Эффективные приёмы активизации интереса к чтению на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Дети все реже берут в руки книги. Обилие гаджетов, переизбыток информации и скучные уроки в школе способны отбить охоту к чтению. Детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. огромное значение для ребенка имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, любознательность, эффективные коммуникативные навыки,сочувствие, отзывчивость и заботливое отношение к близким. Что делать, если ребенок не хочет читать?

Любовь к книге должна начинаться с интереса, увлечения. Только тогда, когда процесс чтения будет ассоциироваться с удовольствием, дело пойдет на лад. Итак, необходимо вызвать интерес у ребёнка и сделать так, чтобы процесс приносил ему удовольствие. Но как? Любовь к чтению можно привить через игру. Например, вам на уроке передают письмо, написанное от имени сказочного героя. А в письме написано, что сегодня День рождение у Карлсона. Вы подготовили подарки, которые находятся в мешке. Все подарки начинаются на букву «З». Дети с закрытыми глазами, на ощупь определяют и называют предметы. (Замок, заяц, зонтик, зефир, зеркало и т.д.) Чтобы Карлсон действительно получил эти подарки, надо отправить по почте.

В этих строчках спрятаны названия этих предметов, если вы их найдёте и прочитаете, то Карлсон получит подарки на День рождение.

ВОЗАЯЦСОКДИКЕНА

ГУБЗАМОКНУМКАРД

ЗОНТИКДОББЕЗИНЧ

ЯНАЗЕФИРМАШЛЫК

ЗУМБАФЗЕРКАЛОГУ

Тут мы работаем над чтением, вниманием, памятью, зрительным восприятием. Чередуя приемы игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге. А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон.

Следующий приём - сложи слова. Буратино уронил азбуку. Все слова рассыпались на слоги. Давайте поможем Буратино составить слова.

Бу ма га, кар ти на, до ро га, ко вёр, мо ло ток, трак тор.

Поиск слов в тексте на определённую букву. Учитель начинает читать строчку, дети ищут продолжение. Можно организовать конкурсы в классе на лучшего читателя, самую читающую семью.

Чтение строчки прикрытой нижней половины в предложениях.

У ёлки иголки колки. Проворонила ворона воронёнка.

Очень важна работа со скороговорками, которые развивают фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Предлагается 3 смайлика. (Весёлый, злой, задумчивый). Прочитать с таким настроением, какое вы видите у первого смайлика. У второго, у третьего смайлика.

У ежа ежата, у ужа ужата. От топота копыт пыль по полю летит. Перепёлка перепелят прятала от ребят. Белые бараны били в барабаны.

Работа с табличками: ученики читают эти пословицы в соответствии с заданием. (Тихо Громко. Шёпотом.)

Следующий приём - слова написаны так, что ничего непонятно, но я открою тайну: их можно прочитать справа налево. Развиваем внимание, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление, звукобуквенный анализ, произвольную регуляцию деятельности.

СЕЛ

 АЗЁРЕБ

 

АВОЛОГ

 ЕЦНЛОС

 

АПЛОТ

 РЕТЕВ

 ЯЛПАЦ

- Запишите слова, которые у вас получились.

Прочитайте и зашифруйте слова, напишите их наоборот.

ЯБЛОНЯ

 ВАГОН

 ЗЕРКАЛО

 ПОПУГАЙ

КНИГА

 ТЕТРАДЬ

 телефон

 ВАЗА

ПЕТУХ

 МАШИНА

 БРЮКИ

 

 
Чтение слов с наращиванием:

ПО - ВАР, ЖАР, ЛЕЙ, ШЁЛ, ВЁЛ, ШЛА, СЕЙ.

Добавьте одну букву, чтобы получилось слово:

АША

(Маша, Паша, Даша, Саша, чаша, ваша, наша, каша)< /p>

Итак, дайте ребёнку поверить в собственные силы. В.Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Пусть он от урока к уроку чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия в окошке» для себя и с радостью идёт на следующий урок. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему должен стремиться каждый педагог.