Интеллектуальный исторический конкурс живой истории "Женщины в истории России"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Ведущий: Мы представляем команды, которые приехали на наш конкурс.

(Представление команд)

Ведущий: И перед началом игры мы проводим жеребьевку команд, которая определит очередность их выступлений.

(Жеребьевка команд)

Ведущий: Образы выдающихся женщин российской истории запечатлены в живописи, скульптуре, фотографиях.

Ведущий: И мы объявляем 1 тур конкурса «Женщины в истории России» - «Исторический портрет». Перед Вами экран, разделенный на несколько секторов. Каждая команда делает выбор сектора. Перед вами появится ряд портретов, скульптур и фотографий выдающихся женщин России. За 10 секунд вы должны назвать имя этой женщины, за 30 секунд - ответить на дополнительный вопрос, поставленный к этому портрету. Ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл. За ответы на 2 вопроса – 2. В случае неправильного ответа, другие команды получают право ответить на вопрос и заработать дополнительные баллы.

I ТУР «ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ»

1-я ГЕРОИНЯ – АННА ЯРОСЛАВНА

  1. Этот памятник установлен во Франции, в городе Санлис. Как вы считаете, кому он посвящен?  (Анна Ярославна – младшая дочь Ярослава Мудрого)
  2. Уже в самом начале правления будущая королева Франции показала твердость характера и во время коронации совершила поступок, расходившийся с традициями королевских дворов Европы, подчеркнув свою приверженность родине. Что именно сделала Анна Ярославна? (дала клятву на славянском Евангелии, которое привезла из родного Киева, вместо латинской Библии, как это было принято в Европе).

2-я ГЕРОИНЯ -  ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

  1. Назовите имя женщины, реальную реконструкцию лица которой вы видите на экране (Елена Глинская).
  2. Благодаря реформе этой правительницы в России появилось нововведение, которым мы пользуемся до сих пор. Какое? Из какого материала сделана эта вещь (Копейка (деньга), серебро)

3-я ГЕРОИНЯ – ИРИНА ГОДУНОВА

  1. В отличие от предшествующих цариц она не просто сидела в тереме, а играла важную общественную и политическую роль: принимала иностранных послов, участвовала в заседаниях Боярской Думы, вела переписку с английской королевой Елизаветой I, а в 1589 году принимала в Золотой Царицыной палате Константинопольского патриарха Еиремию II, прибывшего в Москву для учреждения патриаршей кафедры. Кто она? (Ирина Федоровна Годунова).
  2. Существует легенда, что царь Федор Иванович в 1589 году основал на Волге город, названный в честь любимой жены. А как он его назвал?  (Царицын)

4-я ГЕРОИНЯ  - ЕКАТЕРИНА ДАШКОВА

  1. Перед вами портрет выдающейся российской женщины ХVIII столетия, которая дружила с Дидро и Вольтером и стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. Кто она? (Екатерина Романовна Дашкова).
  2. 29 ноября 1783 года на заседании Российской академии наук она предложила использовать новую печатную букву. Назовите эту букву. (Ё).

5-я ГЕРОИНЯ – АННА ПАВЛОВА

  1. «Секрет моей популярности — в искренности моего искусства», говорила эта героиня, получившая всероссийскую известность в Мариинском театре и всемирную известность после участия в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. Назовите её имя. (Анна Павлова).
  2. Однажды ирландский бог Энгус влюбился в прекрасную девушку Каэр. Правда, оказалось, что она не совсем девушка, и не может покинуть свое озеро. И тогда Энгус СДЕЛАЛ ЭТО. Однажды ЭТО СДЕЛАЛ и другой бог - Зевс, и тоже когда влюбился. По словам восторженных почитателей, ЭТО неоднократно ДЕЛАЛА русская балерина Анна Павлова. Что все они делали? (Превращались в лебедя. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре она исполнила судьбоносную для своей карьеры миниатюру «Умирающий лебедь». Анна Павловна любила животных, но в особенности птиц. Главным ее любимцем был лебедь Жак, которого помог приручить Анне Павловне некий господин, которого впоследствии прозвали «лебединым профессором»).

II ТУР «ТАИНСТВЕННАЯ НЕЗНАКОМКА»

Ведущий: Мы объявляем 2 тур с загадочным названием «Таинственная незнакомка».

Ведущий: Командам будет даваться описание одной из выдающихся женщин в истории России. Первоначальная цена вопроса – 4 балла. С каждой новой подсказкой количество баллов, которые команда может заработать за этот ответ, будет уменьшаться.

Ведущий: Ответ  без подсказок – 4 балла,  1 подсказка-  3 балла; 2 подсказки –2 балла; 3 подсказки – 1 балл.

Пред вами отрывок из произведения «Висы радости». Назовите имя женщины, которой посвящались эти стихи.

За нами усадьбы пылали в огне,
мы брали добычу четырнадцать дней;
обратно вернулись — со звоном монет,
под тяжестью груза бортами кренясь...
но русская девушка в дальней стране,
как прежде, не хочет смотреть на меня.
Я вырос в краях, где мужчины – стрелки,
охотники, лыжники и моряки.
Владею мечом и копьём. Мне с руки
стихи сочинять и на арфе играть...
вот только прекрасная девушка в Киеве
меня, всё как прежде, не хочет и знать.

1 подсказка: Эти стихи были написаны знаменитым воином – варягом Гарольдом Сигурдарсоном Смелым, впоследствии норвежским королем.

2 подсказка: Отец девушки, знаменитый киевский князь, дал согласие на брак только с 3  - го сватовства.

3 подсказка: Женщина, которой посвящены стихи была средней дочерью Ярослава Мудрого, а впоследствии стала норвежской королевой.

ОТВЕТ: ЕЛИЗАВЕТА (ОЛИСАВА) ЯРОСЛАВНА

Перед вами знаменитая картина Васнецова «Иван Царевич на сером волке». Многие историки и этнографы считают, что закончившая свои дни в застенках московская княгиня стала прообразом известной героини русских сказок Елены Прекрасной (как вариант – Премудрой).

Княгиня была не только хороша собой, но и отличалась прогрессивными взглядами. Отсюда и образ мудрой красавицы. Ее супруг - Иван Молодой,  умерший от неизвестной болезни, стал прообразом Ивана Царевича.

1 подсказка: Сын княгини, вошедший в историю под именем Дмитрий Внук, в 1497 году был провозглашен наследником Ивана III  в обход сына Софьи Палеолог – Василия III, что вызвало непримиримую вражду между 2 женщинами.

2 подсказка: Великая княгиня попала в опалу Ивана III после того, как обнаружилось, что она вместе  с другими приближенными московского князя, увлекалась ересью жидовствующих и входила в кружок еретиков, выступавших за церковную реформу (отказ церкви от материальных богатств) и ликвидацию привилегий феодальной знати.

3 подсказка: Была дочерью молдавского господаря Стефана Великого и женой сына Ивана III - Ивана Молодого.

ОТВЕТ: ЕЛЕНА ВОЛОШАНКА

Посмотрите на фрагмент памятника «Тысячелетие России». Нужно сказать, что среди ..... фигур государственных мужей, полководцев, деятелей культуры всего 4 женщины: княгиня Ольга, Екатерина II Великая, Марфа Борецкая и …. она. Её фигура находится в ярусе «Государственных мужей», что является одной из загадок памятника: политика не входила в сферу ее интересов. Уделом этой женщины стали дети и домашний быт. Кто она?

1 подсказка: Была выбрана в царские жены на смотру невест. Карамзин писал о ней:  Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностью счастливой Царской невесты.

2 подсказка:  На памятнике не помещены фигуры её мужа и сына – московских царей. Её сын был последним русским правителем из династии Рюриковичей. Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович приходился ей  внучатым племянником.
3 подсказка: Она не стала соратницей мужа в том понимании этого слова, которое вкладывается в него в новейшее время. Вероятно, она смогла дать своему мужу – человеку с очень непростым характером – то человеческое тепло и заботу, которого он был лишен с момента смерти матери Елены Глинской в 1538 году.

ОТВЕТ: АНАСТАСИЯ ЗАХАРЬИНА – ЮРЬЕВА

Известный театровед и критик Виталий Вульф говорил, что режиссер Григорий Александров «слепил её именно по образцу Марлен Дитрих». Она стала настоящей звездой -первым секс-символом страны. Кто-то вывел формулу ее успеха: «…… - это Марлен Дитрих плюс советская власть». В честь великой актрисы названа малая планета.  Кто она? 

1-я подсказка: Она  родилась в дворянской семье. Ее мама - Евгения Николаевна Сухотина - была в родстве с Львом Толстым. Он даже однажды вручил маленькой девочке книгу «Кавказский пленник» с дарственной надписью. Как-то в родительском доме будущей звезды гостил Федор Шаляпин. Посмотрев, как поет и танцует девочка, он поднял ее на руки и сказал: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!» Пророчество сбылось.

2-я подсказка: Актриса была любимицей Иосифа Виссарионовича Сталина. Она  - дважды лауреат сталинских премий.  Именно Сталин в свое время спас её от неминуемой гибели. На одном из выступлений актрисе подарили букет с черными розами внутри. Трагичность ситуации заключалась в том, что шипы растений были пропитаны малоизвестным ядом. Актриса проколола палец об шипы и получила заражение крови. Лишь чудом врачи спасли актрису – Сталин вызвал лучших медиком, ведущих токсикологов страны, предоставил качественные медикаменты.

3-я подсказка: Актриса профессионально пела, играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Её роли в фильмах «Веселые ребята», «Цирк, «Волга – Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.

ОТВЕТ: ЛЮБОВЬ ОРЛОВА

Служила в 9-м гвардейском  истребительном авиационном полку — своеобразной сборной лучших летчиков, созданной для завоевания превосходства в воздухе. Сражалась в небе над Саратовым, Сталинградом, Ростовым – на Дону, Донбассом.  В одном из боёв в 1943 году самолёт летчицы был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лётчиков-штурмовиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял девушку на борт.

1-я подсказка: Во время Великой Отечественной войны девушка получила прозвище «Белая лилия Сталинграда»,  «Лилия» же стала её радиопозывным.

2-я подсказка: После гибели летчицы командование дивизии подготовило представление героини к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по другой версии, к званию Героя Советского Союза не могли быть представлены лица, пропавшие без вести).5 мая 1990 Президент СССР Горбачёв подписал указ о присвоении нашей героине звания Героя Советского Союза посмертно.

3-я подсказка. Имя этой отважной летчицы, Героя Советского Союза, занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Она – самая результативная советская женщина-летчик Второй мировой войны: сбила 14 самолетов и аэростат-корректировщик. При этом воевала девушка всего восемь месяцев. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боев. В неполные 22 года она погибла в бою.

ОТВЕТ: ЛИДИЯ ЛИТВЯК

III ТУР «МАШИНА ВРЕМЕНИ»

Ведущий: Наш конкурс называется «Живая история». И сейчас нам предстоит перенестись на машине времени в различные эпохи и «вживую» познакомиться с нашими героинями.

Ведущий: Но для начала мы проведем ещё одну жеребьевку команд, для того, чтобы определить, какая историческая сцена достанется какой команде. В этом туре предоставим все воле случая.

Ведущий: Мы просим команды на время спуститься в зал для просмотра исторических картин.

Ведущий: Для ответа представители команд поднимаются на сцену к микрофону.

1-я СЦЕНА

В своем кабинете императрица Елизавета беседует с графом Иваном Ивановичем Шуваловым.

Секретарь: Государыня, к вам пожаловал Михайло Васильевич.

Елизавета: Так пропусти же скорей.

Ломоносов: Здравствуй, государыня-матушка! Какая честь, что Вы пригласили меня. Позвольте выразить свою признательность в стихах:

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.

Елизавета: Как ты любезен! Мы с графом только о тебе говорили. Нынче бал во дворце был по случаю побед графа Румянцева, а тебя нет. Друг мой, где ты пропадаешь?

Ломоносов: Матушка, помилуйте! Был занят с учениками в Академии. На днях мы получили новый способ изготовления цветного стекла. Иван Иванович, я думаю, что у вас в Академии живописи найдутся достойные мастера и поклонники искусства мозаики.

Шувалов: Да это не вопрос, Михайло Васильевич. А, что, брат, у тебя за спиной? (Заглядывает) Ба! Да это же батюшка Ваш, государыня!

Елизавета (разглядывает изображение): Сходство есть, ай да мастер! Приятно, что о моем отце думаешь.

Ломоносов: Пусть образ Петра вдохновляет потомков на славные дела Отечеству. Батюшка Ваш жизнь положил, чтоб русский народ на европейскую дорогу вывести.

Шувалов: Да, и то верно. Только вот немцы у нас теперь что-то распустились. Свой нос выше Луны подняли, правда, Михайло Васильевич?

Ломоносов: Правда, что и говорить. Ладу с ними нет. Миллер, Байер и Шлёцер в один голос твердят, что предки наши славяне не могли свое государство устроить и пригласили варягов управлять ими. Как Вам это?

Елизавета: А может немцы считают и нас неспособными управлять Россией. Пора уж объяснить им, кто в доме хозяин.

Ломоносов: Нечего стыдится нам своего Отечества! Изучал я летописи и знаю, что задолго до призвания варягов у киевских полян свое государство было. А, значит, не обязаны мы варягам своим Отечеством!

Елизавета: Любопытно, поручаю тебе, друг мой, написать историю России. Верю, ты с этим справишься и Отечество на поругание не отдашь. Ну, прощайте дорогие мои, меня ждут придворные дамы. (Ломоносов и Шувалов целуют руку императрице). Успехов Вам.

Ведущий:

1) Назовите героев разыгранной сцены (Елизавета Петровна, граф И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов)

2) В какое десятилетие и какого века могли происходить описанные события? (60 годы 18 века, т.к. Академия художеств, упомянутая в сцене, открыта в 1757 году)

3) Императрица Елизавета Петровна во время своих путешествий ехала в карете, запряженной двенадцатью лошадьми, и преодолевала 100 верст в день. Но были путешествия, во время которых Елизавета преодолевала 60 верст за две недели. О каких путешествиях идет речь? (В Троице-Сергиеву лавру на богомолье Елизавета ходила пешком).

2-я СЦЕНА

(Звучит музыка. Девушки и юноши танцуют в парах менуэт. Заходит Екатерина).

Горничная: Матушка-государыня, куда ж Вы так рано поднялись, ещё не рассвело. Вчера утомились, небось, на балу?

Екатерина: Государыне непристойно долго спать, и дела сегодня важные у меня. Предстоит беседа с княгиней Дашковой по поводу Академии. А сейчас надобно написать письмо. Бумагу мне и перо!

(пишет, читая вслух. Текст письма появляется на экране)

Я велела выписать из Англии оспенного оператора. На сие приглашение славный доктор Димсдаль решился приехать в Россию. Он привил мне оспу 12 октября; я не лежала в постели ни минуты и каждый день к себе принимала. Я скоро велю привить оспу и сыну… Многие придворные последовали моему примеру… Лучшим лекарством во время прививания оспы для меня было чтение Ваших сочинений: я прочла “Шотландку”, “Кандида”, “Добросердечного” , “Человека в сорок талеров”и “Принцессу Вавилонскую”.

Будьте уверены, что я чувствую всю цену Вашего уважения и что нет никого, кто б столько имел к Вам почтения, как я.

Секретарь (входит): Доброе утро, Ваше Величество! Вам рапорт от князя П.А. Румянцева (кладет на стол императрице).

Екатерина: Что пишет Румянцев? Как идет война с Турцией?

Секретарь: Петр Александрович пишет, что молодой полковник Суворов изволил ослушаться его приказа отступать и ночью повел своих солдат на штурм неприятельской крепости Туртукай.

Екатерина: И что же, Суворов взял крепость?

Секретарь: Да, он сообщил об этом Румянцеву в стихах: “Слава Богу! Слава вам! Туртукай взят и я там!”. Румянцев просит наказать Суворова за невыполнение приказа.

Екатерина: Не слишком ли суров Румянцев? Передайте ему мой ответ (пишет на рапорте).

Ведущий: 

1) Назовите имя императрицы (Екатерина II)

2) Кому она могла писать это письмо? (Вольтеру – автору перечисленных произведений)

3) какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, она могла написать на рапорте Петра Румянцева? («Победителей не судят»)

3-я СЦЕНА

На сцене госпиталь, кровати (несколько стульев стоят в ряд). На кроватях лежат перебинтованные раненые (2-3 человека), стонут.
Вокруг ходит врач. Сестра милосердия вводит раненого.

Врач: Девушка, кто вы такая, и почему вы в вашей повозке разъезжаете по передовой, когда вокруг пули свистят? Кстати, как это она у вас называется?

Сестра:  «Каретой горя» назвала, господин доктор.

Врач: И откуда она у вас, позвольте спросить?

Сестра: Продала корову и на вырученные деньги купила лошадь с повозкой, уксус для промывания ран и полотно, оборудовала повозку.
Врач: Имеется у вас медицинское образование?

Сестра: Нет, но ведь сердце сжимается, когда на страдания людские смотришь. Вот, надо определить ещё одного раненого.

Врач: Вот сюда, пожалуйста. (Указывает на свободную полку).Сестра, остались у нас ещё эфир и хлороформ  для операций? Так несите и готовьтесь ассистировать!

Раненые (стонут): Пить, воды.

(Сестра оказывает всем помощь).

Сестра: Доктор, мне пора на передовую, на Малахов курган. Там ещё много раненых, которые нуждаются в моей помощи. (Уходит).

Врач (тихо, в зал): Бог знает, когда все это кончится. Здесь, на перевязочном пункте, пол покрыт коркой засохшей крови. В танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей и восемь сестер трудятся неусыпно, день и ночь, оперируя и перевязывая раненых.. Долго ли ещё продержится Севастополь?

Вопросы:

1) Назовите имя этой женщины. Кем она осталась в истории России? (Дарья Севастопольская, 1 сестра милосердия в России)  

2) Эпизод какой войны был показан в сцене? (Крымская (Восточная)  война 1853 – 1856 гг.)

3) Назовите имя врача, возглавлявшего данный госпиталь (Знаменитый врач, хирург, Николай Иванович Пирогов – изобретатель наркоза с помощью эфира и хлороформа) .

4-я СЦЕНА

Кутузов: Что тебе надобно, друг мой?

Надежда Дурова: Я желал бы иметь счастье быть вашим ординарцем.

Кутузов: Какая же причина такой необыкновенной просьбы?

Надежда Дурова: Я люблю военную службу и служил в прусскую компанию.

Кутузов: В прусскую!" Разве вы служили тогда? А сколько же вам лет? Полагаю, не более 16? Даже усов ещё не носите! Как ваша фамилия?

Надежда Дурова: Александров.

Кутузов: Александров! Как я рад что имею наконец удовольствие узнать вас лично.

Я давно уже слышал о вас.

Надежда Дурова: Благодарю вас. Ваше Превосходительство. Рад служить.

Кутузов: А теперь, голубчик, идите к генералу Коновницину и скажите ему, что вы у меня будете ординарцем... Да вы хромаете. Отчего это?

Надежда Дурова: Я получил в сражении под Бородином контузию от ядра.

Кутузов: Контузию от ядра! И вы не лечитесь! Сейчас же скажите доктору чтобы осмотрел вашу ногу. И поезжай домой. Ты в самом деле похудел и ужасно бледен. Поезжай, отдохни: вылечись и приезжай обратно.

Надежда Дурова: Никто из товарищей не подозревал, что уланский офицер Александров с Георгиевским крестом на груди - женщина. Смущало отсутствие усов, которые все должны были носить в армии. Но выглядел я молодо и, до поры до времени, отсутствие усов не выдавало меня.

Вопросы:

1) Назовите имя героини данной сценки  (Надежда Дурова)

2) После войны она написала книгу, которую очень высоко оценил А.С.Пушкин.  Как она называлась? («Записки» под заглавием «Кавалерист-Девица»). 

3) Надежда проходила службу в казачьем полку, где кругом были усачи и бородачи.
Скажите, какую уловку применила героиня, чтобы выдавать себя за юношу и объяснить отсутствие растительности на лице? (она говорила, что родилась на 6 лет позже, т.е. намеренно уменьшала свой возраст).

5-я СЦЕНА

Отрывок из фильма «Звезда пленительного счастья» (разговор княгини Трубецкой с губернатором Иркутска Цейдлером)

  • В отрывке из фильма представлена женщина, которая  родилась в семье французского эмигранта Жана Франсуа Лаваля. Император Николай I, будучи наследником престола, неоднократно танцевал с ней на балах и называл её  «самой просвещенной  девицей высшего света». Она была прекрасно образована, подолгу жила с родными в Европе. В Париже познакомилась с князем Сергеем Петровичем, а в мае 1821 вышла за него замуж. Как звали героиню отрывка? (Екатерина Трубецкая?)
  • Чем  прославилась эта женщина? О каких событиях повествует отрывок? (Екатерина Трубецкая  одной из первых декабристок последовала за своим мужем – Сергеем Трубецким, осужденным на вечную каторгу за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
  • Героинями какой поэмы стали эти женщины? (Декабристки стали героинями поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

IV ТУР «ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ»

1. Как назывался этот предмет и кто мог им обладать (кому он вручался)?

(«Шифр Екатерины II, вручался 6 (затем 10) лучшим выпускницам Смольного института благородных девиц)

2.  В ящике находится предмет, который являлся необходимым атрибутом русской народной одежды девушки.  Если женщинам на Руси нельзя было появляться в обществе без головного убора, то девушке – именно без этого элемента одежды. Её могли обвинить в ведьмовстве или нарушении нравственных законов общины и сжечь на костре. Что это?

(Пояс («опояска», «кушак», «покромка») до недавнего времени был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. И тут дело не только в удобстве - пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни. Недаром народная мудрость гласит: «Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не деется». Интересно, что женщины даже ночью пояс не снимали — исподняя рубаха обязательно должна быть подпоясана).

3. В ящике лежит предмет, который привезла с собой в Москву Марина Мнишек – невеста Лжедмитрия I в 1606 году, чем вызвала сильное недовольство москвичей. С тех пор этот предмет появился в России и теперь есть в каждом доме без исключения.

(В 1605 год в багаже Марины Мнишек Лжедмитрием I была впервые привезена в Россию вилка. На свадебном пиру в Кремле демонстративное использование вилки шокировало русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка, как символ нерусского происхождения Лжедмитрия (в то время использовали только ложки), стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия)

4. В старину на Руси замужние женщины носили головной убор кокошник, название которого произошло от слова «кокошь», означающий представителя фауны. Какое?

(Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока»).

5. Перед вами Орден Российской империи, формально второй по старшинству в иерархии наград с 1714 до 1917 года. Имел две степени: «большой крест» — для особ царской крови, и «малый крест», или кавалерственный — для претенденток из высшего дворянского сословия. Награжденные именовались соответственно «дамами большого креста» и «кавалерственными дамами». Назовите имя женщины, в честь которой был учрежден данный орден. За какие заслуги она его получила? Екатерина I? (Екатерина  I, за участие в неудачном Прутск5ом походе, где Екатерина проявила чудеса выдержки и храбрости)

V ТУР «ИСТОРИЯ В ЖИВОПИСИ»

Ведущий: Многие события истории России нашли отражение в живописи. Кто из нас не знает полотна «Куликовская битва», «Утро стрелецкой казни», «Полтавская битва», «Иван Грозный и сын его Иван». Но не так много  картин посвящено событиям, главными героинями которых были именно женщины.

Ведущий: Мы открываем тур «Картинная галерея». Вам  будут продемонстрированы репродукции картин по которым вы должны будете назвать исторические события, изображенные на них и ответить на другие вопросы.

1.

Вопросы:

  1. Какому событию посвящена эта картина?
  2.  Кто его главная героиня?
  3. В каком году (веке) произошло данное событие?
  4. Какое значение имело оно для России?

Ответ: Художник И. Машков. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь, 957 г., принятие личного крещения княгиней Ольгой. Крестный отец – император Константин Багрянородный.

2.

 

Вопросы:

  1. Какому событию посвящена эта картина?
  2.  Кто его главная героиня?
  3. Эта женщина, почитаемая в России как святая, рано потеряла мужа и воспитывала детей одна. А кто был мужем этой женщины?
  4.  Почему она не приняла монашеский постриг после смерти супруга, как это было принято в княжеских семьях?

Ответ: Иван Ильич Глазунов «Великая княгиня Евдокия в подтверждение своей благочестивой жизни открывает свое изможденное тело». В ответ на сплетни недругов в греховной жизни из – за нежелания уйти в монастырь. Дмитрий Донской. Евдокия не принимала монашество для того, чтобы самой растить детей и управлять Московским княжеством до совершеннолетия наследника – Василия I.

3.


Вопросы:

  1. Кто главная героиня (или главные герои) картины?
  2. Какому событию она посвящена?
  3. В каком веке состоялось это событие?
  4. Чем оно закончилось и какие последствия имело для дальнейшей истории России?

Ответ: Василий Григорьевич Перов "Никита Пустосвят. Спор о вере". 1682 год. Лидер староверов – Никита Пустосвят пытался добиться от царевны Софьи Алексеевны признания правоты раскольников и неправедности никонианских реформ, проведенных в период правления царя Алексея Михайловича – отца Софьи. Неизвестно, чем завершился спор, есть заверения, что победил Добрынин со товарищи, но фактически победила не ограниченная разумом сила власти: царевна  Софья приказала стрельцам схватить и казнить Никиту Константиновича. 6 июня (19 июня по новому стилю, хотя в светских текстах советского периода указывается 16 июня) Никита был казнен на Лобном месте на Красной площади, а его сотоварищи разосланы по монастырям. «Двена́дцать стате́й» царе́вны Со́фьи — закон Московского государства, изданный в апреле 1685 года царевной Софьей, состоящий из 12 статей, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев (расколщиков, как они названы в документе) и их пособников: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества.На основании статей были казнены тысячи старообрядцев

4.

Вопросы:

  1. Какое событие изображено на картине?
  2. Кто главная героиня этого события?
  3. В каком веке оно произошло?
  4. Какие имело последствия?

Ответ: 8 февраля 1433 года играли свадьбу московского великого князя Василия Васильевича II и дочери боровского князя Марии Ярославны. На празднике отсутствовал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, но приехали его старшие сыновья Василий (вошедший в историю под прозвищем Косой) и Дмитрий (вошедший в историю под прозвищем Шемяка).  Один из бояр (по одним летописным сведениям Захарий Иванович Кошкин, по другим – Петр Константинович Добрынский) узнал на Василии Косом роскошный золотой пояс, который якобы был должен принадлежать самому Дмитрию Донскому, но в руки ему так и не попал. Но  мать великого князя Софья Витовтовна решила восстановить справедливость и прилюдно сорвала с Василия Косого злополучный пояс. Последствием события стала феодальная война 1425-1453 гг. между князьями московского дома.

5.

Вопросы:

  1. Женщина, изображенная на картине вошла в  историю вошла под тем же именем, под которым известна эта картина Константина Флавицкого.
  2. А как она называла себя сама?
  3. Героиня картины выдавала себя за незаконнорожденную дочь одну из русских правительниц и тем самым была опасна как соперница в борьбе за престол для другой. Назовите имена правительниц.
  4. Какова судьба этой женщины? Русское правительство готово было вернуть ей свободу в обмен… на что?

Ответ: Княжна Тараканова. Елизавета Владимирская. Елизавета Петровна и Екатерина 2. Она должна была признать себя обыкновенной женщиной и отказаться от княжеского титула и притязаний на родство с императорским домом.

Ведущий: Различна судьба женщин, о которых мы говорили сегодня: дочери разных эпох, они отличались характерами, взглядами на жизнь, социальным положением, но общей для них стала сопричастность исторической судьбе России. Каждая из них привнесла в нашу историю и культуру неповторимое женское начало и осталась в памяти потомков на долгие века.

Подведение итогов.

Использованные материалы:

  1. https://moluch.ru/th/4/archive/74/2939/
  2. https://www.syl.ru/article/294208/dasha-sevastopolskaya-biografiya-i-interesnyie-faktyi
  3. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-po-istorii-zhenschina-v-istorii-1631619.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Княжна_Тараканова
  5. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/SOFYA_VITOVTOVNA.html
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Софья_Витовтовна
  7. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-perova-spor-o-vere/
  8. https://www.liveinternet.ru/users/3251944/post195884404/
  9. https://danilovmaster.ru/reproductions_mahskov_572.html
  10. https://moiarussia.ru/10-vydayushhihsya-zhenshhin-v-istorii-rossii/
  11. http://star-magazine.ru/anna-pavlova/
  12. http://blogs.elenasmodels.com/ru/zhenschiny-v-drevney-rusi/
  13. https://rostislava.livejournal.com/13117.html
  14. https://gallerix.ru/album/200-Russian