современную модную «рэп» музыку, папа любит футбол, а мама сериалы. Родители не разрешают слушать «рэп», а заставляют слушать классическую, хотя я никому не мешаю. Появилось недопонимание в семье. Я думаю, что родители не правы. Необходимо терпимость к чужому мнению и уважать мой выбор.)

4 группа. Из истории ваших друзей.

(В нашей компании была девочка – добрая и умная, но одевалась она не модно. Нам было стыдно с ней ходить гулять. Она стала искать новых друзей, и попала в нехорошую компанию. Стала учиться гораздо хуже, прогуливать школу. Нам нужно было обратить внимание на то, что она добрая и умная и подсказать как лучше одеваться.)

5 группа. Из жизни страны.

(В наш город Хабаровск приезжают люди из разных стран: из Китая, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана и др. Приезд людей в наш город заставляют разные социальные причины: нет работы, учёбы и др. Они работают даже на самых низкооплачиваемых работах: дворниками, уборщицами, водителями. Если к ним проявлять нетерпимость к их языку, праздникам, песням это приведёт к вражде народов государств. Поэтому мы должны уважать их язык и традиции.)

Ребята, мы рассмотрели разные ситуации и к чему приводит нетерпимое отношение к человеку, а это к обиде, ссоре, уходу ребёнка в другую школу, недопониманию, вражде народов.

Задание № 4

Мы пообщались друг с другом.

Из чего же складывается толерантность? Давайте составим кластер толерантности, для этого на бумаге А4 пусть каждая группа напишет слово, которое относится к толерантности.

Кто готов, крепите на доске.

Ребята, посмотрите, из каких слов складывается понятие толерантность.


Задание №5 (3 мин)

И последнее задание: на партах лежат лепестки разных цветов. Напишите на них, подбирая по цвету, ваши личные толерантные качества. Сложите цветок добра, а лепестки зла уберите в конверт. Создайте на доске цветочную поляну. Итак, начали.

Звучит музыка ( Я ты он, она …)

Ребята, обратите внимание, какая у нас получилась красивая цветочная поляна добра. А какие у нас личностные толерантные качества - добрый, терпеливый, отзывчивый, внимательный, чуткий, понимающий. Значит, ребята, в нашей школе учатся самые добрые, отзывчивые, т.к. сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее и мы должны стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты, проявление толерантности. А теперь, давайте подведём итог.

- Что понравилось больше всего (работа в группах, создавать цветы..)

- Что запомнилось больше всего?(примеры из жизни)

- Чему мы сегодня научились? (уважительно относится друг другу)

На память нашей встречи я дарю вам вот такие кодексы толерантного поведения ученика, вы можете вклеить его в свой дневник. Если вам придётся принять какое-то важное решение, и вы будете сомневаться в его правильности, загляните в кодекс, чтобы вспомнить и принять правильное решение.

На этом мы заканчиваем наше занятие в мастерской общения и завершаем его музыкальным номером. (Песня Дорогою добра)

Спасибо за внимание!