Урок обществознания по теме «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних». 9-й класс в рамках ФГОС

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Аннотация

Урок обществознания «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних» в 9-м классе ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и построен с учётом требований ФГОС. На уроке используются технологии  ситуативного,  личностно-ориентированного обучения. Занятие строится таким образом, чтобы учащиеся сами формулировали тему урока, задачи деятельности, через самостоятельную деятельность с информационными источниками (учебник, документ), путём анализа и логических выводов учились отвечать на вопросы и решать проблему урока, выражать свои мысли в устной и письменной речи, понимали  необходимость правовых знаний по вопросам регулирования труда несовершеннолетних и могли бы  применять полученные знания на практике.

Ключевые слова

Трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор, работник, работодатель.

Цель урока:

создать условия для освоения учащимися вопросов регулирования трудовых отношений и трудовой деятельности несовершеннолетних.

Задачи урока:

- формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

 - определить основные права несовершеннолетних работников, льготы, гарантии;

- способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы;

- через самостоятельную деятельность с информационными источниками (учебник, документ), путём анализа и логических выводов учить отвечать на вопросы и решать проблему урока, выражать свои мысли в устной и письменной речи, доказывать свою точку зрения;

- понимать личностную необходимость правовых знаний по вопросам регулирования труда несовершеннолетних.

- быть готовым применять полученные знания на практике.

Формируемые УУД:

Предметные результаты

Учащиеся научатся определять содержание трудового договора, основания его расторжения, права несовершеннолетних при приёме на работу, владеть приёмами самостоятельного поиска и анализа информации из различных источников.

Личностные результаты

Учащиеся научатся высказывать своё мнение по вопросам необходимости государственного регулирования трудовых отношений несовершеннолетних, важности полученных знаний в дальнейшей жизни.

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся: анализировать правовой источник(ТК РФ) по вопросу особенностей труда несовершеннолетних; сравнивать нормы ТК РФ, регулирующие трудовую деятельность взрослых и подростков; делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Технологии:

ситуативного обучения, личностно-ориентированного обучения.

Методы:

по источнику познания: печатно-словесный, наглядный, практический; по уровню познавательной деятельности:  проблемный, частично-поисковый; по технологическому решению: информационно-коммуникативный, исследовательский.

Форма организации урока:

работа в  исследовательских группах.

Организация пространства:

класс делится на 3 группы, фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Ресурсы:

компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, статьи ТК РФ. Ст. 63, 66,67, 70, 92,242.244, 265.266,267, 268,269 

http://www.scdk.ru; http://www.rusnauka.com; http://law.edu.ru; allbest.ru;http://www.medbio-kgmu.ru; http://zanimatika.narod.ru; http://ipk.68edu.ru;http://vsyako-razno.ru; http://www.bibliotekar.ru.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Мотивация и самоопределение к деятельности

Цель.
Включение учащихся  в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу, создаёт эмоциональную окраску урока.

Мы с вами тоже «засучив рукава» будем трудиться на уроке.

Приветствуют учителя.

 

Отвечают на вопросы.

Звучит песня о важности труда.

- Какое слово чаще всего упоминается в тексте?

- Как бы вы определили главную мысль песни?

Внутренняя позиция школьника, эмоционально настраиваются на рабочий лад.

II. Актуализация знаний

Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Опрос учащихся проводит с целью проверить знания, полученные в ходе предыдущего занятия .
С целью создания ситуации успеха  использует работу с тестами ,с заданием: верно ли следующее суждение. Объясняет критерии оценки – три блока по пять предложений, оценивается каждый блок, выводится средняя оценка.
Помогает наводящими вопросами, если дети затрудняются с ответами.

Выполняют дифференцированные задания.

 

Задание 1.   Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формулируется и поддерживается государством
2) существует как в устной, так и в письменной форме
3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)
4) относится к нормативной системе общества
5) определяет границы должного поведения людей
Задание 2.  Издательство «Лада» заключило договор с автором романа на право издания его рукописи. Какие правоотношения возникли между субъектами права? 
1) предпринимательские
2) трудовые
3) административные
4) гражданские
Задание 3. В приведенном списке указаны черты сходства гражданского и трудового права и отличия гражданского права от трудового. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 
1) регулирует имущественные отношения граждан;
2) является отраслью права;
3) выражает установленные государством нормы;
4) определяет правила взаимодействия работника и работодателя.

- Черты сходства

- Черты различия

- Верно не верно

Знать понятия право, его признаки, отрасли права, их характеристику.
Устанавливать причинно-следственные связи,  осуществлять построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

III. Формулирование темы урока

Цель.
Создать условия, в которых ученик сможет самостоятельно сформулировать тему урока.

Подводит учащихся к формулированию темы урока.

- Что объединяет эти ситуации?

- Какую сферу общественных отношений они затрагивают?

- Какой основной документ регулирует эти отношения?

- Почему эти ситуации приведены и будут обсуждаться?

- Какие вопросы  мы должны выяснить, чтобы выполнить задания?

Учитель корректирует ответы учащихся.

Анализируют ситуации.Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют и записывают тему.

Ситуация 1. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед.

Ситуация 2. Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу.

Ситуация 3. Молодая женщина трудоустроилась на работу в фирму на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация фирмы расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала свое увольнение в суде.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

IV. Анализ ситуаций посредством фронтального обсуждения 

Цель.
Посредством фронтального обсуждения выделить существенные признаки в текстах заданий.

Даёт группам задания, объясняет их дальнейшие действия.

Работа в группах.
Знакомство с текстами заданий.

1 группа. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)

Что такое трудовой договор?

Виды ТД?

Документы, предъявляемые при приеме на работу?

2 группа. Какое решение должен принять в данном случае суд?
Приведите не менее трех оснований, по которым администрация
может уволить работника по своей инициативе.
Правомерны ли действия работодателя?
Свой ответ поясните. Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.

Осуществлять  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

VI. Осуществление практических действий

Цель.
Подвести учеников к правильному решению проблемы; познакомить с общим способом, образцом рассуждений, логикой поиска при решении проблем.

Учитель знакомит  с критериями  оценивания деятельности учащихся.

1. Решение ситуации -  1 балл

2. Обоснование своего ответа  с помощью аргументов.
За 1 аргумент -  1 балл

3. За использование статей источника - 1 балл

1. Каждая группа работает с текстом ТК РФ, отбирает необходимый материал по своему заданию.

2. В тетради выписывают ответы на вопросы.

3. Составляют памятку для несовершеннолетних. На интерактивной доске  записывают свои предложения и рекомендации.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний.

VII. Формулирование рекомендаций по решению проблемной ситуации

Цель.
Развивать умение публично представить интеллектуальный продукт,  показать его достоинства и возможные направления эффективного использования

Учитель дополняет, исправляет ответы учащихся.

Учащиеся представляют результаты работы в группах.

1 группа.
- Указывают три нарушения, которые были допущены при заключении договора.
Объясняют, что такое трудовой договор, называют виды ТД и документы, предъявляемые при приеме на работу.

2 группа.
Предполагают, какое решение должен принять в данном случае суд. Приводят не менее трех оснований, по которым администрация может уволить работника по своей инициативе.

3 группа.
Определяют правомерность действийработодателя, поясняютсвой ответ. Называют любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.

Записать в тетрадь полученную информацию, оформив в виде конспекта, схем, памятки.

Уметь осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбирать  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных
условий. 

VIII. Закрепление

Цель.
Создать условия для систематизации полученных знаний, проверить уровень освоения учебного материала.

Предлагает задания.

Выполняют работу на листках.

Задание 1.  Во время летних каникул, старшеклассник Константин хотел устроиться
на работу, чтобы материально помочь семье. Трудоустройство по общему основанию, согласно Трудовому кодексу РФ, возможно с возраста 
1)15 лет
2) 16 лет
3) 17 лет
4) 18 лет

Задание 2. 17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права:
- семейного
- уголовного
- административного
- трудового

Задание 3. Несовершеннолетнего Петра приняли на работу ночным сторожем. Какая норма законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, была нарушена? 
1) На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.
2) Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, которым они имеют право воспользоваться в удобное для них время.
3) Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 16 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.
4) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в период с 22 до 6 часов.

Задание 4. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. 
(А) Несправедливо платить одинаковую зарплату людям, работающим с разной производительностью.
(Б) На некоторых фирмах сохраняется уравнительный подход к оплате труда. (В) При установлении зарплаты и премиальных выплат работодателю полезно было бы учитывать старательность работников, их отношение к делу.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А          Б         В

Ориентироваться  на разнообразие способов решения задач;
учиться основам смыслового чтения познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; 
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение  и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи.

IX этап.
Рефлексия

Цель: актуализация имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии

Учитель предлагает вопросы учащимся, комментирует их ответы.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

Записывают ответы в таблицу в тетради.

Знал

Узнал

Хочу узнать

Объясняют смысл приведенных слов, высказывают своё мнение, аргументируют его.

Как вы думаете, должно ли государство регулировать труд  несовершеннолетних?
Почему? Как вы считаете, полученные на уроке знания пригодятся вам в дальнейшей жизни?

Что вы  знали по этой теме, что узнали на сегодняшнем уроке, что хотели бы ещё узнать?

Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша!
Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;высказывать свое мнение по вопросам необходимости государственного регулирования трудовых отношений несовершеннолетних, важности применения полученных знаний.

X. Домашнее задание

Цель.
Отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету, обобщение и систематизация материала.

Объяснение особенностей выполнения заданий разного уровня сложности.

Выбирают и записывают в дневник ДЗ.

Задания разного уровня сложности:
1. Знать основные статьи ТК РФ по теме урока.
2. Придумать проблемные ситуации, касающиеся регулирования труда несовершеннолетних. (3 шт.)
3. Составить сложный план по теме «Трудовые правоотношения»
4. Эссе «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.