Цели урока:
- сформировать представление о причинах и характере кризиса общества благоденствия;
- сформировать представление о развитии в обществе оппозиционных настроений;
- рассказать о ведущих деятелях консервативного направления этого периода;
- способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с учебным материалом, навыков ведения дискуссии.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа с термином «Общество благоденствия» (ассоциативный ряд).
3. История появления общества 50-60 годы XX века (сообщение учащегося).
4. Выявление причин кризиса общества.
- Работа с видеороликом художественного фильма «Любовь холоднее смерти».
- Работа с песней «Сатисфакция» группы Ролинг Стоун.
5. Социологический опрос.
6. Проблемы общества благоденствия.
7. Решение проблем кризиса общества благоденствия.
- появление неоконсерватизма
- правители – неоконсерваторы
8. Сопоставление общества благоденствия и советского общества.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание.
Здравствуйте. Начнем наш урок с интеллектуальной разминки. Разбираем термины, которые относятся к нашему уроку:
- марксизм;
- либерализм;
- неолиберализм;
- консерватизм;
- коммунизм;
- радикализм;
- социализм;
- кейнсианство;
- неомарксизм;
- экономический рост;
- индекативное планирование;
- национализация; идеология;
- модернизация;
- приватизация;
- экстенсивный путь;
- интенсивный путь.
А какие ассоциации вызывает у вас термин «Общество благоденствия».
У меня такие ассоциации: прибыль; благо; кольца; велосипед; карманы; деньги; рост; развитие; доход; умножение.
А теперь можно посмотреть и тему нашего урока. Да, именно так, общество позавчера и вчера. Почему? Оно возникло в 50–60 гг. XX века – это позавчера, а в 80 гг. оно уже исчезло - это вчера.
Наша задача выяснить почему, общество, которое должно было устроить всех, не состоялось?
Может, причины лежали во внутренних противоречиях, а может во внешних факторах. Давайте разбираться.
И начнем разбор с окончания II мировой войны. После нее экономика стран евроатлантической цивилизации вступила в период восстановления и развития.
Послушаем небольшое выступление о зарождении общества благосостояния, (сообщение учащегося).
Мы видим, что все довольны, особенно страны с экономическим чудом. Но, взгляните на экран. Это фильм «Любовь холоднее смерти» режиссера Фасбиндера , 1969 года. Что вы видите на экране? (ответы учащихся)
Вначале 70 гг. общество оказалось на грани кризиса. Экономический рост замедлился, из-за того, что много средств уходило на социальные нужды, бюрократизацию управления, коррупцию. Государственное регулирование экономики ограничивало развитие рынка, росла инфляция, безработица. Внутренние рынки переполнены товарами длительного потребления.
На Западе изжила себя форма экстенсивного роста. Посмотрите еще один шедевр того времени, песня группы «Ролинг Стоун» «Сатисфакция». О чем песня?
Рост инфляции привел к тому, что в 1972 США отменили золотое содержание доллара, а национальные валюты западных стран были отпущены в свободное плавание. Нарастанию кризиса способствовало резкое повышение цен на нефть в 1973 г. Время дешевого сырья закончилось. В 1974-1975 гг. разразился мировой экономический кризис, который затронул почти все капиталистические страны.
Промышленное производство сократилось на 15%, а безработица выросла в 2-3 раза. Кризис показал, что кейнсианская модель социально-экономического регулирования исчерпала себя.
Еще одной причиной кризиса стал рост влияния левых сил. Коалиционные правительства, сложившиеся после мировой войны, сделали свое дело, восстановили экономику, но потом между ними произошел разлад. Коммунисты, социал-демократы, консерваторы не могли договориться, к этому еще добавлялось, усилившаяся холодная война и произошедший 20 съезд КПСС доверие к коммунистам было подорвано. В качестве альтернативы предлагалась другая модель развития – социализм с человеческим лицом, основанный на либеральных ценностях. Но продолжать социально-ориентированную политику было трудно, и попытка провалилась. Также способствовало кризису появление на политической арене левого радикализма, который получил название «неомарксизм».
Его идеологом стал венгр Дьердь Лукач, которого поддержали ведущие социологи Фромм, Маркузе, Сартр. Они говорили о проблемах отчуждения человека от политической и экономической жизни. Государство благосостояния не учитывает интересы и заботы отдельного человека. Целью неомаркизма является революция, которая породит новое общество и порвет с прежней историей. Движущей силой будет не рабочий класс, а маргиналы: безработные, расовые меньшинства, наркоманы, интеллектуально мятежная молодежь и жители мировой деревни.
Это стало основой экстремизма и терроризма. Самыми яркими проявлениями были «Красный май» 1969 года во Франции, что привело к отставке Шарля де Голля. «Горячая осень» 1967–1968 гг. в Италии, где выступала молодежь. В Германии в 1969 году «Красная армия» устроила беспорядки, и очень трудно было с ними справиться.
Левый радикализм проник в профсоюзы, которые требовали невозможных привилегий для рабочих. В результате в правительство Великобритании в 1974 году было вынуждено уйти в отставку.
В итоге общество благосостояния подошло к своему завершению. А как считаете вы? Нужно ли что-то предпринимать, а может, нет? Слушаю ваши ответы. А теперь давайте проверим это социологическим опросом.
Вопросы:
1. Хорошо ли когда есть опора на социальную поддержку государства?
2. Возможно ли благосостояние всех?
3. Какая идеология больше соответствует обществу благоденствия?
4. Можно ли назвать СССР обществом благоденствия?
5. Надо ли государству вмешиваться в экономику?
А теперь, как решили эту проблему на Западе. В конце 70-х - начале 80-х годов в ряде стран Запада к власти пришли неоконсерваторы. Они провели неоконсервативную революцию. Главным теоретиком стал Милтон Фридман, американец. Он считал, что основное внимание следует уделить не перераспределению производимого продукта, а обеспечению условий его постоянного роста, поощрению деловой активности. Они смягчили государственное регулирование экономики, перестали дотировать нерентабельные производства. Уменьшили расходы на социальную сферу. Провели приватизацию государственной собственности, снизили налоги, создав условия для развития малого и среднего бизнеса.
Это привело к экономическому росту, улучшению технологической базы.
Наиболее глубокие реформы прошли в США, Англии, ФРГ, Франции. На экране вы видите политиков: Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Неоконсервативная модернизация привела к созданию новой социально-экономической модели развития общества. Резко возросло влияние науки, информационных технологий во всех сферах общественной жизни.
Мы подошли к главному обсуждению: а советское общество можно ли назвать – обществом благоденствия? Итак, по этому вопросу слушаем доклад (сообщение учащегося).
И теперь ваше мнение… (ответы детей)
Так почему распалось общество благоденствия?
Государство взяло на себя слишком много функций. Человек перестал заботиться и думать о хлебе насущном. И как много не делается для человека, всегда хочется большего.
Напоследок слова знаменитого Махатмы Ганди
«Это невозможно» - сказала Причина.
«Это безрассудно» - заметил Опыт.
«Это бесполезно» - отрезала Гордость.
«Попробуй» - шепнула Мечта.
Домашнее задание: изучить параграфы 41, 42. Ответить на вопрос «Как в России проходит становление информационного общества».