Цели:
- Систематизировать и углубить знания о природной зоне лесов.
- Расширить знания о взаимодействии компонентов на примере этой зоны.
- Дать оценку природным условиям и ресурсам, показав влияние хозяйственной деятельности на состояние природной зоны.
- Развивать умение характеризовать природные комплексы, используя тематические карты, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам охраны природы.
Оборудование: Карта “Природные зоны России”, лесная газета, пейзаж Шишкина, картина с изображением леса, проектор, магнитофон, корзинки, варенье, грибы, лекарственные растения, кедровые орехи, картины: малютка, выпь, сморчки, иволга, черный дятел, тетерев, зимородок, вальдшнеп.
I Этап. Вступление. “Значение леса в развитии материальной и духовной культуры народа” “Гимн лесу”
При взгляде из космоса на нашу планету видно преобладание двух цветов, двух огромных пространств воды и растительности. В различное время года дня в разную погоду листья деревьев, кустарников, травы меняют свою окраску. Ее отметки так же неожиданны и непроизвольны, как воды морей. Недаром они соперничают даже на полотнах художников.
В России площадь, покрытая лесом, составляет 45 % ее территории. Запасы леса в нашей стране составляют 22% мировых. Это очень высокие показатели.
Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя.
Лес необходим нам как воздух, вода, пища.
Надо понять главное, что лес – это не просто совокупность деревьев и непросто будущие дрова, бревна, доски, но и еще “легкие нашей планеты”, “фабрика кислорода” 1 га леса за год очищает 18 млн. м3 воздуха от CO2, поглощает 64 т других газов и пыли, а взамен поставляет млн. м3 O2.
Вместе с O2 растения обогащают воздух летучими веществами, убивающими болезнетворных бактерий – фитонцидами. Горький запах белых кистей цветущей черемухи, смолистый аромат лопающихся тополиных почек, пряный запах цветущей липы – это все фитонциды. Сосна, пихта, кедр, можжевельник особенно много выделяют этих веществ (фитонциды сосны губительно действуют на туберкулезную палочку), так что лес – это еще и санитар биосферы.
А теперь представьте: сухой жаркий ветер, встретив на пути лес, получив от него влагу, станет мягче, нежнее и на полях окруженных лесами - затишье, т.е. ослабляет ветровую эрозию.
Или пришла весна, талые воды прорывают канавки, будущие овраги. Но вот на пути встал лес, утихомирив бурный поток, разбив его на отдельные плавные ручейки – остановил водную эрозию. Лес не только верный и надежный страж плодородия, но и активный его создатель – лесная подстилка со временем превращается в перегной. Лес – это здоровье и отдых людей, неиссякаемый источник такого вещества. Но и наконец, лес является источником разнообразного ценного сырья - 20 тыс. наименований продукции. Среди всех лесных продуктов особое место занимает древесина, только механическая, обработка которой дает 500 видов изделий.
Это то, что скрывается за таким коротким словом “лес”!
II этап. Работа с технологической картой
Лесные зоны России
Технологическая карта
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
||||||||||||||||||||||||
УЭ – 0 Общая цель урока. |
Цель: изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных |
Желаю удачи. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ – 1 Работа с
картой. |
ЧДЦ совершенствовать умения работать с картой.
|
Карта почв, Каждый компонент таблицы оценивается в 1 балл максимально 15 баллов. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ 2 Закрепление полученного материала. 8 мин. |
Закончите предложение
|
Каждый ответ 1 балл максимально 7 баллов |
||||||||||||||||||||||||
УЭ 3 |
Интересные факты Чемпионы леса.
|
|
||||||||||||||||||||||||
УЭ 4 |
Лесная зона России. Сообщение по желанию Адаптация растений и животных к условиям сибирской тайги. |
5 более 19 баллов |