Профессия педагога связана с большим количеством стрессов, поэтому проблема сохранения его психического здоровья стоит особенно остро. Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, взаимодействие с различными социальными группами.
Педагог постоянно включен в разнообразные быстро меняющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Происходит мобилизации резервных возможностей организма с постепенными изменениями как на физиологическом уровне (усиление сердцебиения, работы гормональной системы, повышение мышечного тонуса), так и на психологическом (повышение эмоционального возбуждения и активизация мыслительной деятельности), что негативно сказывается на здоровье.
Постепенное истощение энергетических ресурсов человека запускает действие механизма возникновения психосоматических и нервно-психических заболеваний, вследствие чего появляются такие психические состояния, как тревожность, депрессия, эмоциональная усталость. Поэтому необходимо предпринимать определённые шаги по приумножению и пробуждению личностных ресурсов, помогающих преодолению жизненных и рабочих стрессов.
Таким образом, психологическая поддержка педагогов должна стать приоритетной линией в работе дошкольного психолога с педагогами.
Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения, повышение уровня его эмоциональной устойчивости через использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления (Приложение 1). Это техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности. Но, к сожалению, педагоги не умеют ими пользоваться.
Поэтому в дошкольном учреждении было решено использовать возможности комфортного пространства для организации работы по сохранению здоровья педагога. Для этого была оборудована комната релаксации и психоэмоциональной разгрузки, в которой проходят регулярные подгрупповые занятия с педагогами по обучению психической саморегуляции.
Комната релаксации - это тёмная сенсорная комната, оборудованная для стимуляции визуальных, аудиальных, зрительных, обонятельных и тактильных ощущений, то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель (мягкие пуфы с гранулами и кресла), световые эффекты (пузырьковая колонна, зеркальный шар, приборы для создания световых и успокаивающих эффектов), релаксационная и активизирующая музыка. На занятиях педагоги учатся дыхательным техникам, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем, знакомятся с упражнениями на снятие мышечного напряжения, помогающими осознанно расслабить напряженные мышцы. С помощью техники визуализации, под релаксационную музыку, педагоги создают зрительные образы, совершают воображаемые путешествия в мир своих фантазий, представляют (или вспоминают) образы, имеющие ярко выраженную положительную окраску. Использование зрительных представлений помогает в выработке таких навыков, как уверенность, собранность, умение расслабляться или поднять свой жизненный тонус.
Нами было отмечено, что у педагогов, посещающих эти занятия, значительно снижается склонность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и растерянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности повышает эффективность профессиональной деятельности, способствует укреплению психического здоровья. В конечном итоге, овладение навыками саморегуляции дает педагогу способность не только контролировать свое состояние, но и управлять ситуацией, что приводит к большей самореализации, широким возможностям и успеху, как в социальных контактах, так и в личной жизни.
Библиографический список
1. Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
2. Глухова Т.Г. Проблема сохранения психологического здоровья педагога. [электронный ресурс] / http://www.samara.edu.ru.
3. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с.
4. Тест на эмоциональное выгорание [электронный ресурс] http://www.protraining.com.ua/test-na-emocionalnoe-vigoranie.