В статье обобщен опыт работы МБОУ «Холтосонская СОШ» в реализации новых форм оценки личностного роста каждого ученика школы.
Оценка личностных результатов учащихся нашей школы представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
- сформированность основ гражданской идентичности личности;
- готовность перейти к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе – готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
За основу приняты формы оценивания личностных результатов:
- Персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка) через:
- папку достижений (Портфолио);
- уровни достижений внеурочной деятельности:
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни |
школьник ценит общественную жизнь, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом; |
школьник самостоятельно действует в общественной жизни, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой. |
- Неперсонифицированная (характеризующая достижения класса)
Классными руководителями составлена «Дорожная карта внутриклассного оценивания». Контролируемыми элементами содержания дорожной карты являются направления воспитательной программы «Я - Гражданин России», диагностическим инструментарием. мониторинговые исследования:
Дорожная карта позволяет оценить сформированность отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
- в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения,
- общественно-полезной деятельности;
- прилежании и ответственности за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе – выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана;
- ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении результатов могут являться составляющими накопленной оценки, однако любое их использование (в том числе, в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы. Классные руководители и заместитель директора по воспитательной работе, анализируя результаты мониторинговых исследований, выявляют проблемы и в соответствии с ними корректируют воспитательную работу класса и школы.
Дорожная карта оценки личностных результатов в воспитательной программе «Я - Гражданин России» МБОУ «Холтосонская СОШ»
Контролируемые элементы содержания Программы | «Личностные результаты должны отражать… |
Диагностический инструментарий |
Периодичность |
сроки |
духовно-нравственное развитие |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у школьников |
1 раз в год |
январь |
Формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик» |
1 раз в год |
сентябрь |
|
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки |
1 раз в год |
апрель |
|
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
Тест «Выявление особенностей внутрисемейных отношений» |
1 раз в год |
октябрь |
|
Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; |
Методика изучения социализированности |
1 раз в год |
ноябрь |
|
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; |
Мониторинг эстетической воспитанности. |
1 раз в год |
март |
|
социализации |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических возможностей; |
Уровень воспитанности |
1 раз в год |
февраль |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
Моральная дилемма «После уроков» (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) |
1 раз в год |
март |
|
экологического воспитания |
Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; |
Определение уровня сформированности экологической культуры младших школьников |
1 раз в год |
май |
ЗОЖ |
Формирование ценности ЗОЖ, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дороге; |
Анкета для учащихся по определению уровня сформированности ЗОЖ |
1 раз в год |
октябрь |
Трудового воспитания |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. |
Анкета по выявлению профориентационных интересов уч-ся 1-4 кл. Анкета о профессиональном самоопределении школьников 5-10 кл |
1 раз в год |
ноябрь |
Весь необходимый диагностический инструментарий расположен на сайте школы www.schoolholtoson.jimdo.com
Данный проект опубликован на Портале Всероссийского социального проекта «Страна талантов» и на портале проекта «Инфоурок.