Урок по истории России по теме "Общественный строй и церковная организация на Руси". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку

Класс: 6

Ключевые слова: ФГОС, Общественный строй, церковная организация


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Урок разработан к § 9 учебника «История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева]: под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2016».

Требования, предъявляемые новыми ФГОС и направленные на внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода, предполагают внесение изменений в организацию учебной деятельности на уроке. Сегодня учитель должен создавать условия для вариативности действий учащегося в соответствии с его учебным алгоритмом и задачами, поставленными на урок. Именно поэтому всё актуальнее становится в сопровождении урока переход от линейных обучающих презентаций к интерактивным.

Интерактивная презентация создаёт условия для альтернативности действий как со стороны учителя, так и ученика. Она не навязывает шаблонов урока, а является инструментом, оставляющим учителю простор для реализации собственных методических приёмов.

Презентации к данному и другим урокам по выше отмеченному учебнику можно скачать на сайте «Страничка историка» странице http://www.husain-off.ru/hg76n/hg76now-rus6_01.html

Цель урока: формирование навыков выявления причинно-следственных связей.

Задачи урока:

  • предметная: сформировать представления о сословном устройстве, земельных отношениях на Руси X–XI вв., структуре Русской Церкви и роли христианства в формировании древнерусской народности;
  • познавательная: научить анализировать графические учебные формы;
  • регулятивная: создать условия для объективной самооценки результативности своей учебной деятельности;
  • коммуникативная: организовать взаимодействие при решении учебной задачи;
  • личностная: сформировать у учащихся ориентиры для этнонациональной, гражданской, социальной, культурной самоидентификации.

Оборудование: ПК на базе Windows OS, Microsoft Office, проектор, интерактивная доска.

Важно! После запуска презентации при предупреждении системы безопасности необходимо разрешить запуск макросов (подробнее в разделе «Инструкция» самой презентации).

ХОД УРОКА

(На интерактивную доску выводится слайд №1 с темой, планом урока и фрагментом картины Верещагина В.П. «Великая церковь Киево-Печерской лавры»)

Мы с вами рассмотрели историю Древнерусского государства от его зарождения до распада.

В X веке на территории Восточной Европы сформировалась не только государственность, но и древнерусская народность.

Поляне, древляне, вятичи, кривичи и пр. стали осознавать общность своих интересов.

Прежде всего это пришло в процессе обороны Руси от врагов или совместных военных походов, что вело к формированию осознания себя единым народом.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

(На интерактивную доску выводится слайд №2 с учебной задачей, схемой «Единая древнерусская народность» и рисунками-реконструкциями Фёдорова)

Уже в договоре князя Олега Вещего с Византией было сказано: «Мы из рода русского...»

Учебная задача: Сегодня нашей задачей будет выявление трёх факторов духовного, военного и экономического), связавших восточно-славянские племена в единую древнерусскую народность, и заполнение предложенной схемы.

Факторами, в данном случае, являются события, которые привели к сглаживанию между славянами разных племён различий, и объединению их в один народ.

СЛОИ ОБЩЕСТВА

(На интерактивную доску выводится слайд №3 с иллюстрированной схемой «Слои древнерусского общества» и определением термина «слои общества»)

Древнерусское общество, как и любое другое общество, состояло из разных слоёв (или сословий) – высших, средних, низших.

Слои (сословия) в обществе – это большие группы людей, имеющие общие признаки (такие как занятия, права, обязанности и т.п.)

Для формирования навыков работы с иллюстративным рядом можно предложить обучающимся самостоятельно прокомментировать картинку слайда: распределить слои на высшие, средние и низшие; определить их занятия; предположить, какие обязанности в государстве они выполняли.

На вершине древнерусского общества находились князья из рода Рюриковичей.

Власть князя опиралась на княжескую дружину, которая делилась на старшую и младшую.

Старшая дружина (бояре)была наиболее приближена к своему князю.

С ними князь советовался, их назначал на высшие должности в государстве: наместников, воевод, тысяцких (глав народного ополчения), ставил их во главе посольств, давал важнейшие государственные поручения.

Младшая дружина выступала в качестве воинов и исполнителей княжеских поручений.

С распространением на Руси христианства всё большее влияние стали приобретать представители духовенства.

По мере развития государства на Руси росло количество городов, основным населением которых были купцы и ремесленники.

Самым низшим слоем на Руси были земледельцы-общинники («смерды»).

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

(На интерактивную доску выводится слайд №4 с фрагментом картины Мясоедова Г.Г. «Страдная пора (Косцы)» и иллюстрированной схемой «Земельные владения»)

Главным занятием на Руси было земледелие.

Поэтому главной ценностью была земля.

Для формирования навыков работы с иллюстративным рядом можно предложить учащимся самостоятельно прокомментировать схему на слайде.

На Руси было два вида земельных владений:

  • «вотчины» (земли феодалов: князей, бояр и Церкви);
  • земли крестьянских общин (общины на Руси назывались «мир» или «вервь» и состояли из нескольких находящихся рядом деревень).

(С помощью триггера «Крестьянская община» на слайд презентации выводится рисунок-схема «Крестьянская община»)

В крестьянских общинах не было личной собственности на землю.

Луга, леса, реки и озёра были в общем пользовании, а пахотные земли делились между семьями на наделы.

Земледельцы-общинники («смерды») сообща платили государству дань за право пользоваться землёй и защиту.

(С помощью триггера «Зависимое население» на слайд презентации выводится схема «Категории зависимого населения», картина Максимова А.Ф. «В усадьбе князя» и определение термина «вотчина»)

Вотчины же, в отличие от общинных земель, были в личной собственности.

Вотчина (от слова «отец» – земля отца) – это наследственное земельное владение.

Князья объявляли свободные земли своими владениями.

Часть из них за службу давали старшим дружинникам (боярам), часть передавалась Церкви.

Несмотря на то, что боярские вотчины давались в наследственное владение, князья могли отобрать их за измену и передать другому.

Так формировались княжеские, боярские и церковные вотчины.

Главным центром в вотчине была усадьба (дом феодала, жильё прислуги, хозяйственные постройки и пр.), вокруг которой были пахотные земли и деревни с сёлами, в которых жило зависимое от вотчинника население.

Было несколько категорий зависимого населения:

  • «Рядовичи» (от слова «ряд» – договор) – работающие на господина по договору на определённых условиях.
    Рядовичи часто служили у господина мелкими управляющими.
  • «Закупы» (от слова «купа» – долг) – земледельцы, взявшие в долг ссуду (деньгами или зерном), и отрабатывающие на поле вотчинника до её возврата.
    Закупы имели свое хозяйство, их нельзя было продавать, и после возврата или отработки «купы» они вновь становились свободными.
    Но если же закуп во время отработки «купы» будет схвачен за воровством хозяйского имущества, то он превращался в холопа.
  • «Холопы» – рабы.
    Холопами становились пленные и разорившиеся общинники, продавшие себя в холопство.
    Холопы могли быть временно-зависимыми и полными (или «обельными холопами»).
  • «Челядь» – рабы-пленники, превращённые в прислугу.

ГОРОДА И ТОРГОВЛЯ

(На интерактивную доску выводится слайд №5 с картиной Тормосова Т.М. «Торг во Владимире» и рисунком с изображением кузнецов)

С IX века на Руси стали появляться большие поселения, огороженные стеной – города.

Скандинавы-викинги даже называли Русь «Гардарикой» («страной городов»).

Это были и укрепления, где могли укрыться в случае опасности люди из окрестных селений.

Это были административные центры, т.к. именно там князья или княжьи люди вершили суд.

Это были и центры ремесла и торговли, так как основным населением городов были купцы и ремесленники.

Торговлей занимались и князья и бояре, но от их имени торговлю больше вели с иноземцами.

Князья собирали с торговых людей «мыто» – торговую пошлину, что приносило большой доход.

Элемент краеведения.

Вопрос: Если ехать на электричке в Москву, то мы проедем станцию, название которой дали по городу, и которое произошло от слова «мыто». Что это за город и станция.

(ожидаемая сущность ответа: «Мытищи»).

В этом местечке купцы, везущие товар на продажу в Москву платили мыто, от чего и пошло название.

В крупные города смерды везли на продажу выращенные продукты, а покупали там ремесленные изделия.

Города и торговые дороги к ним объединяли Русь.

На городском торгу сходились люди из разных земель и племён, в общении между ними сглаживались отличия в традициях, представлениях, формировался единый древнерусский язык.

ЦЕРКОВЬ НА РУСИ

(На интерактивную доску выводится слайд №6 с иерархической лестницей духовенства)

Одним из самых важных моментов в истории Руси было принятие византийского христианства.

Новая религия ознаменовала выбор Русью европейского пути развития, правда до середины XV века Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольской (Византийской).

Константинопольский (или вселенский) Патриарх назначал на Русь Митрополита, который чаще всего был греком.

Изредка Киевским великим князьям удавалось добиваться назначения на русский митрополичий престол русского.

Первым митрополитом русского происхождения стал Иларион.

Ярослав Мудрый поставил его на митрополичий престол без согласования с Константинопольским Патриархом, т.к. Русь в этот момент была в состоянии войны с Византией.

В крупные города митрополит назначал епископов.

В XII веке Новгород, будучи практически самостоятельным, получил право иметь во главе новгородской церкви архиепископа.
В подчинении епископов находилось местное духовенство.

(С помощью триггера «Духовенство» на слайд презентации выводится схема «Виды духовенства»)

Учащимся можно предложить объяснить эту схему самостоятельно.

Из материалов Истории средних веков §2 «Христианская церковь в ранее средневековье» учащиеся уже знают сущность таких понятий, как «духовенство», «монахи», «миряне», и отличия в служении священников и монахов.

Это позволит им достаточно полно раскрыть смысл схемы.

Местное духовенство делилось на две части:

  • «Белое духовенство» (священники и дьяконы, служившие в церквях и соборах)
    Они жили среди людей (или, как говорили, «в миру») и помогали людям («мирянам») проповедовать христианскую веру (молиться, совершать обряды и т.п.)
  • «Чёрное духовенство» (монахи, отгораживающиеся от «мира» и живущие в монастырях).

(С помощью триггера «Храмы» на слайд презентации выводится схема «Виды храмов»)

Обычные храмы назывались церквями, а центральные городские – соборами.

Большинство церквей и соборов строились религиозными общинами – приходами, отсюда и название «приходские».

Но князья и богатые бояре строили у себя в усадьбах и дворах храмы для себя и своей семьи.

Такие храмы назывались «домовыми».

(С помощью триггера «Доходы Церкви» на слайд презентации выводится схема «Доходы Церкви» и реконструкция П.П.Толочко и В.А.Харламова «Десятинная церковь. X в.»)

Вначале Русская Церковь поддерживалась только Киевским великим князем.

Владимир I Красное Солнышко, приняв христианство, выделил Церкви десятую часть всех доходов («десятина»).

На эти средства и была построена первая княжеская церковь, которая и получила название Десятинная церковь.

Со временем «церковная десятина» распространилась на всё население и превратилась в налог в пользу Церкви.

Помимо «десятины» источником доходов Церкви были пожертвования от зажиточных людей и доходы от церковных земель.

(С помощью триггера «Монастыри» на слайд презентации выводится картина Афониной С. «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские» и определение понятия «монастырь»)

Особое место на Руси занимало чёрное духовенство – монахи.

Монахи создавали свои религиозные общины – монастыри, в которых всё время посвящали молитвам и труду.

Во главе монастыря стояли наставники – игумены.

Один из первых монастырей на Руси основал монах Антоний из Любеча.

Он поселился близ Киева в пещере, но вскоре слухи о праведнике распространились, и к нему стали подселяться другие люди.

Так возник Киево-Печерский монастырь.

Вопрос: «Киево-» – потому что монастырь возник под Киевом. А почему «Печерский»?

(ожидаемая сущность ответа: религиозная община образовалась в пещерах).

Всё имущество в монастыре было общим.

Монахи сообща молились и вели хозяйство.

Они переводили с греческого церковные книги и переписывали их, писали иконы, летописи.

Вопрос: Вспомните имя самого известного летописца, монаха Киево-Печерского монастыря?

(ожидаемая сущность ответа: монах Нестор, автор «Повести временных лет»).

При последователе Антония – Феодосии из Курска, монастырь превратился в центр образования на Руси.

А среди монахов были не только простые люди, но и бояре и князья, ушедшие из «мира» и желающие посвятить свою жизнь богослужению.

Многие монахи этого монастыря уходили в языческие земли и становились миссионерами – просветителями христианства.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

(На интерактивную доску выводится слайд №7 с фрагментом картины Ефошкина С.Н. «Иконописец» и таблицей стравнения язычества и христианства)

Христианская религия меняла людей на Руси: их быт и поведение.

В евангельских заповедях провозглашались христианские ценности и идеалы, главный из которых – любовь к Богу и ближнему.

Христианство меняло мировоззрение человека.

Давайте посмотрим в сравнении.

Во-первых, язычество проповедовало культ силы, а христианство – культ души и добрых дел.

В-вторых, отношение язычников к богам было похоже на сделку, при которой человек почитает бога только тогда, когда бог что-то ему даёт, т.е. считается, что не только человек зависит от богов, но и боги зависят от людей.

Христианство же признавало только одну зависимость – зависимость человека от Бога.

Бог воздаёт человеку по делам его: праведникам – рай, грешникам – ад.

В-третьих, язычество основывалось на множестве богов, почитание каждого из которых требовало своего поведения, нравов и т.п.

Именно поэтому язычество сохраняло различия в морали, традициях, праздниках, идеалах.

Христианство же вводило единые для всех нормы жизни, моральные ценности, праздники, традиции, т.е. объединяло разные племена в единый народ.

Идеалом христианского служения был подвиг за веру.

Таких людей причисляли к лику святых.

(С помощью триггера «Первые святые Руси» на слайд презентации выводится вопрос)

Вопрос: Вспомните, каких русских князей и за какой подвиг первыми на Руси причислили к лику святых?

(ожидаемая сущность ответа: князья Борис и Глеб причислены к лику святых за отказ бороться с братом Святополком и принятие мученической смерти).

Христианские ценности на Руси распространяли не только миссионеры, но и иконописцы, писатели, зодчии (строители).

(С помощью триггера «Христианские ценности» на слайд презентации выводятся цитаты из «Поучений» Владимира Мономаха и «Слова о Законе и Благодати» Илариона Митрополита)

Одним из известнейших литературных произведений, прославляющих христианские ценности, является «Поучения» Владимира Мономаха.
Киевский великий князь наставлял детей своим примером, выше всего ставя моральные ценности и понятие чести.

Например, о данном слове, клятве, подкрепленной крестоцелованием, князь писал: «Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.»

В известном «Слове о Законе и Благодати» Илариона Митрополита прославляются нравственные поступки князя Владимира I Красное Солнышко (в крещении Василия): «Как же восхвалим тебя, о пречестный и славный среди земных владык, премужественный Василий! /.../ То, что слышал ты, о пречестный, не для слуха оставил, но делом исполнил сказанное: просящим подавал. нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящим всякое утешение посылал, должников выкупал, рабам свободу давал.»

РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

(На интерактивную доску выводится слайд №8 с учебной задачей и схемой «Единая древнерусская народность»)

Учащимся предлагается назвать три фактора (события) из разных сфер, приведших к формированию единой народности.
Каждый знак вопроса на схеме представляет собой триггер, который активизируется для проверки правильности ответов учащихся.

Первым лучше предложить назвать военный фактор, предложив вспомнить, что является самым мощным стимулом к объединению?
(Ожидаемая сущность ответа: общий враг; а фактор – оборона).

Для определения фактора духовной сферы можно спросить, что привело к введению у всех славян единых морали, традиций, праздников, представлений о добре и зле?

(Ожидаемая сущность ответа: переход от язычества к христианству).

Славяне из разных земель вступали в экономические отношения, и у них появилась необходимость понимать друг друга. Что это за отношения?

(Ожидаемая сущность ответа: торговля; для торговли им нужен был общий язык, общие меры длины, веса и т.п.)

ЗАДАНИЕ №1

(На интерактивную доску выводится слайд №9 с заданием: «Сопоставьте определения и термины»)

Это задание выполнено с помощью макроса «MoveHim и MoveTo» для скачкообразного перемещения объектов в режиме демонстрации презентации. Первым нажатием выбираем объект (у выбранного объекта появляется тень), вторым нажатием в выбранном поле перемещаем объект.

(Триггер «Проверить» позволяет проверить правильность ответа учащихся)

ЗАДАНИЕ №2

(На интерактивную доску выводится слайд №10 с заданием: «Выберите сословия, относящиеся к феодалам и разместите их в соответствии с положением в обществе»)

Это задание выполнено с помощью макроса «MoveHim и MoveTo» для скачкообразного перемещения объектов в режиме демонстрации презентации. Первым нажатием выбираем объект (у выбранного объекта появляется тень), вторым нажатием в выбранном поле перемещаем объект.

(Триггер «Проверить» позволяет проверить правильность ответа учащихся)

ЗАДАНИЕ №3

(На интерактивную доску выводится слайд №11 с фрагментом диорамы «Древний Киев. Город Владимира» художника Костенко Ф.Г. и заданием: «Верно ли утверждение?»)

Учащимся предлагаются поочерёдно пять утверждений, на которые они должны отвечать, нажимая на триггеры «ДА (верно)» или «НЕТ (неверно)».

При правильном ответе в верхнюю часть перемещается зеленый круг с цифрой «1».

При неправильном – красный круг с цифрой «0».

После каждого ответа проявляется кнопка-триггер , с помощью которого происходит переход к новому утверждению.

Предлагаемые утверждения:

  1. Закупами становились земледельцы, взявшие ссуду в долг и обязанные до выплаты долга отрабатывать на поле господина.
  2. Соборами называли центральные городские храмы.
  3. В отличие от язычества, христианская религия на первое место ставила не физическую или магическую силу, а силу души и добрых дел.
  4. Представители «чёрного духовенства» жили в миру и помогали мирянам совершать религиозные обряды.
  5. Церковная десятина – это налог в пользу Церкви в размере десятой части своих доходов.

(Триггер «Скрыть все» позволяет начать выполнение задания заново)

_______________________________________________

По левому и правому краю экрана расположены вспомогательные триггеры, которые учитель может использовать в зависимости от своего плана урока:

  • Триггер «Инструкция» выводит информацию о настройке программы PowerPoint для использования макросов.
  • Тригер «Глоссарий» выводит на экран ключевые понятия урока: слои (сословия), вотчина, люди, закупы, рядовичи, смерды, монастырь, резиденция, миряне).
  • Триггер «Д/задание» выводит на экран вариант задания на дом.
    § 9. Общественный строй и церковная организация на Руси.
  • Ответить на вопросы внутри параграфа, отмеченные знаком
  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа.

Вопрос. Составьте и заполните в тетради «Категории населения Руси и их характеристика», расположив слои от высших к низшим.

Слои (сословия)

Характеристика
(занятия, обязанности и пр.)