Цель урока: Вывести учащихся на понимание причинно-следственных связей в формировании климата и рельефа Антарктиды.
Задачи урока:
Предметные:
- опираясь на знания о географическом положении материка:
- выяснить причины сурового климата Антарктиды;
- познакомиться с особенностями ледникового покрова;
- выявить особенности подледного рельефа и определить его зависимость от тектонического строения.
Метапредметные:
- развивать умение ставить учебные задачи и цели;
- содействовать экологическому воспитанию учащихся;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умения учащихся логически мыслить, делать самостоятельно выводы, добывать знания из различных источников информации;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач.
Личностные:
- осознать значимость изучения материка Антарктида как самого «холодного», «неизведанного», «высокого» и «южного»;
- проявлять учебно-познавательный интерес, самостоятельно работая с географической картой, учебником, схемами и таблицами на интерактивной доске;
- составлять презентации.
Оборудование: Интерактивная доска ACTIVboard с программным обеспечением, презентации учащихся, учебник, атлас.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель читает эпиграф к уроку:
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели …»
(1947 г., американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд).
Ученики определяют, что речь пойдет об Антарктиде.
II. Актуализация знаний.
Учитель. На доске вы видите схему, на которой скрыты ответы. Что вы можете рассказать об Антарктиде?
Рисунок 1
Учащиеся определяют, что Антарктида - самый «холодный», самый «неизведанный», самый «южный», самый «высокий» материк (возможны и другие высказывания, но все они подойдут к вышеуказанному рисунку-схеме).
Учитель открывает скрытые слова в схеме, а учащиеся определяют, что из рисунка им уже известно (самый «южный» и самый «неизведанный», так как они уже знакомы с географическим положением и историей исследования Антарктиды), а что нет (самый «холодный», самый «высокий»).
Исходя из этого, обучающиеся определяют тему урока «Природа Антарктиды», цель и задачи.
Рисунок 2
Учитель: Мы сможем доказать, что Антарктида - самый южный материк?
Учащиеся работают у доски, определяя географическое положение Антарктиды. (повторение изученного материала)
Рисунок 3
Подписывают на карте океаны, моря, крайние точки, делают выводы о самом южном положении материка и высказывают мнение о том, что Антарктида почти полностью расположена за южным полярным кругом и поэтому является самым холодным материком.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Определите, что отражает данная схема?
Учащиеся указывают на факторы, которые влияют на климат Антарктиды.
- Небольшой угол падения солнечных лучей - низкие температуры;
- 90%солнечной радиации отражается;
- Высокое давление - отсутствие облачности;
- Высота материка - при подъеме на каждый 1 км температура падает на 6 С;
- Нахождение за полярным кругом - полярная ночь, полярный день.
Рисунок 4
Далее обучающиеся рассматривают слайды и конкретизируют климатические особенности Антарктиды:
- называют климатические пояса, в которых находится материк;
- определяют средние температуры января и июля;
- находят абсолютный минимум температур;
- считывают информацию с климатограмм;
- объясняют направление ветров и количество осадков на материке.
Учитель: Давайте подведем итоги и полученную на уроке информацию распределим по контейнерам.
Учащиеся выполняют задания у доски, устанавливая причинно-следственные связи.
Рисунок 5
Учитель: С первой задачей мы справились и доказали, что Антарктида самый южный и самый холодный материк. А почему самый высокий?
Учащиеся указывают на то, что из-за сурового климата Антарктида накопила много снега, который со временем превратился в лед.
Учитель показывает следующий слайд.
Учащиеся определяют высоту материка и толщину льда.
Учитель: Как вы думаете, какое тектоническое строение имеет Антарктида?
Учащиеся: В основе лежит Антарктическая платформа (это известная закономерность).
Учитель: Ребята, вам интересно, что находится под ледниковым покровом материка?
Учащиеся соглашаются, а учитель с помощью волшебных чернил убирает верхний рисунок, показывая подледный рельеф Антарктиды.
Учитель: Используя географический атлас, изучите подледный рельеф Антарктиды. Определите, где находится платформа, а где складчатая область. Выпишите горы, равнины, вулканы.
Учащиеся заполняют таблицу у доски.
Рисунок 6
Учитель. Как вы считаете, мы решили все задачи урока? (Можно вернуться к первой схеме, рисунок 2).
Учащиеся говорят, что на уроке не обсуждали Антарктиду как самый неизведанный материк.
Далее идет повторение изученного материала.
1. Учащиеся заполняют таблицу.
Рисунок 7
2. Отвечают на вопросы. Приложение 4
3. Показывают презентации.
IV. Заключительный этап работы.
Учитель с учащимися подводят итоги работы на уроке и определяют правовое положение материка, используя текст учебника.
1. Антарктида не принадлежит ни одному государству.
2. Согласно договору 1959г. на ее территории запрещается строительство промышленных объектов, создание военных баз, любые мероприятия военного характера.
3. В Антарктиде установлено несколько десятков зон усиленной охраны, куда можно попасть по особому разрешению.
4. Здесь проводят только научные исследования.
V. Домашнее задание. Рефлексия.
Напишите эссе «Почему нужно изучать Антарктиду?».
Если в школе имеется Интерактивная доска ACTIVboard с программным обеспечением ACTIVinpire, то рассмотренный урок можно провести с использованием этого оборудования, то есть создать флипчарт.