Предмет: окружающий мир.
УМК: «Планета знаний».
Класс: 2 класс.
Тип: ОНЗ.
Технология: деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии, игровая, разноуровневое обучение (контроль).
Основные цели:
Предметные:
- сформировать первичное представление обучающихся о понятиях «тело» и «вещество»
- расширить представления обучающихся о различии тел и веществ по их признакам и свойствам.
Метапредметные:
Личностные:
- Развитие положительной мотивации к изучению предмета, к учебе как к интеллектуальному труду.
Регулятивные:
- обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности:
- самостоятельное целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
- прогнозирование;
- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной и групповой работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, постановка и формулирование проблемы, осознание и произвольное построение речевого высказывания, ее структурирования;
- моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции;
- целеполагание.
Дидактические материалы:
- презентация
- эталоны «Тела и вещества»;
- эталон для самопроверки»;
- учебник, рабочая тетрадь.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.
Краткая аннотация к работе:
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС и программы «Планета знаний».
Система вопросов и заданий требует от учеников добывать знания в процессе индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы, которая направлена на формирование коммуникативных компетентностей учащихся. Урок поможет сформировать у школьников представление о понятиях «тело» и «вещество» и их различия.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Давайте улыбнёмся мне, друг другу, нашим гостям и с хорошим настроением начнем наш урок окружающего мира!
- Прочитайте, пожалуйста, высказывание Ф.Геблера («Путешествовать, наблюдать природу, улавливать её тайны и восторгаться этим счастьем - значит жить.»)
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
- Каким образом это высказывание связано с нашим уроком?
- О какой ценности говорится в этом высказывании? (Жизни.)
- Как мы с вами проживаем жизнь на уроке? (Учимся)
- Как? (Сами.)
- Какие качества личности нас делают успешными? (Активность, внимательность, терпение, честность.)
- Сегодня на уроке будем путешествовать по стране новых знаний. Какие два шага учебной деятельности вам помогут вам на уроке? (Что я не знаю? Сам найду способ.)
- Назовите ценность, которую мы с вами формируем и развиваем на уроках ОНЗ. (Знания)
- Кто являются помощниками в этой интересной работе? (В школе - учитель, дома - семья.)
- Я желаю вам прожить сегодняшний урок окружающего мира в деятельности, быть настоящими учениками!
- Наш девиз: «Мы вместе и у нас всё получится!».
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- С чего начнём работу? (С повторения.)
-Что будем повторять? (То, что нам поможет узнать новое).
Учитель организует работу в паре с карточками.
- Для этого предлагаю поработать в паре. Вспомним правила работы в паре (Эталон вывешивается на доску.)
- Слушаем внимательно инструкцию. На столах имеются карточки. Ваша задача - вставить в схему недостающие слова, которые лежат рядом. На это задание дается время - 1 минута.
Д-1.1
живая, объекты, сделанные человеком (изделия), естественная, искусственная
- Проверяем по эталону. Вспомним алгоритм проверки своей работы. (Вывешивается эталон на доску).
Д-1.2.- эталон для самопроверки
- Чья пара не имеет ошибок? У какой пары есть ошибки? Почему они возникли? (Мы не внимательно слушали задание и не повторили материал прошлого урока дома, медленно работали).
- Что мы с вами получили? (Схему, таблица). Обобщите по этой таблице те знания, которые вы повторили. (Окружающий мир можно разделить на 2 группы: то, что связано, создано природой и объекты, сделанные человеком. Природа делится на живую (рыбка, цветок) и неживую (скала, айсберг). Это всё естественные тела. Изделия человека (телега, компьютер) относят к искусственным телам.)
- Какие умения это задание тренирует? (Уметь составлять схему из предложенных слов, применить знания по окружающему миру при составлении схемы.)
- Что будет следующим шагом на вашем пути? (Пробное задание)
- Для чего вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы ещё не знаем).
- Перед вами карточки со словами. Распределите слова на 2 группы так, чтобы в одной группе были «тела», в другой - «вещества». Подпишите цифры сверху слов. На выполнение задания 1 минута.
Д- 2.
Карточка 1. Капля воды, молоко, сахар, стеклянный стакан, вулкан, карандаш, заяц, воздух, пластмасса, открытка, крахмал. 1. Тела 2. Вещества |
- Поднимите руки те дети, кто не выполнил это задание?
- Сформулируйте своё затруднение. (Я не могу распределить слова на группы «тела» и «вещества»)
- Поднимите руки те, кто распределил слова на 2 группы. Предъявите доказательство тому, что вы сделали. (У нас доказательства нет.)
- Сформулируйте ваше затруднение. (Я не могу предъявить доказательство и обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Повторите задание, которое вызвало у вас затруднение. (Распределите слова на 2 группы «тела» и «вещества».)
- Что нового в этом задании? (Группы «тела и вещества»)
- В чём затруднение? (Мы пока не можем различить понятия «тело» и «вещество»
- Какова причина вашего затруднения? (Мы пока не знаем, как различить тело от вещества.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте цель урока? (Узнать, чем отличается тело от вещества.)
- Как будет звучать тема урока. («Тела и вещества»)
- Какие средства вам помогут открыть новое знание? (Учебник, презентация, карточки, выход в интернет (мультфильм).
- Чтобы достичь цели урока будете работать по плану, который как вы понимаете нужно собрать по последовательности действий.
Слайд 3.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- Выполнение заданий с целью применения нового знания;
- Работа со средствами с целью узнать, чем отличается тело от вещества и получения нового эталона;
- Рефлексия учебной деятельности
- Итак, проверяем по эталону.
Слайд 4.
5. Реализация построенного проекта
- Приступаем к первому этапу нашего плана. Предлагаю поработать в группе. Вспомните основные правила работы в группе (вывешивается эталон).
- Каждая группа получает карточки с вопросами и алгоритм работы в группах.
Алгоритм работы в группе.- Прочитать текст на стр. 6.
- Найти ответ на 1 вопрос. Записать ответ.
- Найти ответ на 2 вопрос. Записать ответ.
- Прочитать 3 задание. Вписать нужные слова в текст.
- Проговорить в группе ещё раз ответы на все задания.
- Защитить свой мини-проект.
Д-3.1. - Эталон новое знание
- Прочитайте текст на стр. 6.
- Ответьте на вопросы:
1) Что обозначает в науке слово «тело»?
Тело - ____________________.
2) Приведите примеры тел (2-3), которые вы видите рядом с собой_____________________
3) Дополни предложение.
Все окружающие нас тела можно разделить на 2 группы:_______________ и _____________. Тела природы бывают _______________ и ___________. Например, луна, звёзды, камни, горы - ___________, бабочки, рыбы, люди, травы, деревья - ______________. Дом, компьютер, самокат, мебель - _______________.
- Проверим работы групп. (Ответственный одной группы читает, остальные проверяют).
- По какому вопросу у нас получился эталон? (Что такое тело?)
- На какой вопрос мы еще пока не узнали ответ? (Что такое вещество?).
- Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы с вами прочитаем текст на стр. 8. (Читают Логвинов Николай и Бирюкова Кира, Лутченко Николай).
- Теперь ответим на вопросы. Что такое вещество? (То из чего состоит тело.)
- Как отличить тело от вещества? (Тело имеет форму, цвет, размер, а вещество - не имеет формы.)
- На какие 2 группы мы можем разделить вещества? (Искусственные и естественные.)
- Есть ли тела, которые состоят из одного и того же вещества? (Да, ложка, вилка, кружка - из металла)
- Могут ли похожие тела состоять из разных веществ? (Да, стол - деревянный, стеклянный, пластмассовый и т.д.)
- Может ли тело состоять из нескольких веществ? Приведите примеры таких веществ. (Да, очки - стекло, пластмасса, ножницы - металл, резина.)
- Сейчас мы с вами просмотрим мультфильм. И найдем ответ на вопрос. В каких состояниях могут встречаться вещества? И от чего это зависит.
Дети смотрят мультфильм. (https://www.youtube.com/watch?v=mU2ihOVL3mA )
- Дадим ответ на вопрос в паре друг другу. (Жидком, твердом, газообразном.)
- Какое вещество может находиться в трёх состояниях. Почему? (Вода. В твердых телах молекулы расположены близко друг к другу, в газообразном - расстояние больше размеров самих молекул, почти не притягиваются. Жидкое - молекулы расположены очень близко, которые притягиваются и образуют сгустки молекул, как бы скользят с места на место.)
- Объясните, какие условия влияют на состояние воды? (Температура)
- Эталон, по какому вопросу у нас получился? (Что такое вещество?)
- Сможем ли мы теперь справиться с затруднением, которое у нас возникло в пробном действии? (Да)
- Вернемся к нему. Проверьте правильно ли вы распределили слова на группы по эталону. Применяем правила самопроверки.
Д-2.1. - эталон для самопроверки.
ТЕЛА -
капля воды,
стеклянный стакан,
вулкан,
карандаш,
заяц,
открытка;
ВЕЩЕСТВА -
сахар,
воздух,
пластмасса,
крахмал
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить наши знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учебник стр.7 №2.
- Прочитайте задание. Чем занимались дети? (Собирали коллекции предметов.)
- Как звали детей? (Саша, Ваня, Аня, Никита)
- Какие тела природы имеются в их коллекции? (Камни, листья)
- Какие изделия? (Машинки, открытки?)
- Что в таблице обозначает 4 колонка? (Количество предметов, которые собрали дети)
- Прочитайте 1 вопрос. (Сколько всего предметов собрали дети?)
- Ответьте в паре ответ друг другу. (22).
- Прочитайте второй вопрос. (Сколько из них изделий? 4+6=10)
- Сколько тел природы? (12)
- Кто больше всего собрал изделий? (Никита-6).
- Чья коллекция самая маленькая? (Саша-3)
- Кто из детей собрал коллекцию тел из неживой природы? (Саша-камни)
- Сколько тел дети собрали в свою коллекцию из живой природы? (9)
- Какие знания нам понадобились для выполнения этого задания? (Понятие тело, тела природы, изделия человека, живая и неживая природа)
- Какие умения мы вырабатывали с помощью этого задания? (Умения работать по таблице, различать живую от неживой природы, тела природы от изделий, вычислительные навыки, умения быстро и правильно найти ответ на вопрос.)
Работа с презентацией.
«Игра «Проверь себя»
а) Выбери названия веществ.
б) Определение агрегатного состояния вещества.
- Какие знания необходимы при выполнении этого задания? (Понятия «тело» и «вещество», агрегатные состояния вещества.))
- Какие умения нам понадобятся? (Умения отличать тело от вещества и определять агрегатное состояние вещества).
- Организуем работу в паре. Проверка по эталону.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить сумеем ли мы выполнить задания самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону для самопроверки
− В качестве самостоятельной работы предлагаю решить тест. Будете ли вы списывать друг у друга? Почему? (Нет. Проверяем свои знания, а не знания товарища по парте. Чтобы выяснить, над чем мне нужно ещё поработать дополнительно).
Д.4.1.
1.Что называют телом?
А) Все то, что сделано руками человека;
Б) Любой предмет, любое живое существо, которое нас окружает и заполнено каким-либо веществом;
В) Любое насекомое, растение, птица.
2. Чем отличается тело от вещества?
А) имеет форму, цвет, размер.
Б) живое, газообразное.
В) жидкое и неживое.
3. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
А) твердым, жидким, газообразным;
Б) Металлическим, деревянным, пластмассовым
В) неподвижным, летающим, прыгающим.
4. Соотнеси стрелками тело с тем веществом, из которого оно состоит.
- Стекло
- Молоко
- Дерево
- Железо
- Сметана
- Стол
- Окно
- Ножницы
- Самопроверка по эталону.
1. б
2.а
3. а
4.
|
|
- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. Вы молодцы! Какова ваша цель на будущее?
- Поднимите руку те, у кого есть ошибки. Над чем вам нужно поработать? А где вы это можете сделать?
8. Включение в систему знаний и повторение
- Где вы сможете использовать новые знания? (На практике)
- Творческое задание.
- 1 вариант - Нарисуйте предмет (любое тело), которое состоит из 2 и более веществ. Каждое вещество нужно покрасить разными цветами
- 2 вариант - Нарисуйте 3 тела, которые состоят из одного и того же вещества. Это вещество нужно покрасить одним цветом.
- 3 вариант - Нарисуйте похожие тела, состоящие из разных веществ. Каждый предмет покрасить в разный цвет.
- Какие знания мы с вами применили? (Тело и вещество.)
- Какие умения тренировали? (Умения слышать, договориться, нарисовать, выделять в предметах вещества).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какой шаг учебной деятельности мы с вами должны выполнить последним этапом? (Рефлексию своей учебной деятельности). Для чего она нужна вам? (Проанализировать свою активность на уроке.)
- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы цели? (Узнать, чем отличаются тела от веществ. Да.)
- В чем возникали трудности на уроке?
- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику)
- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
- Докажите. (Мы сами открывали новое знание)
- Оцените свою работу на уроке.
- На третьей ступени: Я был на уроке активным, понял, как отличить тело от вещества, выполнил самостоятельную работу правильно и обязательно поделюсь своими знаниями с моими близкими и поищу дополнительный материал по этому предмету.
- На второй ступени: На уроке был не очень активен. Я понял, чем отличаются тела от веществ, и могу их различать. В самостоятельной работе ошибок не допустил, с родителями обязательно поделюсь.
- На первой ступени: На уроке было скучно, я ничего не понял. В самостоятельной работе допустил много ошибок.
- Кто себя поставил на 1 ступень, на 2 ступень, на 3 ступень, на 4 ступень. Почему?
- Что поможет нам закрепить новое знание? (Домашнее задание)
Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание по уровням.
- Кто является помощником при выполнении домашнего задания? (родители)
- В чем заключается их помощь? (Если, что-то не понятно, задают наводящие вопросы)
- Спасибо за отличную работу! Вы у меня молодцы!