Класс: 3.
Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.
Предметные УУД. |
Метапредметные УУД. |
Личностные УУД |
- формулируют определения морфем; |
Познавательные: понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить; осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: принимают учебную задачу урока,учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование,оценивают деятельность на уроке. Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его. |
– проявляют интерес к познанию русского языка; |
Ход мастер-класса
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация опорных знаний |
Работа в парах. |
Выполняют задание работая в парах. Составляют кластеры. |
Одна пара обучающихся работают с магнитными карточками у доски (В центре доски прикрепляется карточка с ключевым словом, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется). | Называют основные признаки приставки: значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Называют основные признаки суффикса: значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. |
|
Рефлексия. Оценим свою работу в оценочных листах «Знаю правило». |
Оценивают свою работу в оценочных листах «Знаю правило». | |
Организация познавательной деятельности
|
Фронтальная работа. 1. На экране картинка с лесом. (Презентация. Слайд) |
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
Индивидуальная работа. Суффиксы могут творить чудеса. |
Знакомятся с заданием, предлагают формы работы. |
|
Запишите новые слова (слова записаны на доске). У доски работает 1 ученик. - Выделите суффиксы. Какое значение они имеют? (увеличительное). А с другой стороны…. |
Выполняют задание письменно. Образовывают с помощью суффиксов новые слова. Выделяют суффиксы, определяют значения суффиксов. Отвечают на вопросы учителя. |
|
Рефлексия. Давайте оценим свою работу в оценочных листах. | Оценивают свою работу в оценочных листах. | |
Фронтальная работа. - Что помогло нам образовать новые слова? (суффикс)(ученик прикрепляет к паровозу вагончик с морфемой «суффикс») |
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Собирают из вагончиков-морфем паровоз. |
|
2. Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками Учитель вызывает 3 учащихся и предлагает им выполнить по одному действию:
(На доске записаны глаголы: разрезать, надрезать, вырезать, срезать). |
Три представителя каждого ряда у доски выполняют действия с бумагой.
Ученики каждого ряда записывают только тот глагол, который указывает на действие представителя их группы. |
|
Задание: обучающиеся каждого ряда записывают только то слово, обозначающее действие, которое выполняет их сосед по ряду. - Что общего у этих слов? - Выделите в них корень. Чем отличаются эти слова? Что их отличает? - Выделите и назовите приставки. - Какая часть слов помогла нам определить лексическое значение? (приставка) (ученик прикрепляет к паровозу вагончик с морфемой «приставка») |
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
|
3. Физминутка «Приставки» - Настало время отдохнуть. Но мы наш отдых проведём с пользой. Посмотрите на следующий слайд. Я буду читать стихотворение, а вы должны добавить приставки, чтобы получились слова, обозначающие действия. И эти действия выполнить. Давайте попробуем, как это у нас получится. Милым детям нужно -(в)стать - Ну а теперь давайте всё это повторим вместе. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя. |
|
4. Работают с дифференцированными заданиями (задания на разноцветных карточках) Предлагает выбрать наиболее понравившееся задание на одной из трех карточек. Трава, береза, корова, тополь, мед, хозяйка. - Какое значение придали словам суффиксы? (уменьшительно- ласкательное) 2) Соотнесите слова с их моделями. |
Знакомятся с заданиями, определяют формы работы. Выполняют упражнения. |
|
БЕРЁЗКА, ПРИДОРОЖНОЕ, (Проверка у экрана с помощью документ-камеры) |
Проводят проверку. От каждой группы выходит один ученик и представляет свою работу одноклассникам. | |
Рефлексия. Давайте оценим свою работу в оценочных листах (Подсчитаем количество полученных баллов в оценочных листах) - Лист самоконтроля достижений ученика вы можете вложить в свое портфолио после урока. |
Дают оценку своей деятельности
|
|
Закрепление |
Что ж, теперь должны На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы. |
|