Текст, предлагаемый для изучения.
«...Стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческого не бойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших.
Когда же был патриархом злой змей, и начал казнить православие. Повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны, Мы же, со отцы и братиею. Не умолчав, начали обличать еретика.
А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать, устраивает все по-фряжскому, то есть по-немецкому.
Святые образы изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бы христианам милым не горько было! Сгорят все за Христа Иисуса, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем в Христе Иисусе.
Он же нас мучил много, и разослал в ссылки всех. Епископа Павла Коломенского, муча, и в Новгородских пределах огнем сжег; Даниила, костромского протопопа, муча много, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил. Со мною 60 человек у всенощной взял, муча и бив и прокляная, в тюрьме держал, сослал тысяч будет с 20 за Сибирь - волоча вперед и назад 12лет. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею. Боярыня Феодосия Пркопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусрова в Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчуг и голодуют».
«...После того взяли меня со стрельцами, на патриархове дворе на цепь посадили, три дни не ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся, не знаю - на восток, не знаю - на запад. Никто ког мне не приходил, токмо мыши и тараканы. И сверчки кричат. И блох довольно... на утро архимандрит с братиею пришли и журят мне: «Что патриарху не покоришься?» Велели волочь в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и в глаза плюют... Видят они, что я не соединяюся с ними. Приказал государь уговаривать меня, чтобы я молчал, и я потешил его: царь — то есть от Бога учинен, а се добренек до меня... Да так — то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничего не успевает, заворчал, написал царю, чтобы он старое благочестие взыскал и святую церковь от ересей оборонил».
«...О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истину говорю: время покаятися!.. А ты, аще и умеешь грамоте, но и нынеча хмельненек от Никонова напоения. Ведаю разум твой, умеешь многими языками говорить, да что в том прибыль?... Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори природным языком; не уничижай его и в церкви, и на дому, и в пословицах. А ты, миленький, посмотри — тко в пазуху ту у себя, царь христианский, всех ли христиан любишь? Ведь мы не отнимем у тебя царства, но за веру свою стоим».
Аввакум Петров (1621 - 1682) - глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной церкви, протопоп, писатель. Будучи отправлен в ссылку, написал свое жизнеописание (Житие). За непокорность светским и церковным властям был приговорен вместе с сообщниками к сожжению в Пустозерске.
Ход урока
I. Урок начинается с того, что учитель делает краткий обзор пройденного материала по теме: «Власть и церковь. Церковный раскол». В своем повествовании учитель использует ключевые термины: раскол, старообрядцы (раскольники), поповцы, беспоповцы и др. Если у учителя есть репродукции картин, например «Боярыня Морозова» В.И.Сурикова, то их тоже следует использовать для большей концентрации внимания учеников на предстоящей работе.
Далее учитель предлагает ученикам прочитать заранее приготовленный текстовой материл (каждый ученик имеет для работы свой собственный лист). На этом листе можно делать пометки, что - то подчеркивать, делать на полях записи и др. Это делается потому, что скорость прочтения учеников различная и каждый обладает индивидуальными особенностями восприятия текстового материала. Учитель предлагает прочитать текст два, а то и три раза.
Когда учитель убедился, что текст прочитан, он задает классу несколько наводящих вопросов:
- Какое событие нашло отражение в этих документах?
- Что стало причиной этих событий?
- Как этот документ характеризует отношения между властью и обществом?
II. Учитель, убедившись, что ученики готовы к активной мыслительной деятельности, предлагает им заполнить «мешок с вопросами». Это означает, что каждый ученик может сформулировать и задать вопрос в письменной форме. Вопрос, записанный на листочке, который выдается заранее вместе с текстом, складывается в общую кучу - «мешок». Вопрос может быть анонимным, т.к. многие ученики вплоть до выпускного класса остаются застенчивыми и нерешительными.
Вопросы, попавшие в «мешок»:
- Сколько лет Соловецкий монастырь находился в осаде?
- Кто автор этих документов?
- Каково его отношение к описываемым событиям?
- Как звали царя?
- Почему царь не смог предотвратить раскол в Православной церкви?
- В чем была главная опасность сложившейся ситуации?
- Что означают выражения «благочестие взыскал», «от ересей оборонил», «природный язык».
- Почему Аввакум не понял смысл и значение церковной реформы?
- Как относится Аввакум к реформе?
- Как относится Аввакум к Никону и почему?
- К чему призывает Аввакум верующих и можно ли назвать это милосердным?
- Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. Обоснуйте свое отношение к ним.
- Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?
- Чем были вызваны церковные реформы середины 17 века?
- Какие черты характера роднят Аввакума и Никона?
- Почему власть так жестоко преследовала раскольников?
- Почему патриарх Никон не сумел получить такое же значительное политическое влияние, как его предшественник патриарх Филарет?
- В чем состояла суть действий Никона?
- Каковы были намерения Никона и к каким последствиям они привели на самом деле?
- Какое положение в государстве занимал патриарх в Византии?
- В чем суть концепции священства по Никону?
- Как воспринял русский народ реформы Никона и почему?
- В чем суть разногласий между светской и церковной властью?
III. Учитель предлагает ученикам совместно разобрать вопросы, разделив их на две группы:
- Вопросы, ответы на которые можно найти в тексте (репродуктивные).
- Вопросы, ответы на которые требуют дополнительных рассуждений и объяснений (продуктивные).
Репродуктивные вопросы:
- Кто автор этих документов?
- Как звали царя, в правление которого происходили описываемые события?
- Как относится Аввакум к реформе?
- Как относится Аввакум к Никону и почему?
- К чему призывает Аввакум верующих, можно ли назвать его призывы милосердными?
- Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. Обоснуйте свое отношение к ним.
- Сколько лет Соловецкий монастырь находился в осаде?
- В чем состояла суть действий Никона?
Ученики, отбирая репродуктивные вопросы, сразу отвечают на них. Далее учитель рассказывает о типах продуктивных вопросов, дает схему их построения и образцы каждого типа, объясняет в чем собственно продуктивность этих вопросов. После этого учитель предлагает совместными усилиями оставшиеся в «мешке» вопросы «превратить» в продуктивные.
Продуктивные вопросы:
- Если царь Алексей Михайлович обладал почти неограниченной властью, что нашло отражение в Соборном уложении 1649 г., то почему он не смог предотвратить раскол в Православной церкви?
- Вступая в борьбу за верховенство церковной власти над светской Никон должен был предвидеть, что не все общество одобрит его действия; чем можно объяснить, что он не разглядел главную опасность сложившейся ситуации?
- Что означают выражения «благочестие взыскал», «от ересей оборонил», «природный язык»?
- Аввакум считался образованным человеком своего времени; тогда почему он не понял смысл и значение церковной реформы и не поддержал ее?
- Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?
- Чем были вызваны церковные реформы середины 17 века?
- Известно, что Аввакум и Никон являлись идейными противниками и все-таки у них было много общего; какие черты характера роднят Аввакума и Никона?
- Сохранилось много свидетельств о жестоких расправах с раскольниками; почему власть так непреклонно преследовала их?
- Почему патриарх Никон не сумел получить такое же значительное политическое влияние, как его предшественник патриарх Филарет?
- Как воспринял русский народ реформы Никона и почему?
- Царь и патриарх: в чем суть разногласий между светской и церковной властью?
IV. Ученики, работая с историческими материалами могут столкнуться либо с противоречивыми аспектами исторических событий, либо недостаточно освещенными. Как известно, именно противоречие и неоднозначность, порождают проблемные вопросы.
Проблемный вопрос по рассматриваемой теме возник из двух вопросов репродуктивного типа:
- Вспомните, какое положение в государстве занимал патриарх в Византии?
- В чем суть концепции священства по Никону?
Ученики увидели в этом явное противоречие: как могло получиться, что патриарх русской Православной церкви, выстраивая свою концепцию священства, опирался на опыт католической церкви? В ходе дискуссии родился проблемный вопрос: чем объясняется многовековая одержимость старообрядцев в отказе подчиниться светской и церковной власти?