Цели урока:
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
Оборудование: амперметр и вольтметр, источники постоянного тока (батарейки 1,5В), ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления, экран, доска, компьютер, проектор, презентация.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация
Пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.
Ученик: Сила тока, напряжение, сопротивление.
Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
Ученик: Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U, измеряется [U] = 1 В.
Ученик: Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I, измеряется [ I] = 1 А.
Ученик: Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R, измеряется [R] = 1 Ом.
Учитель: Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности.
ІІІ. Мотивация
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.
ІV. Изучение нового материал.
Итак, тема урока: “Закон Ома для участка электрической цепи”.
Учитель: Как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка? Давайте проверим это на опыте.
Учитель: Какие приборы нам понадобятся для установления этой закономерности?
Ученик: Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ.
Учитель: Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод.
Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?
Ученик: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.
Учитель: А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Учитель: Что вы наблюдали?
Ученик: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается.
(Учитель прикрепляет на магнитную доску таблицу с графиком зависимости силы тока от сопротивления).
Учитель: Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.
Учитель: Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника.
Учитель: Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом.
Учитель: Обобщим два эти вывода и запишем итоговую формулу:
Учитель: Такая запись носит название: “Закон Ома для участка цепи”.
Закон Ома читается так: “Cила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Учитель: Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.
Учитель: Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
Учитель: Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе.
Пуйе Клод СервеМаттиас (1790-1868) – французский физик.
V. Закрепление знаний, умений, навыков
Учитель: Сейчас с вами, ребята, решим задачу.
Учитель: А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли?
Ученик: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Учитель: В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
Ученик: Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I =.
Учитель: Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины (I, U, R). А вот зависит ли сопротивление данного проводника от силы тока и напряжения в электрической цепи, вы выясните сами. Все свои варианты ответов сможете проверить и обосновать, прочитав § 44, повторив § 42, 43.
VІ. Домашнее задание
Запишем домашнее задание: § 44, упр. 29 (2, 4,5). Повторить § 42,43.
VІІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.