Оценка личностного роста школьников в рамках программы воспитательной работы школы «Я – Гражданин России»

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Профессия — педагог


В статье обобщен опыт работы МБОУ «Холтосонская СОШ» в реализации новых форм оценки личностного роста каждого ученика школы.

Оценка личностных результатов учащихся нашей школы представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  1. сформированность основ гражданской идентичности личности;
  2. готовность перейти к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе – готовность к выбору направления профильного образования;
  3. сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

За основу приняты формы  оценивания личностных результатов:

  • Персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка) через:
  • папку достижений (Портфолио);
  • уровни достижений внеурочной деятельности:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

школьник ценит общественную жизнь, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом;

школьник самостоятельно действует в общественной жизни, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

  • Неперсонифицированная (характеризующая достижения класса)

   Классными руководителями составлена «Дорожная карта внутриклассного оценивания». Контролируемыми элементами содержания дорожной карты являются направления воспитательной программы «Я - Гражданин России», диагностическим инструментарием. мониторинговые исследования:

Дорожная карта позволяет оценить сформированность отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

  • в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения,
  • общественно-полезной деятельности;
  • прилежании и ответственности за результаты обучения;
  • готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе – выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана;
  • ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Данные о достижении результатов могут являться составляющими накопленной оценки, однако любое их использование (в том числе, в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы. Классные руководители и заместитель директора по воспитательной работе, анализируя результаты мониторинговых исследований, выявляют проблемы и в соответствии с ними корректируют воспитательную работу класса и школы.

Дорожная карта оценки личностных результатов в воспитательной программе «Я - Гражданин России» МБОУ «Холтосонская СОШ»

Контролируемые элементы содержания Программы

«Личностные результаты должны отражать…
(из текста ФГОС)

Диагностический инструментарий

Периодичность

сроки

духовно-нравственное развитие

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у школьников

1 раз в год

январь

Формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик»

1 раз в год

сентябрь

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)

1 раз в год

апрель

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Тест «Выявление особенностей внутрисемейных отношений»

1 раз в год

октябрь

Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Методика изучения социализированности
личности учащихся
(по М.И. Рожкову)

1 раз в год

ноябрь

Развитие эстетического сознания  через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Мониторинг эстетической воспитанности.

1 раз в год

март

социализации

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических возможностей;

Уровень воспитанности

1 раз в год

февраль

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Моральная дилемма «После уроков» (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

1 раз в год

март

экологического воспитания

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Определение уровня сформированности экологической культуры младших школьников
Личностный тест «Мое отношение к природе» для 5-11 кл.

1 раз в год

май

ЗОЖ

Формирование ценности ЗОЖ, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения  на транспорте и на дороге;

Анкета для учащихся по определению уровня сформированности ЗОЖ

1 раз в год

октябрь

Трудового воспитания

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории  образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Анкета по выявлению профориентационных интересов уч-ся 1-4 кл.

Анкета о профессиональном самоопределении школьников 5-10 кл

1 раз в год

ноябрь

Весь необходимый диагностический инструментарий расположен на сайте школы www.schoolholtoson.jimdo.com

Данный проект опубликован на Портале Всероссийского социального проекта «Страна талантов» и на портале проекта  «Инфоурок.