Методическая разработка урока астрономии по теме «Конфигурации планет. Синодический период». 11-й класс

Разделы: Астрономия

Класс: 11


ХОД УРОКА

Форма урока: урок-беседа

Тип урока: открытия нового знания

Цель: Формирование универсальных учебных действий в процессе усвоения новых знаний

Задачи урока: Создать условия для овладения обучающимися умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами движения и взаимного местоположения астрономических объектов

Основные понятия:

  • конфигурации планет; условия видимости планет при различных конфигурациях;
  • синодический и сидерический периоды обращения планет;
  • аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.

Ресурсы урока: презентация, интерактивная доска.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности воспитанников

I. Организационный этап - 1 мин

II. Актуализация знаний- 5 мин

Беседа по теме прошлого урока «Развитие представлений о строении мира»:
1. Геоцентрическая система взглядов на систему мира. Сторонники данной теории. Преимущества и недостатки теории.
2. Гелиоцентрическая система взглядов на систему мира. Сторонники данной теории. Преимущества и недостатки теории.

Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют правильность ответов одноклассников, дополняют и корректируют, подводят итог.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 2 мин

На основе гелиоцентрической системы мира суточное движение всех светил можно объяснить вращением Земли вокруг оси, а петлеобразное движение всех планет- тем, что все они, включая Землю, обращаются вокруг Солнца. Это означает, что с Земли можно не всегда наблюдать ту или иную планету, так как условия видимости планет зависят от взаимного расположения Солнца, Земли и наблюдаемой планеты. И эти условия меняются с течением времени, периодически повторяясь.
В 1962 году во время Карибского кризиса - противостояния между США и СССР, воздушные силы Америки потеряли несколько боевых экипажей. Летчики, патрулирующие в утренние часы прибрежные воды, замечали цель - яркую точку, а именно так выглядит летящий самолет на большом расстоянии. Сообщали наземным службам о том, что обнаружили противника, и, получив разрешение, начинали преследование. Экипажи, в пылу погони, углублялись далеко в океан, выжигали всё топливо и гибли. После анализа произошедших инцидентов было принято решение ввести для обязательного изучения пилотам и диспетчерской службе курс астрономии.
Что же было той целью, которую преследовали пилоты американских ВВС?

Слушают преподавателя, выдвигают свои предположения.
Формулируют предполагаемую тему урока и его цель.

IV. Изучение нового материала 25 мин

При объяснении нового материала используется:

  • материал учебника §11. «Конфигурация планет. Синодический период»,
  • учебная презентация (на основе материала сайта «videouroki.net» https://videouroki.net/projects/2/index.php?id=astr11)

План изложения нового материала:

  • Внутренние и внешние планеты;
  • Конфигурации внутренних планет:
    • Верхнее соединение;
    • Восточная элонгация;
    • Нижнее соединение;
    • Западная элонгация.
  • Конфигурации внешних планет:
    • Верхнее соединение;
    • Западная квадратура;
    • Противостояние;
    • Восточная квадратура.
  • Различия конфигураций и условий видимости планет;
  • Периодичность повторения конфигураций- синодический и сидерический периоды обращения планет и аналитическая зависимость между ними.

При выводе формулы связи синодического и сидерического периодов используется аналогия движения планет вокруг Солнца с движением стрелок часов

1.Обсуждают и самостоятельно, в ходе просмотра презентации, заполняют таблицу «Конфигурации планет» (Приложение 1). Пользуясь рисунком 3.4, сравнивают условия видимости планет.
2.Проверяют правильность заполнение таблицы (презентация). Отвечают на вопрос проблемной ситуации: «Что же было той целью, которую преследовали пилоты американских ВВС?»
3.Выполняют этапы вывода формул, связывающих синодический период со звездными периодами Земли и самой планеты.
4.Сопоставляют полученный результат с формулой в учебнике:

- для внешних планет

- для внутренних планет

5.Решают задачу «Через какой промежуток времени повторяются противостояния Нептуна, если его сидерический период равен 164,78 года?»

V. Подведение итогов урока - 1 мин

Предлагает оценить результаты своей работы на уроке. По фотографии определить конфигурацию планеты:

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

VI. Задание на самоподготовку - 1 мин

Преподаватель предлагает следующее задание (Приложение 2).

1.Пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом §11, нарисуйте, как будут располагаться на своих орбитах Земля и планета:
а) Венера - в нижнем соединении;
б) Меркурий - в верхнем соединении;
в) Юпитер - в верхнем соединении;
Сатурн - в противостоянии.

2.Определите, у какой из перечисленных планет самый большой синодический период?
а) Меркурий;
б) Марс;
в) Юпитер;
г) Уран

Фиксируют задание

Библиография

  1. Страут, Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута учебно-методическое пособие / Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2018.
  2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/ Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2018.
  3. Астрономия. Сборник задач и упражнений. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.М.Татарников, О.С.Угольников, Е.Н.Фадеев.- М. : Просвещение, 2018.
  4. Сайт «Видеоуроки в интернет» - «https://videouroki.net/»