Класс: 10.
Программа: базовый уровень.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма организации учебного процесса: урок.
Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI-XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви.
Планируемые результаты:
- Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
- Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
- Находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Осознание неправильности насилия на религиозной почте, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.
- Умения работать с различными источниками (текст учебника, карта атласа, видеофильм).
Предметные: Раскрывать причины и последствия образования городов, борьбу светской и духовной власти; истинные причины крестовых походов; положительные и отрицательные последствия крестовых походов.
Методы и приёмы: «мозговой штурм», «лови ошибку», «верные и неверные утверждения», «Инсерт», перекрестная дискуссия, структурирование текста, «верите ли вы, что…», работа с таблицей, кластер.
Оснащение урока: видеофильм «Крестовые походы», карточки, презентация по теме.
Ход урока | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационная часть. Задачи решаемые на этом этапе: - сформировать положительную мотивацию; |
Мотивация и целеполагание. «Мозговая атака». Отрывок их хроники: «Они утверждали, что папа римский такой же человек, как и все другие, и не имеет больше власти, чем другие». Из речи папы римского: «Вы захватите и сокровища ваших врагов… Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течёт мёдом и молоком». Средневековое крылатое выражение: "понести крест"? |
Ученики отвечают на вопросы. Цели урока: - исследовать причины и последствия развития городов: |
II. Рост городов в Западной Европе: причины и последствия. 1. Стадия вызова. Цель: вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке; |
Верите ли вы? Исправьте ошибки. (Приложение № 1). Вопросы вы можете обсудить в парах и записать в тетради верные, на ваш взгляд причины роста городов. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
2. Стадия осмысления. Цель:
сохранение интереса к теме; |
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому. Работа с текстом учебника стр.170-172. Учитель напоминает алгоритм работы с текстом. |
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. |
3. Стадия рефлексии. Цель: |
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учитель проверяет заполнение «Фишбоуна» уточняет, вносит коррективы. |
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Составление «Фишбоуна» Причины возникновения городов и последствия. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
III. Конфликт светской и духовной власти. |
|
|
1. Стадия вызова. Цель: |
Актуализация знаний и представлений по второму вопросу новой темы. Прием «Лови ошибку» (Приложение № 3) |
Учащиеся отвечают на вопросы по заданию. |
2. Стадия осмысления. Цель: |
Дает задание: «Прочитать соответствующий текст в учебнике стр. 172-175. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. |
Инсерт: Чтение по книге с пометками и по мере чтения исправить ошибки в задании. |
3. Стадия рефлексии. Цель: |
Перекрестная дискуссия. Перекрестная дискуссия. Что должно быть выше: Светская власть или духовная? Аргументы «за». Аргументы «против». |
Перекрестная дискуссия. Аргументы «за» Вопрос для дискуссии Аргументы «за» и «против». Учащиеся приводят аргументы в пользу своего мнения |
IV. Крестовые походы, рыцарские ордена и инквизиция. |
|
|
1. Стадия вызова. Цель: |
Демонстрирует видеофильм «Крестовые походы» |
Просмотр видеофильма «Крестовые походы» |
2. Стадия осмысления. Цель: |
Заполнение таблицы. |
Обучающиеся смотрят видеофильм и заполняют таблицу по ходу просмотра видеофильма. |
3. Стадия рефлексии. Цель: закрепить знания по данной проблеме |
Учитель задает вопросы каждой группе. Уточняет по ходу ответы учащихся. |
Учащиеся отвечают на вопросы, которые были заполнены в ходе просмотра видеофильма. |
V. Итоговая рефлексия. Цель: закрепить знания по теме и сделать выводы о применении данных знаний в последующих учебных действиях и практическое применение полученных знаниях. |
Учитель просит составить кластер по теме урока. |
Учащиеся заполняют кластер по теме урока. Вывешивают на доску свои ответы. |