Известно, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Сензитивным (от 3 до 5, с 7 до 9 лет) является этот период времени и для развития речи детей. А так как приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной, необходимо развивать и совершенствовать моторные навыки в совокупности действий обеих рук (задействуя в работе оба полушария головного мозга), стимулируя тем самым работоспособность головного мозга. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с развитием сенсомоторной координации, пространственной ориентировки, глазомера, усидчивости, сосредоточенности, творческих возможностей, что способствует формированию произвольности поведения и психических процессов. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Воспитывая, развивая и обучая детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), мы тем самым корректируем имеющиеся нарушения развития, способствуем всестороннему развитию малышей. Для развития детей с ОВЗ нами создано панно «Как прекрасен этот мир!», разработаны игры и упражнения, используемые в образовательном процессе.
Цель создания: развитие эмоционального, интеллектуального, психомоторного потенциала ребенка посредством работы с панно.
Задачи использования панно:
- формирование и совершенствование тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;
- развитие восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, пространственной ориентировки, конструктивных способностей;
- воспитание познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, сосредоточенности и самоконтроля, умения дослушивать инструкции до конца, желания их выполнять.
Игры и упражнения по панно мы включаем в непрерывную непосредственно образовательную деятельность по решению задач образовательных областей «Коммуникация» (развитие звуковой культуры речи и подготовку к обучению грамоте), «Познание» (формирование целостной культуры мира и формирование элементарных математических представлений), при проведении индивидуальной работы с детьми по квалифицированной коррекции имеющихся нарушений, совместной, самостоятельной деятельности с детьми, в театральной деятельности.
По предупреждению нарушений письменной речи у старших дошкольников с недостатками речевого развития (у детей с общим недоразвитием речи), нами создана система дидактических игр, которая включает в себя два блока.
Первый блок направлен на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне звука (путешествие по Звукограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы (путешествие по Буквограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога (путешествие по Слогограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова (путешествие по Словограду), предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения (путешествие по Предложевску).
Второй блок направлен на развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, формирование пространственных представлений, на развитие мышления и формирование связной речи.
Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений из 1 блока, используемые в работе с детьми с ОВЗ.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне звука (Путешествие по Звукограду)
№1. Игра «У кого хороший слух»
Дидактическая задача. Развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Оборудование. Предметы на панно и иллюстрации к ним
Содержание игры. Педагог показывает предмет (иллюстрацию к нему) и называет его. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.
Примечание. Усложнение игры: педагог молча показывает предмет (картинку к нему), а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.
№2. Игра «В мире звуков»
Дидактическая задач. Развивать у детей фонематический слух, зрительную память, внимание, логику. Расширять словарный запас.
Оборудование. Панно, картинки к панно, две карточки с изображениями яблок и гусениц.
Содержание игры. Педагог показывает на предмет панно (берет по одной картинке, показывает ее игрокам), называет предмет (изображение на картинке) – произносит слово. Первый игрок, у которого на картинке изображена гусеница, высовывающая голову из яблока, называет начальный звук этого слова, а второй, у которого на картинке из яблока высовывается хвост гусеницы, – конечный.
Примечание. Усложнение задачи: а) в роли ведущего выступает ребенок; б) ребенок называет первый и последний звуки в слове.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы (Путешествие по Буквограду)
№1. Игра «Найди домик для буквы»
Дидактическая задача. Тренировать в узнавании и назывании букв (О, И, Т) Оборудование. Панно, разноцветные буквы, рамки для этих букв.
Содержание игры. Педагог оставляет детям по одной букве и раздает рамки. Предлагает найти домики для букв и подобрать слово – название предмета на панно (буква в начале слова, в конце слова, в середине слова).
Примечание. Усложнение задачи: предложить детям самим найти домики-рамки.
Подобрать слова, чтобы данная буква была в начале слова, в конце слова, в середине слова.
№2. Игра «Азбука»
Дидактическая задача. Продолжать знакомиться с буквами русского алфавита.
Оборудование. Парные карточки с буквами, карточки с картинками и словами по панно.
Содержание игры. Карточки раздаются детям. Необходимо посмотреть на свои карточки и выложить на стол парные (на одной из них буква, а на другой – слово (картинка с панно), которое с этой буквы начинается).
Примечание. Усложнение задачи: на столе лежат карточки без пар. Предложить детям разложить свои карточки рисунком вниз. Во время своего хода первый ребенок вытаскивает одну карточку у второго игрока. Если у него появилась пара, выкладывает на стол и т.д. У кого осталась последняя карточка, тот выигрывает.
Предупреждение ошибок на уровне слога (Путешествие по Слогограду)
№1. Игра «Пирамида»
Дидактическая задач. Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Оборудование. Панно, картинки (по панно), доска (магнитная, фланелеграф).
Содержание игры. Педагог объясняет: «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей; во второй ряд – из двух частей; в верхний квадрат – картинку, название которой не делится на части. Педагог вызывает к панно (к доске) ребенка, дает ему несколько картинок (3–4). Одну – с односложным словом, две – с двухсложными словами и одну – с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Следующий ребенок получает новые картинки.
Примечание. а) педагог вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок для нижнего ряда пирамиды, второму – для среднего, третьему – для вершинки; б) дети сами подбирают слова-картинки по панно, педагог записывает и составляют пирамиду.
№2. Игра «Говори – не задерживай»
Дидактическая задача. Учить самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а так же находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.
Оборудование. Панно.
Содержание игры. Дети стоят, образуя круг. Педагог четко произносит какое-нибудь слово (слова – предметы с панно) по слогам, а рядом стоящий ребенок должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога.
Примечание. Усложнение задачи: ребенок произносит слово, а рядом стоящий ребенок говорит, на какой слог падает ударение.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова (Путешествие по Словограду)
№1. Игра «Назови одним словом»
Дидактическая задача. Развивать фонематический анализ, уточнять, расширять и систематизировать словарный запас, развивать фонематические представления, зрительное восприятие.
Оборудование. Предметы панно.
Содержание игры. Педагог проговаривает ряды слов (подобраны слова – предметы с панно). Дети должны по первому звуку этих слов догадаться, какой звук педагогом задуман, проанализировать слова, подобрать обобщающее слово к каждому ряду слов. Например, 1. Роза, ромашка, (подсолнух) – цветы; круг, квадрат, (прямоугольник, треугольник) – геометрические фигуры и т.д.
Примечание. Усложнение задачи: а) в роли ведущего выступает ребенок; б) по обобщающему слову придумать ряды слов (по первому звуку).>
№2. Игра «Маленькие слова»
Дидактическая задача. Учить понимать пространственное значение предлогов. Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове. Учить составлять предложения по картинке.
Оборудование. 18 карточек с предлогами, 18 листов А-4 с цветным изображением панно.
Содержание игры. Детям раздаются листы с изображением панно. Педагог показывает карточку с предлогом и называет «маленькое слово». Тот, кому подходит эта карточка с предлогом, берет ее себе, кладет на свой лист, например (в дупле, к домику, перед дубом) и т.д.
Примечание. Усложнение задачи: а) придумать предложение по карточке. б) предложить детям назвать количество слов в предложении; в) в роли ведущего выступает ребенок.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения (Путешествие по Предложевску)
№1. Игра «Какое слово по порядку»
Дидактическая задача. Учить детей умению анализировать предложение.
Оборудование. Панно, предметы с панно (картинки с изображениями панно).
Содержание игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно и составить предложение из трех слов: «Распустились красивые цветы». Дети подсчитывают количество слов в предложении. Каждому из детей дается слово, например у Лизы – слово «Распустились», у Димы – «красивые», у Тани – «цветы». Затем детям предлагается встать по порядку. В конце дети называют каждый свое слово и повторяют предложение целиком.
Примечание. Усложнение задачи: а) самостоятельно придумать предложения по панно (картинкам) из двух-трех слов; б) распределить слова между собой и встать в таком порядке, чтобы можно было «прочесть» предложение.
№2. Игра «Живая стрелка»
Дидактическая задача. Закреплять умение придумывать предложения с предлогами, определять количество слов в предложениях.
Оборудование. Панно.
Содержание игры. Ребенок, изображающий «живую стрелку», находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную по кругу со словами: «Стрелка, стрелка, покажи, предложение подскажи». Ведущий останавливается и указывает на кого-то из детей. Ребенок должен придумать предложение с предметом (картинкой) панно, на которую показывает «живая стрелка».
Примечание. Усложнение задачи: Определить количество слов и назвать их последовательность слов в предложении (для подготовительной к школе группы).
Включаясь в образовательную область по решению задач «Познание» (Формирование целостной культуры мира), проводим игры на формирование, закрепление у детей обобщенных представлений о цвете, форме, размере предметов, основных вариантах расположения предметов в пространстве, игры на расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи; по формированию элементарных математических представлений проводим игры на развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.
Игры с панно на формирование психических процессов, на развитие интеллекта используем и вне занятий: при проведении индивидуальной работы по квалифицированной коррекции имеющихся нарушений с ребенком, в совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении работы на развитие творческого мышления и воображения в театральной деятельности.
Занятия и игры по панно вызывают у наших детей положительный эмоциональный отклик, повышают познавательную активность. Дети с радостью и с большим интересом, увлеченно, самостоятельно работают с фигурками и модулями панно, сочиняют истории с любимыми героями.
По панно с детьми младшего школьного возраста мы сочиняли сказки, выполняли к выдуманным историям рисунки и, выбрав наиболее интересные, отправили в журнал «Дети как дети» (Москва). Сказки были напечатаны и вызвали огромный отклик восторга в сердцах детей и окружающих их взрослых.
Занимаясь с умственно-отсталым ребенком в процессе индивидуального обучения, мы также используем упражнения на развитие познавательной деятельности, психических процессов, мелкой моторики, включая в совместные игры родителей и людей из близкого окружения ребенка.
Ведь недаром в народе говорят: «Чем «умнее» руки – тем умнее ваш ребенок». Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения (в данном случае – движения пальцев и кистей рук), тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.