Знаки препинания в предложении с прямой речью

Разделы: Начальная школа


Тип урока. Урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Цель как деятельность учеников:

  • развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
  • развитие умений работать в группе, договариваться о совместной работе, слушать других, проверять и оценивать других;
  • развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речь и правильно их пунктуационно оформлять.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация изученного с подведением к теме урока.

Задание:

  1. запишите под диктовку словарные слова в 2 столбика;
  2. поставьте ударение, подчеркните «опасные» места в написании словарных слов; 
  3. в каждом слове выделите первую букву, прочитайте, что у вас получилось.

Проверка.

Слайд 1.

пожалуйста
рояль
яблоко
металл
аппетит
ястреб

решение
еще
человек
ь – [ - ]

О чем сегодня на уроке пойдет речь?

III. Формулирование темы и цели урока.

Слайд 2.

Прочитайте.

Подумайте. Что объединяет эти предложения? (Они оба с прямой речью).

Удав сказал: «Да, это было великое открытие».
«Да, это было великое открытие», - сказал удав.

 
Задание:

  • чем отличаются эти два предложения? (в первом предложении прямая речь стоит после слов автора, во втором предложении прямая речь стоит перед словами автора);
  • сформулируйте тему урока и его цель

(Тема нашего урока «Предложения с прямой речью». Цель урока: научиться в тексте находить предложения с прямой речью и правильно оформлять предложения с прямой речью на письме).

IV. Углубление изученного. 

1. Диалог.

  • Где мы встречаемся с употреблением прямой речи? (Читая повести, рассказы, сказки).
  • Из чего состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи).

2. Работа в парах.

Задание:

  1. Обсудите с одноклассником, найдите слова, которые помогли вам распознать прямую речь.
  2. Выпишите эти слова.

Слайд 3.

Витя гордо посмотрел на нас и сказал: «Это я помогал маме!»
«Только ты не рассказывай об этом ребятам», - робко попросил Димка.
«Еж меня за язык укусил», - жалуется теленок корове – маме.
«Так кто – же из вас разбил стекло, юные футболисты!» - воскликнул рассерженный Петр Иванович.
Катюша удивилась: «Но ведь ты же не космонавт, дядя Вася?»

Беседа по вопросам. Решите кто будет из вас отвечать.

  1. Какие глаголы вам помогли распознать прямую речь? (Сказал, попросил, жалуется, воскликнул, удивилась).
  2. Какую роль играют слова автора? (Слова автора поясняют, от какого лица передается речь).

V. Развитие умений.

1. Предлагается материал для наблюдения.

Слайд 4.

А : «П».
А : «П!»
А : «П?»
А : «П…»

«П», - а.
«П!» - а.
«П?» - а.

Задание:

  • Сравните предложения с прямой речью до слов автора и после слов автора.
  • Какие различия вы заметили? (Слова автора пишутся с маленькой буквы, если они стоят после прямой речи).

2. Дидактическая игра. Групповая работа (по 4 человека).

Раздаются на группу карточки, учащиеся обсуждают и составляют схемы предложений.

А

а

П

:

« »

.

!

?

-

Учитель читает предложения.

  • «Какая сегодня прекрасная погода!» - подумала лягушка.
  • Девочка строго сказала Буратино: «Не ешьте руками!»
  • «Мама, можно я погуляю с друзьями?» - тянул протяжно Костик.
  • Сидит волк у проруби и приговаривает: «Ловись рыбка и мала, и велика!»

Самопроверка.

Слайд 5.

«П!» - а.
А : «П!»
«П?» - а.
А : «П!»

3. Самостоятельная работа.

  1. Учебник «Русский язык». 4 класс, часть 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
  2. Упражнение 90. Развитие умения пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.
  3. Задание. Спиши поставь знаки препинания. Составь схему каждого предложения.
  • Дениска пришел! Ура! закричали все.
  • А сейчас выступят Миша и Денис объявила Люся.
  • А ты кем будешь на карнавале спросил Мика.
  • Веря Сергеевна увидела меня всплеснула руками и говорит Ох! Настоящий кот в сапогах!
  • Все гномы были так себе а ты был очень смешной сказал я Мишке.
  • А ты бы мог прыгнуть с самой верхней вышки в воду спросил Костик.
    (В. Драгунский)

Взаимопроверка тетрадей. (Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга).

Слайд 6.

«П!» - а.

«П», - а.

«П?» - а.

А : «П!»

«П», - а.

 

VI. Итог. От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

VII. Рефлексия.

  • Что вам больше всего понравилось на уроке?
  • Какие трудности у вас возникли на уроке?
  • Как вы их преодолевали?
  • С каким настроение вы заканчиваете урок?

Литература.

  1. Учебник «Русский язык», 4 класс, 1 часть. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.Баласс. 2016.
  2. «Методические рекомендации для учителя». Русский язык, 4 класс. Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева. М.Баласс. 2016.
  3. https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temu-umnozhenie-chisla-klass-shkolaveka-1607335.html
  4. http://www.myshared.ru/slide/891368/