Аннотация |
Урок обществознания «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних» в 9-м классе ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и построен с учётом требований ФГОС. На уроке используются технологии ситуативного, личностно-ориентированного обучения. Занятие строится таким образом, чтобы учащиеся сами формулировали тему урока, задачи деятельности, через самостоятельную деятельность с информационными источниками (учебник, документ), путём анализа и логических выводов учились отвечать на вопросы и решать проблему урока, выражать свои мысли в устной и письменной речи, понимали необходимость правовых знаний по вопросам регулирования труда несовершеннолетних и могли бы применять полученные знания на практике. |
Ключевые слова |
Трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор, работник, работодатель. |
Цель урока: |
создать условия для освоения учащимися вопросов регулирования трудовых отношений и трудовой деятельности несовершеннолетних. |
Задачи урока: |
- формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности; - определить основные права несовершеннолетних работников, льготы, гарантии; - способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы; - через самостоятельную деятельность с информационными источниками (учебник, документ), путём анализа и логических выводов учить отвечать на вопросы и решать проблему урока, выражать свои мысли в устной и письменной речи, доказывать свою точку зрения; - понимать личностную необходимость правовых знаний по вопросам регулирования труда несовершеннолетних. - быть готовым применять полученные знания на практике. |
Формируемые УУД: |
|
Предметные результаты |
Учащиеся научатся определять содержание трудового договора, основания его расторжения, права несовершеннолетних при приёме на работу, владеть приёмами самостоятельного поиска и анализа информации из различных источников. |
Личностные результаты |
Учащиеся научатся высказывать своё мнение по вопросам необходимости государственного регулирования трудовых отношений несовершеннолетних, важности полученных знаний в дальнейшей жизни. |
Метапредметные результаты |
Учащиеся научатся: анализировать правовой источник(ТК РФ) по вопросу особенностей труда несовершеннолетних; сравнивать нормы ТК РФ, регулирующие трудовую деятельность взрослых и подростков; делать выводы, аргументировать свою точку зрения. |
Тип урока: |
урок изучения нового материала. |
Технологии: |
ситуативного обучения, личностно-ориентированного обучения. |
Методы: |
по источнику познания: печатно-словесный, наглядный, практический; по уровню познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый; по технологическому решению: информационно-коммуникативный, исследовательский. |
Форма организации урока: |
работа в исследовательских группах. |
Организация пространства: |
класс делится на 3 группы, фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. |
Ресурсы: |
компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, статьи ТК РФ. Ст. 63, 66,67, 70, 92,242.244, 265.266,267, 268,269 http://www.scdk.ru; http://www.rusnauka.com; http://law.edu.ru; allbest.ru;http://www.medbio-kgmu.ru; http://zanimatika.narod.ru; http://ipk.68edu.ru;http://vsyako-razno.ru; http://www.bibliotekar.ru. |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
|||
I. Мотивация и самоопределение к деятельности Цель. |
Мотивирует учащихся на работу, создаёт эмоциональную окраску урока. Мы с вами тоже «засучив рукава» будем трудиться на уроке. |
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы. |
Звучит песня о важности труда. - Какое слово чаще всего упоминается в тексте? - Как бы вы определили главную мысль песни? |
Внутренняя позиция школьника, эмоционально настраиваются на рабочий лад. |
|||
II. Актуализация знаний Цель. |
Опрос учащихся проводит с целью проверить знания, полученные в ходе предыдущего занятия . |
Выполняют дифференцированные задания.
|
Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. - Черты сходства - Черты различия - Верно не верно |
Знать понятия право, его признаки, отрасли права, их характеристику. |
|||
III. Формулирование темы урока Цель. |
Подводит учащихся к формулированию темы урока. - Что объединяет эти ситуации? - Какую сферу общественных отношений они затрагивают? - Какой основной документ регулирует эти отношения? - Почему эти ситуации приведены и будут обсуждаться? - Какие вопросы мы должны выяснить, чтобы выполнить задания? Учитель корректирует ответы учащихся. |
Анализируют ситуации.Отвечают на вопросы учителя. |
Ситуация 1. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Ситуация 2. Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Ситуация 3. Молодая женщина трудоустроилась на работу в фирму на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация фирмы расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала свое увольнение в суде. |
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. |
|||
IV. Анализ ситуаций посредством фронтального обсуждения Цель. |
Даёт группам задания, объясняет их дальнейшие действия. |
Работа в группах. |
1 группа. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.) Что такое трудовой договор? Виды ТД? Документы, предъявляемые при приеме на работу? 2 группа. Какое решение должен принять в данном случае суд? |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
|||
VI. Осуществление практических действий Цель. |
Учитель знакомит с критериями оценивания деятельности учащихся. 1. Решение ситуации - 1 балл 2. Обоснование своего ответа с помощью аргументов. 3. За использование статей источника - 1 балл |
1. Каждая группа работает с текстом ТК РФ, отбирает необходимый материал по своему заданию. 2. В тетради выписывают ответы на вопросы. 3. Составляют памятку для несовершеннолетних. На интерактивной доске записывают свои предложения и рекомендации. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
||||
VII. Формулирование рекомендаций по решению проблемной ситуации Цель. |
Учитель дополняет, исправляет ответы учащихся. |
Учащиеся представляют результаты работы в группах. 1 группа. 2 группа. 3 группа. |
Записать в тетрадь полученную информацию, оформив в виде конспекта, схем, памятки. |
Уметь осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
|||
VIII. Закрепление Цель. |
Предлагает задания. |
Выполняют работу на листках. |
Задание 1. Во время летних каникул, старшеклассник Константин хотел устроиться Задание 2. 17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права: Задание 3. Несовершеннолетнего Петра приняли на работу ночным сторожем. Какая норма законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, была нарушена? Задание 4. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. |
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; |
|||
IX этап. Цель: актуализация имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии |
Учитель предлагает вопросы учащимся, комментирует их ответы.
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
Записывают ответы в таблицу в тетради.
Объясняют смысл приведенных слов, высказывают своё мнение, аргументируют его. |
Как вы думаете, должно ли государство регулировать труд несовершеннолетних? Что вы знали по этой теме, что узнали на сегодняшнем уроке, что хотели бы ещё узнать? Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! |
Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;высказывать свое мнение по вопросам необходимости государственного регулирования трудовых отношений несовершеннолетних, важности применения полученных знаний. |
|||
X. Домашнее задание Цель. |
Объяснение особенностей выполнения заданий разного уровня сложности. |
Выбирают и записывают в дневник ДЗ. |
Задания разного уровня сложности: |
Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. |