Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
- дать понятие синонимов;
- научить находить синонимы в тексте;
- использовать слова-синонимы в речи.
Задачи:
- формировать умение называть признаки синонимов;
- формировать умение наблюдать за использованием синонимов;
- расширить словарный запас обучающихся.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание алгоритма учебного действия, гуманистическое сознание.
- Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
- Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
- Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
- Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 2 класс - Л.Я. Желтовская. О.Б. Калинина, словари: «Словарь синонимов и антонимов современного русского языка» А.С. Гавриловой, толковые словари школьника и толковый словарь Г.Д. Ожегова.
Демонстрационный материал: солнышки и тучки, презентация, карточки с заданиями.
Технологии:
- личностно-ориентированные;
- компьютерные;
- игровые;
- проблемного обучения;
- здоровьесберегающие.
Методы: беседа, дискуссия, работа с учебником, самостоятельная работа, составление синквейна, работа на компьютере, работа со словарем.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя, ученика |
Время. Технологии. Методы и приемы |
Орг. момент |
Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Перед вами лежат солнышки и тучки, покажите, с каким настроением вы начинаете урок. (Дети показывают солнышки или тучки) Сегодня на уроке мы будет настоящими исследователями, и научимся раскрывать секреты слова. Рассказать секреты слова |
(Слайд 1) |
|
Прочитайте строки из стихотворения Л.Никитина «Любимый город», которые будут эпиграфом к уроку. (Дети читают) Электросталь – ты мой любимый город. - Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? (предположение детей) В этом году нашему городу исполнилось 76 лет. На внеурочной деятельности «Я – патриот России» мы большое внимание уделяли истории нашего города, читали книги, стихотворения о нашем городе, посещали городскую детскую библиотеку «Буратино», где знакомились с интересными людьми. Прошлое и настоящее нашего города заинтересовало нас, и мы решили продолжить работу в этом направлении. У каждого из вас было задание, и сегодня вы представляете результаты ваших исследований. Егор и Варя приглашают нас на виртуальной экскурсии. Вместе и ними мы отправимся в прошлое и настоящее нашего города, сделаем несколько открытий, а это ведь всегда интересно. История нашего города началась почти 100 лет назад. В 1916 году. Тогда были построены два снаряжательных завода на месте железнодорожного разъезда «Затишье». Основателем этих заводов был Николай Александрович Второв. Рядом с заводами строились бараки для рабочих. Шли годы, и в 1938 году поселок становится городом Электросталь. Сейчас это современный, индустриальный город. (сообщение учащихся) |
(Слайд 2)
Проектная технология (защита проекта)
(слайд 3) |
Физминутка. Пальчиковая гимнастика (выполняется сидя) |
Чтобы начать работу в тетрадях, подготовим наши ручки для красивого письма. А поможет нам сегодня Анечка. (Физ. минутку проводит ученик) Разотру ладошки сильно, |
Игровые технологии. |
Чистописание |
Напомните мне, пожалуйста, 5 золотых правил русского языка. (Дети отвечают по цепочке) Золотые правила русского языка 1. Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно. - Как называется наш город? (Электросталь) - Какая орфограмма, нами изученная, в этом слове? (Заглавная буква в имени собственном) - Написание, какой буквы, мы сегодня повторим на минутке чистописания? Запишите 5 раз заглавную и строчную буквы Ээ, следите за правильным соединением. (Дети пишут буквы) |
(слайд 4)
|
На следующей строке, запишите название нашего города. (Электросталь). Выделите орфограмму заглавная буква в имени собственном. Укажите, сколько букв и звуков в данном слове, обоснуйте свой ответ (12 букв, 11 звуков, т.к. «ь» звука не обозначает) Устно, составим предложение со словом «Электросталь». (Сколько слов в вашем предложении) |
(слайд 5) | |
Словарно-орфографическая работа
|
Исследуем предложения из стихотворения Никитина. (Приложение 1. Карточка) Электросталь – ты мой любимый город. Электросталь – большая буква, имя собственное Город – безударная гласная непроверяемая ударением (словарное слово), парная согласная – города, нет города, городок. Хочу – безударная гласная, хочет. Гордиться – безударная гласная, гордость. Мог – парный согласный, могут. Итог исследования: |
Личностно-ориентированная, |
Графический диктант. Ребята, что случилось со словами? Некоторые буковки исчезли. Слова просят у нас помощи. Мы им поможем? (дети записывают только пропущенные буквы) Город, завод, магазин, улица, родина. (Дети пишут только буквы, которые надо вставить: о, а, а, а, и, и). Варя, подойди к компьютеру, что у тебя получилось. (проверяем задание) |
(слайд 6) |
|
Актуализация знаний. Постановка учебной цели (проблемы) |
Перед вами группа слов: город, загородный, мегаполис, городок. Давайте, исследуем их. - Найдите лишнее слово, объясните почему оно лишнее. (лишнее - мегаполис, т.к. не однокоренное) - Какие слова называются однокоренными? (общий корень и лексическое значение) - Вывод. Слово «мегаполис» не является однокоренным в данной группе слов. Оно лишнее. |
(слайд 7) Технологии проблемного обучения. |
Работа с толковым словарем (в парах) |
Хорошо. А давайте, исследуем слова «город» и «мегаполис» можно ли их объединить в одну группу? - Что вы можете сказать об этих словах? (высказывание детей) - Как вы думаете, что может объединять эти слова? (лексическое значение) Докажем. Для этого обратимся к толковому словарику школьника (с. 46) (слово «город») и толковому словарю С.И. Ожегова (с. 347) и Н.Ю.Шведовой (слово «мегаполис). Результаты наших исследований? (Эти слова близкие по значению.) |
Проектная технология. |
Объявление темы урока |
Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы). И сегодня на уроке русского языка мы будем исследовать синонимы. |
|
Работа с учеником. |
Откроем учебник на странице 70, найдем упражнение № 11. |
|
Физминутка |
А сейчас мы немножко отдохнем. Встаньте. Руки опустите вдоль туловища. Давайте снимем напряжение в шейном отделе позвоночника. (Выполняем упражнения: наклоны головы вниз, назад, вправо, влево; плечики поднимаем и опускаем, стараемся достать ушки). Садитесь. Глазки тоже устали. Поможем им отдохнуть. (гимнастика для глаз). |
Игровая технология. |
|
- Как вы относитесь к своему родному городу? (ответы детей) |
|
Развитие речи. Творческое задание |
Пришло время для синквейна. |
|
Итог урока |
- Что нового узнали? Домашнее задание: со словом «мегаполис» составить синквейн. |
|