Сценарий урока окружающего мира в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон по теме "Тела и вещества". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Планета Знаний»


Предмет: окружающий мир.

УМК: «Планета знаний».

Класс: 2 класс.

Тип: ОНЗ.

Технология: деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии, игровая, разноуровневое обучение (контроль).

Основные цели:

Предметные:

  • сформировать первичное представление обучающихся о понятиях «тело» и «вещество»
  • расширить представления обучающихся о различии тел и веществ по их признакам и свойствам.

Метапредметные:

Личностные:

  • Развитие положительной мотивации к изучению предмета, к учебе как к интеллектуальному труду.

Регулятивные:

  • обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности:
  • самостоятельное целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
  • прогнозирование;
  • планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
  • контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
  • саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
  • коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной и групповой работе);
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений
  • умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные:

  • включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, постановка и формулирование проблемы, осознание и произвольное построение речевого высказывания, ее структурирования;
  • моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции;
  • целеполагание.

Дидактические материалы:

  • презентация
  • эталоны «Тела и вещества»;
  • эталон для самопроверки»;
  • учебник, рабочая тетрадь.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.

Краткая аннотация к работе:

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС и программы «Планета знаний».

Система вопросов и заданий требует от учеников добывать знания в процессе индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы, которая направлена на формирование коммуникативных компетентностей учащихся. Урок поможет сформировать у школьников представление о понятиях «тело» и «вещество» и их различия.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Давайте улыбнёмся мне, друг другу, нашим гостям и с хорошим настроением начнем наш урок окружающего мира!

- Прочитайте, пожалуйста, высказывание Ф.Геблера («Путешествовать, наблюдать природу, улавливать её тайны и восторгаться этим счастьем - значит жить.»)

- Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

- Каким образом это высказывание связано с нашим уроком?

- О какой ценности говорится в этом высказывании? (Жизни.)

- Как мы с вами проживаем жизнь на уроке? (Учимся)

- Как? (Сами.)

- Какие качества личности нас делают успешными? (Активность, внимательность, терпение, честность.)

- Сегодня на уроке будем путешествовать по стране новых знаний. Какие два шага учебной деятельности вам помогут вам на уроке? (Что я не знаю? Сам найду способ.)

- Назовите ценность, которую мы с вами формируем и развиваем на уроках ОНЗ. (Знания)

- Кто являются помощниками в этой интересной работе? (В школе - учитель, дома - семья.)

- Я желаю вам прожить сегодняшний урок окружающего мира в деятельности, быть настоящими учениками!

- Наш девиз: «Мы вместе и у нас всё получится!».

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- С чего начнём работу? (С повторения.)

-Что будем повторять? (То, что нам поможет узнать новое).

Учитель организует работу в паре с карточками.

- Для этого предлагаю поработать в паре. Вспомним правила работы в паре (Эталон вывешивается на доску.)

- Слушаем внимательно инструкцию. На столах имеются карточки. Ваша задача - вставить в схему недостающие слова, которые лежат рядом. На это задание дается время - 1 минута.

Д-1.1

живая, объекты, сделанные человеком (изделия), естественная, искусственная

- Проверяем по эталону. Вспомним алгоритм проверки своей работы. (Вывешивается эталон на доску).

Д-1.2.- эталон для самопроверки

- Чья пара не имеет ошибок? У какой пары есть ошибки? Почему они возникли? (Мы не внимательно слушали задание и не повторили материал прошлого урока дома, медленно работали).

- Что мы с вами получили? (Схему, таблица). Обобщите по этой таблице те знания, которые вы повторили. (Окружающий мир можно разделить на 2 группы: то, что связано, создано природой и объекты, сделанные человеком. Природа делится на живую (рыбка, цветок) и неживую (скала, айсберг). Это всё естественные тела. Изделия человека (телега, компьютер) относят к искусственным телам.)

- Какие умения это задание тренирует? (Уметь составлять схему из предложенных слов, применить знания по окружающему миру при составлении схемы.)

- Что будет следующим шагом на вашем пути? (Пробное задание)

- Для чего вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы ещё не знаем).

- Перед вами карточки со словами. Распределите слова на 2 группы так, чтобы в одной группе были «тела», в другой - «вещества». Подпишите цифры сверху слов. На выполнение задания 1 минута.

Д- 2.

Карточка 1.

Капля воды, молоко, сахар, стеклянный стакан, вулкан, карандаш, заяц, воздух, пластмасса, открытка, крахмал.

1. Тела

2. Вещества

- Поднимите руки те дети, кто не выполнил это задание?

- Сформулируйте своё затруднение. (Я не могу распределить слова на группы «тела» и «вещества»)

- Поднимите руки те, кто распределил слова на 2 группы. Предъявите доказательство тому, что вы сделали. (У нас доказательства нет.)

- Сформулируйте ваше затруднение. (Я не могу предъявить доказательство и обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения

- Повторите задание, которое вызвало у вас затруднение. (Распределите слова на 2 группы «тела» и «вещества».)

- Что нового в этом задании? (Группы «тела и вещества»)

- В чём затруднение? (Мы пока не можем различить понятия «тело» и «вещество»

- Какова причина вашего затруднения? (Мы пока не знаем, как различить тело от вещества.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Сформулируйте цель урока? (Узнать, чем отличается тело от вещества.)

- Как будет звучать тема урока. («Тела и вещества»)

- Какие средства вам помогут открыть новое знание? (Учебник, презентация, карточки, выход в интернет (мультфильм).

- Чтобы достичь цели урока будете работать по плану, который как вы понимаете нужно собрать по последовательности действий.

Слайд 3.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  2. Выполнение заданий с целью применения нового знания;
  3. Работа со средствами с целью узнать, чем отличается тело от вещества и получения нового эталона;
  4. Рефлексия учебной деятельности

- Итак, проверяем по эталону.

Слайд 4.

5. Реализация построенного проекта

- Приступаем к первому этапу нашего плана. Предлагаю поработать в группе. Вспомните основные правила работы в группе (вывешивается эталон).

- Каждая группа получает карточки с вопросами и алгоритм работы в группах.

Алгоритм работы в группе.
  1. Прочитать текст на стр. 6.
  2. Найти ответ на 1 вопрос. Записать ответ.
  3. Найти ответ на 2 вопрос. Записать ответ.
  4. Прочитать 3 задание. Вписать нужные слова в текст.
  5. Проговорить в группе ещё раз ответы на все задания.
  6. Защитить свой мини-проект.

Д-3.1. - Эталон новое знание

- Прочитайте текст на стр. 6.

- Ответьте на вопросы:

1) Что обозначает в науке слово «тело»?

Тело - ____________________.

2) Приведите примеры тел (2-3), которые вы видите рядом с собой_____________________

3) Дополни предложение.

Все окружающие нас тела можно разделить на 2 группы:_______________ и _____________. Тела природы бывают _______________ и ___________. Например, луна, звёзды, камни, горы - ___________, бабочки, рыбы, люди, травы, деревья - ______________. Дом, компьютер, самокат, мебель - _______________.

- Проверим работы групп. (Ответственный одной группы читает, остальные проверяют).

- По какому вопросу у нас получился эталон? (Что такое тело?)

- На какой вопрос мы еще пока не узнали ответ? (Что такое вещество?).

- Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы с вами прочитаем текст на стр. 8. (Читают Логвинов Николай и Бирюкова Кира, Лутченко Николай).

- Теперь ответим на вопросы. Что такое вещество? (То из чего состоит тело.)

- Как отличить тело от вещества? (Тело имеет форму, цвет, размер, а вещество - не имеет формы.)

- На какие 2 группы мы можем разделить вещества? (Искусственные и естественные.)

- Есть ли тела, которые состоят из одного и того же вещества? (Да, ложка, вилка, кружка - из металла)

- Могут ли похожие тела состоять из разных веществ? (Да, стол - деревянный, стеклянный, пластмассовый и т.д.)

- Может ли тело состоять из нескольких веществ? Приведите примеры таких веществ. (Да, очки - стекло, пластмасса, ножницы - металл, резина.)

- Сейчас мы с вами просмотрим мультфильм. И найдем ответ на вопрос. В каких состояниях могут встречаться вещества? И от чего это зависит.

Дети смотрят мультфильм. (https://www.youtube.com/watch?v=mU2ihOVL3mA )

- Дадим ответ на вопрос в паре друг другу. (Жидком, твердом, газообразном.)

- Какое вещество может находиться в трёх состояниях. Почему? (Вода. В твердых телах молекулы расположены близко друг к другу, в газообразном - расстояние больше размеров самих молекул, почти не притягиваются. Жидкое - молекулы расположены очень близко, которые притягиваются и образуют сгустки молекул, как бы скользят с места на место.)

- Объясните, какие условия влияют на состояние воды? (Температура)

- Эталон, по какому вопросу у нас получился? (Что такое вещество?)

- Сможем ли мы теперь справиться с затруднением, которое у нас возникло в пробном действии? (Да)

- Вернемся к нему. Проверьте правильно ли вы распределили слова на группы по эталону. Применяем правила самопроверки.

Д-2.1. - эталон для самопроверки.

ТЕЛА -
капля воды,
стеклянный стакан,
вулкан,
карандаш,
заяц,
открытка;

ВЕЩЕСТВА -
сахар,
воздух,
пластмасса,
крахмал

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить наши знания.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учебник стр.7 №2.

- Прочитайте задание. Чем занимались дети? (Собирали коллекции предметов.)

- Как звали детей? (Саша, Ваня, Аня, Никита)

- Какие тела природы имеются в их коллекции? (Камни, листья)

- Какие изделия? (Машинки, открытки?)

- Что в таблице обозначает 4 колонка? (Количество предметов, которые собрали дети)

- Прочитайте 1 вопрос. (Сколько всего предметов собрали дети?)

- Ответьте в паре ответ друг другу. (22).

- Прочитайте второй вопрос. (Сколько из них изделий? 4+6=10)

- Сколько тел природы? (12)

- Кто больше всего собрал изделий? (Никита-6).

- Чья коллекция самая маленькая? (Саша-3)

- Кто из детей собрал коллекцию тел из неживой природы? (Саша-камни)

- Сколько тел дети собрали в свою коллекцию из живой природы? (9)

- Какие знания нам понадобились для выполнения этого задания? (Понятие тело, тела природы, изделия человека, живая и неживая природа)

- Какие умения мы вырабатывали с помощью этого задания? (Умения работать по таблице, различать живую от неживой природы, тела природы от изделий, вычислительные навыки, умения быстро и правильно найти ответ на вопрос.)

Работа с презентацией.

«Игра «Проверь себя»

а) Выбери названия веществ.

б) Определение агрегатного состояния вещества.

- Какие знания необходимы при выполнении этого задания? (Понятия «тело» и «вещество», агрегатные состояния вещества.))

- Какие умения нам понадобятся? (Умения отличать тело от вещества и определять агрегатное состояние вещества).

- Организуем работу в паре. Проверка по эталону.

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить сумеем ли мы выполнить задания самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону для самопроверки

− В качестве самостоятельной работы предлагаю решить тест. Будете ли вы списывать друг у друга? Почему? (Нет. Проверяем свои знания, а не знания товарища по парте. Чтобы выяснить, над чем мне нужно ещё поработать дополнительно).

Д.4.1.

1.Что называют телом?
А) Все то, что сделано руками человека;
Б) Любой предмет, любое живое существо, которое нас окружает и заполнено каким-либо веществом;
В) Любое насекомое, растение, птица.

2. Чем отличается тело от вещества?
А) имеет форму, цвет, размер.
Б) живое, газообразное.
В) жидкое и неживое.

3. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
А) твердым, жидким, газообразным;
Б) Металлическим, деревянным, пластмассовым
В) неподвижным, летающим, прыгающим.

4. Соотнеси стрелками тело с тем веществом, из которого оно состоит.

  • Стекло
  • Молоко
  • Дерево
  • Железо
  • Сметана
  • Стол
  • Окно
  • Ножницы

- Самопроверка по эталону.

1. б
2.а
3. а
4.

  1. Стекло
  2. Молоко
  3. Дерево
  4. Железо
  1. Окно
  2. Сметана
  3. Стол
  4. Ножницы

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. Вы молодцы! Какова ваша цель на будущее?

- Поднимите руку те, у кого есть ошибки. Над чем вам нужно поработать? А где вы это можете сделать?

8. Включение в систему знаний и повторение

- Где вы сможете использовать новые знания? (На практике)

- Творческое задание.

  • 1 вариант - Нарисуйте предмет (любое тело), которое состоит из 2 и более веществ. Каждое вещество нужно покрасить разными цветами
  • 2 вариант - Нарисуйте 3 тела, которые состоят из одного и того же вещества. Это вещество нужно покрасить одним цветом.
  • 3 вариант - Нарисуйте похожие тела, состоящие из разных веществ. Каждый предмет покрасить в разный цвет.

- Какие знания мы с вами применили? (Тело и вещество.)

- Какие умения тренировали? (Умения слышать, договориться, нарисовать, выделять в предметах вещества).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какой шаг учебной деятельности мы с вами должны выполнить последним этапом? (Рефлексию своей учебной деятельности). Для чего она нужна вам? (Проанализировать свою активность на уроке.)

- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы цели? (Узнать, чем отличаются тела от веществ. Да.)

- В чем возникали трудности на уроке?

- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику)

- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

- Докажите. (Мы сами открывали новое знание)

- Оцените свою работу на уроке.

  • На третьей ступени: Я был на уроке активным, понял, как отличить тело от вещества, выполнил самостоятельную работу правильно и обязательно поделюсь своими знаниями с моими близкими и поищу дополнительный материал по этому предмету.
  • На второй ступени: На уроке был не очень активен. Я понял, чем отличаются тела от веществ, и могу их различать. В самостоятельной работе ошибок не допустил, с родителями обязательно поделюсь.
  • На первой ступени: На уроке было скучно, я ничего не понял. В самостоятельной работе допустил много ошибок.

- Кто себя поставил на 1 ступень, на 2 ступень, на 3 ступень, на 4 ступень. Почему?

- Что поможет нам закрепить новое знание? (Домашнее задание)

Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание по уровням.

- Кто является помощником при выполнении домашнего задания? (родители)

- В чем заключается их помощь? (Если, что-то не понятно, задают наводящие вопросы)

- Спасибо за отличную работу! Вы у меня молодцы!