Урок-погружение «Путешествие по стилям русского языка»

Разделы: Русский язык


3 урока по 45 минут.

Цель:

  • Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся в функциональных стилях современного русского языка, научиться определять в тексте функциональные стили речи русского языка.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.
  • Повышать творческую активность учащихся.

План
1. Орг. момент (приветствие, деление на группы) – 5 мин
2. Вступительное слово. Инструктаж  – 5 мин
3. Остров «Научный» – 20 мин
4. Остров «Экспертов» – 15 мин
5. Остров «Юмористический» – 20 мин
6. Остров «Теоретический» – 20 мин
7. Остров «Театральный» – 40 мин
8. Рефлексия – 5 мин

Ход урока

1. Доброе утро, ребята. Сегодня у вас необычный день. На уроке русского языка вам предстоит погрузиться в тему «Стили речи». Для этого необходимо разделиться на четыре группы. Возьмите листочек любого цвета, на его обратной стороне написано название вашей команды.

Рассаживайтесь по своим местам. Листок верните мне, чтобы он вам не мешал. Назначьте капитана своего экипажа.

2. Как вы думаете, почему ваши команды так называются? Верно, это название стилей. А что такое стиль? Какого стиля не хватает? (разговорного)

Давным-давно жил моряк по фамилии Книжник. Он был начитанным человеком и очень любил приводить в порядок все книжные тексты. Когда он стал совсем стар, то занялся и своими «сокровищами». Так он распределил все тексты и бумаги по стилям – научному, официально-деловому, публицистическому и художественному, а заодно решил закопать клад. Это решение он принял во время путешествия, когда необыкновенным образом попал в Ирбейский район.

И сегодня мы с вами отправимся на поиски сокровищ, но без знаний нам этого не сделать. А еще необходимо соблюдать дисциплину и четко следовать инструкции.

Мне удалось раздобыть кусочек карты, я вам его отдаю. Собирая кусочки карты, мы сможем найти место, где закопан клад. Итак, приготовились – отдать швартовые, поднять якорь. Мы отправляемся. (звучит шум моря)

3. Посмотрите на карту, к какому острову мы приближаемся? Правильно – к Научному.

Чтобы попасть на этот остров необходимо выполнить одно очень важное задание. На столах у вас «бортовой журнал», его необходимо внимательно изучить, а после заполнить таблицу. Запомните, эту информацию, чтобы попасть на следующий остров. Внимание! На работу не более 20 мин, капитаны следите за временем. (приложение 1)

Отлично! Вы справились с заданием, держите второй фрагмент карты. Куда мы отправимся дальше? (на остров Экспертов)

4. На этом острове вам нужно ознакомить другие экипажи кораблей со своими бортовыми журналами, в этом вам поможет таблица, которую вы составили. Остальные экипажи кораблей должны все зафиксировать на своем судне, т.е записать в свою таблицу. (приложение 2) Капитаны следите за временем, вам дается 15 мин.

Перерыв

Итак, юнги прошли обучение и готовы отплыть к следующему острову, а к какому вы узнаете из нового кусочка карты. (даю карту)

5. Наша цель – Юмористический остров. Чтобы ступить на его землю нужно вспомнить жанры, которые принадлежат разным стилям. Какие жанры относятся к научному стилю? Какие – к публицистическому, деловому, художественному? Правильно, теперь вы можете сойти с корабля и посмотреть мультфильм по знакомой вам басне И.А. Крылова.

- Ребята, хотели бы вы оказаться на месте вороны и быть кем-то обмануты?

- Как вы думаете, можно ли вороне помочь?

- Как это можно сделать, если представить, что ворона – это обычный человек?

- Поможем вороне разрешить проблему, возникшую перед ней? Для этого экипажи должны выполнить задания, на цветном листе, которые лежат на столах. (приложение 3)

Сложно было написать текст в определенном жанре? Очень интересные работы у вас получились. А что вызвало улыбку во время выполнения заданий? Вы готовы к отплытию на следующий остров, держите фрагмент карты.

6. Мы оказались на Теоретическом острове. Но, к сожалению, его захватили пираты, и они не отдадут нам другой фрагмент, если мы не  ответим на их вопросы и не выполним задания.

1. Целью какого стиля речи является не только информирование,  но и влияние на слушателей и читателей, побуждение их к действию? (публицистического)  
2. К какому стилю принадлежат общеупотребительные слова? (никакому, всем стилям)
3. Какой стиль речи характеризуется изобилием художественных средств языка, например: метафор, эпитетов? (стиль художественной литературы)
4. Какой стиль речи должен использовать ученик, отвечая урок? (научный)
5. В основе какого стиля речи лежит общественно-политическая лексика? (публицистического)
6. К какому стилю речи принадлежат термины? (научный)
7. Когда Вы пишете объяснительную, средства какого стиля Вы используете? (официально-делового)
8. Верно ли, что стиль художественной литературы может использовать лексику всех стилей речи? (да)
9. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю: ода, роман, элегия, репортаж, рассказ.
10. о каком стиле идет речь: наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
11. Определите стили представленных текстов. (приложение 4)

Перерыв

Молодцы! Главный пират отдает вам еще один фрагмент карты. И мы отправляемся на Театральный остров.

7. На нем мы проведем большую часть своего времени, т.к он требует большой подготовки.

Итак, юнги, вам необходимо, проявив свои творческие способности, составить сценарий фильма по заданному сюжету. (приложение 5)
Вы отлично справились с заданием, теперь сможете писать сценарии. И держите последний фрагмент карты, на нем увидите, где запрятан клад.

Команды находят клад, разбирают медали.

8. Рефлексия

- На карте оставьте свою метку:

  • веселая рожица – тема понятна, все удалось выполнить, чувствую себя хорошо
  • серьезная рожица – тема не совсем понятна, что-то не получилось, чувствую себя нормально
  • грустная рожица – тема не понятна, ничего не получилось, чувствую себя плохо