Тип урока. Урок повторения, углубления и обобщения изученного.
Цель как деятельность учеников:
- развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
- развитие умений работать в группе, договариваться о совместной работе, слушать других, проверять и оценивать других;
- развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речь и правильно их пунктуационно оформлять.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация изученного с подведением к теме урока.
Задание:
- запишите под диктовку словарные слова в 2 столбика;
- поставьте ударение, подчеркните «опасные» места в написании словарных слов;
- в каждом слове выделите первую букву, прочитайте, что у вас получилось.
Проверка.
Слайд 1.
пожалуйста рояль яблоко металл аппетит ястреб |
решение |
О чем сегодня на уроке пойдет речь?
III. Формулирование темы и цели урока.
Слайд 2.
Прочитайте.
Подумайте. Что объединяет эти предложения? (Они оба с прямой речью).
Удав сказал: «Да, это было великое открытие». «Да, это было великое открытие», - сказал удав. |
Задание:
- чем отличаются эти два предложения? (в первом предложении прямая речь стоит после слов автора, во втором предложении прямая речь стоит перед словами автора);
- сформулируйте тему урока и его цель
(Тема нашего урока «Предложения с прямой речью». Цель урока: научиться в тексте находить предложения с прямой речью и правильно оформлять предложения с прямой речью на письме).
IV. Углубление изученного.
1. Диалог.
- Где мы встречаемся с употреблением прямой речи? (Читая повести, рассказы, сказки).
- Из чего состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи).
2. Работа в парах.
Задание:
- Обсудите с одноклассником, найдите слова, которые помогли вам распознать прямую речь.
- Выпишите эти слова.
Слайд 3.
Витя гордо посмотрел на нас и сказал: «Это я помогал маме!» «Только ты не рассказывай об этом ребятам», - робко попросил Димка. «Еж меня за язык укусил», - жалуется теленок корове – маме. «Так кто – же из вас разбил стекло, юные футболисты!» - воскликнул рассерженный Петр Иванович. Катюша удивилась: «Но ведь ты же не космонавт, дядя Вася?» |
Беседа по вопросам. Решите кто будет из вас отвечать.
- Какие глаголы вам помогли распознать прямую речь? (Сказал, попросил, жалуется, воскликнул, удивилась).
- Какую роль играют слова автора? (Слова автора поясняют, от какого лица передается речь).
V. Развитие умений.
1. Предлагается материал для наблюдения.
Слайд 4.
А : «П». А : «П!» А : «П?» А : «П…» |
«П», - а. |
Задание:
- Сравните предложения с прямой речью до слов автора и после слов автора.
- Какие различия вы заметили? (Слова автора пишутся с маленькой буквы, если они стоят после прямой речи).
2. Дидактическая игра. Групповая работа (по 4 человека).
Раздаются на группу карточки, учащиеся обсуждают и составляют схемы предложений.
А | а |
П |
: |
« » |
. |
! |
? |
- |
Учитель читает предложения.
- «Какая сегодня прекрасная погода!» - подумала лягушка.
- Девочка строго сказала Буратино: «Не ешьте руками!»
- «Мама, можно я погуляю с друзьями?» - тянул протяжно Костик.
- Сидит волк у проруби и приговаривает: «Ловись рыбка и мала, и велика!»
Самопроверка.
Слайд 5.
«П!» - а. А : «П!» «П?» - а. А : «П!» |
3. Самостоятельная работа.
- Учебник «Русский язык». 4 класс, часть 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
- Упражнение 90. Развитие умения пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.
- Задание. Спиши поставь знаки препинания. Составь схему каждого предложения.
- Дениска пришел! Ура! закричали все.
- А сейчас выступят Миша и Денис объявила Люся.
- А ты кем будешь на карнавале спросил Мика.
- Веря Сергеевна увидела меня всплеснула руками и говорит Ох! Настоящий кот в сапогах!
- Все гномы были так себе а ты был очень смешной сказал я Мишке.
- А ты бы мог прыгнуть с самой верхней вышки в воду спросил Костик.
(В. Драгунский)
Взаимопроверка тетрадей. (Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга).
Слайд 6.
«П!» - а. «П», - а. «П?» - а. А : «П!» «П», - а. |
VI. Итог. От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
VII. Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие трудности у вас возникли на уроке?
- Как вы их преодолевали?
- С каким настроение вы заканчиваете урок?
Литература.
- Учебник «Русский язык», 4 класс, 1 часть. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.Баласс. 2016.
- «Методические рекомендации для учителя». Русский язык, 4 класс. Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева. М.Баласс. 2016.
- https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temu-umnozhenie-chisla-klass-shkolaveka-1607335.html
- http://www.myshared.ru/slide/891368/