Цель урока: совершенствовать профессиональную компетентность студентов в содержании, способах организации и проведении творческих игр в дошкольном возрасте.
Задачи:
- Выявить знания студентов о сущности и своеобразии творческих игр, их компонентах, условиях развития и приемах руководства; совершенствовать практические умения студентов в планировании и организации творческих игр, руководстве ими.
- Развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе, планировать свою деятельность, делать выводы и обобщения.
Воспитывать профессиональный интерес к игровой деятельности, творческий подход к решению поставленных задач.
Подготовка к уроку: карточки с заданиями, комплект театрализованных, сюжетных игрушек, детские книги разных жанров.
Ход урока
Организационная часть
Приветствие студентов. Совместное определение цели и задач урока.
«Самый первый урок, посвященный игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста мы начинали со слов В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Игра и дети – понятия не разделимы. Сегодня на уроке мы еще раз окажемся в мире творческих игр детей, попробуем убедиться в том, что игра – средство воспитания, форма организации жизни и деятельности детей. Для работы нам понадобиться разделиться на три подгруппы (студенты занимают места в подгруппах). Каждая подгруппа должна будет выполнить ряд заданий. Работать будете коллективно, постарайтесь задания выполнять дружно, слаженно, уважая мнение каждого в подгруппе».
Практические задания
1. Разминка.
А) Подтвердите или опровергните высказывания великих педагогов:
- «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» (Я.А.Коменский)
- «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Б) Составьте из отдельных разбросанных слов связный рассказ об одном из видов творческих игр детей:
- сюжет | - сюжетно-отобразительная игра |
- речь |
- дикторский текст |
- показы-инсценировки |
- сотворчество с педагогом |
- средства выразительности |
- сговор на игру |
- одиночная игра |
- индивидуальное пространство |
- ролевые действия |
- игра-действие |
- планирование |
- оформительская работа |
2. Сюжетно-ролевая игра.
А) Продемонстрировать использование приемов руководства сюжетно-ролевой игрой до ее начала, в ходе и в конце игры (тема игры – по выбору студентов).
Б) Составить план педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры (темы: «Такси», «Салон красоты» - на выбор).
3. Режиссерская игра.
Предложите вариант вовлечения детей в сотворчество с педагогом по любому из представленных образцов:
А) «Я начну сказку, а ты ее закончишь…».
Б) «Я расскажу историю, а ты ее покажешь…».
В) «Придумаем с тобой вместе, как Хрюша искал друзей…».
4. Театрализованная игра.
А) Предложите работу над текстом литературного произведения (беседа по содержанию, анализ поступков героев, литературное произведение – по выбору студентов).
Б) Разработать серию этюдов по овладению детьми средствами выразительности (на основании выбранного произведения).
Заключительная часть урока
Подведение итогов.