Методическая разработка урока "Синонимы"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

  • дать понятие синонимов;
  • научить находить синонимы в тексте;
  • использовать слова-синонимы в речи.

Задачи:

  • формировать умение называть признаки синонимов;
  • формировать умение наблюдать за использованием синонимов;
  • расширить словарный запас обучающихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание алгоритма учебного действия, гуманистическое сознание.
  • Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
  • Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
  • Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 2 класс - Л.Я. Желтовская. О.Б. Калинина, словари: «Словарь синонимов и антонимов современного русского языка» А.С. Гавриловой, толковые словари школьника и толковый словарь Г.Д. Ожегова.

Демонстрационный материал: солнышки и тучки, презентация, карточки с заданиями.

Технологии:

  • личностно-ориентированные;
  • компьютерные;
  • игровые;
  • проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие.

Методы: беседа, дискуссия, работа с учебником, самостоятельная работа, составление синквейна, работа на компьютере, работа со словарем.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя, ученика

Время. Технологии. Методы и приемы

Орг. момент

Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Перед вами лежат солнышки и тучки, покажите, с каким настроением вы начинаете урок. (Дети показывают солнышки или тучки)
И я вам покажу свое настроение. (показываю солнышко)

Сегодня на уроке мы будет настоящими исследователями, и научимся раскрывать секреты слова.

Рассказать секреты слова
Я всегда для вас готова.
На уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Желаю вам удачи в работе.

(Слайд 1)
Личностно-ориентированная.
Здоровьесберегающие технологии.
Эмоциональный настрой на урок.

 

Прочитайте  строки из стихотворения Л.Никитина «Любимый город», которые будут эпиграфом к уроку.

(Дети читают)

Электросталь – ты мой любимый город.
Хочу, чтоб ты гордиться мог и мной.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? (предположение детей)

В этом году нашему городу исполнилось 76 лет. На внеурочной деятельности «Я – патриот России» мы большое внимание уделяли истории нашего города, читали книги, стихотворения о нашем городе, посещали городскую детскую библиотеку «Буратино», где знакомились с интересными людьми. Прошлое и настоящее нашего города заинтересовало нас, и мы решили продолжить работу в этом направлении. У каждого из вас было задание, и сегодня вы представляете результаты ваших исследований.

Егор и Варя приглашают нас на виртуальной экскурсии. Вместе и ними мы отправимся в прошлое и настоящее нашего города, сделаем несколько открытий, а это ведь всегда интересно.

История нашего города началась почти 100 лет назад. В 1916 году. Тогда были построены два снаряжательных завода на месте железнодорожного разъезда «Затишье».  Основателем этих заводов был Николай Александрович Второв. Рядом с заводами строились бараки для рабочих. Шли годы,  и в 1938 году поселок становится городом Электросталь. Сейчас это  современный, индустриальный город. (сообщение учащихся)

(Слайд 2)

 

 

 

Проектная технология (защита проекта)

 

 

(слайд 3)

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика (выполняется сидя)

Чтобы начать работу в тетрадях, подготовим наши ручки для красивого письма. А поможет нам сегодня Анечка.

(Физ. минутку проводит ученик)

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Ручки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.

Игровые технологии.
Здоровьесберегающие.

Чистописание

Напомните мне, пожалуйста, 5 золотых правил русского языка. (Дети отвечают по цепочке)

Золотые правила русского языка

1. Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
2. Начало предложения пиши с большой буквы, в  конце предложения ставь точку.
3. Переноси слова с одной строки на другую по слогам.
4. Помни о красной строке.
5. Пиши, проговаривая себе по слогам.

- Как называется наш город? (Электросталь)

- Какая орфограмма, нами изученная,  в этом слове? (Заглавная буква в имени собственном)

- Написание,  какой буквы,  мы сегодня повторим на минутке чистописания?
(Буквы Э, э)

Запишите 5 раз заглавную и строчную буквы Ээ, следите за правильным соединением. (Дети пишут буквы)

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд  4)

 

 

На  следующей строке, запишите  название нашего города. (Электросталь).

Выделите орфограмму заглавная буква в имени собственном.

Укажите, сколько букв и звуков в данном слове, обоснуйте свой ответ (12 букв, 11 звуков, т.к. «ь» звука не обозначает)

Устно,  составим предложение со словом  «Электросталь». (Сколько слов в вашем предложении)

(слайд 5)
Словарно-орфографическая работа

 

Исследуем предложения из стихотворения Никитина. (Приложение 1. Карточка) 

Электросталь – ты мой любимый город.
Хочу, чтоб ты гордиться мог и мной.

Электросталь – большая буква, имя собственное

Город – безударная гласная непроверяемая ударением (словарное слово), парная согласная – города,  нет города, городок.

Хочу – безударная гласная, хочет.

Гордиться – безударная гласная, гордость.

Мог – парный согласный, могут.

Итог исследования:
1) наличие орфограмм безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением,
2) парные согласные, большая буква в именах собственных, начало и конец предложения.

 

Личностно-ориентированная,
игровая

Графический диктант. Ребята, что случилось со словами? Некоторые буковки исчезли. Слова просят у нас помощи. Мы им поможем?

(дети записывают только пропущенные буквы)

Город, завод, магазин, улица, родина. (Дети пишут только буквы, которые надо вставить:  о, а, а, а, и,  и).

Варя, подойди к компьютеру, что у тебя получилось. (проверяем задание)

(слайд 6)
При выполнении задания на компьютере нажать на выбранную букву.

Актуализация знаний. Постановка учебной цели (проблемы)

Перед вами группа слов: город, загородный, мегаполис, городок.

Давайте,  исследуем их.

- Найдите лишнее слово, объясните почему оно лишнее. (лишнее - мегаполис, т.к. не однокоренное)

- Какие слова называются однокоренными? (общий корень и лексическое значение)

- Вывод. Слово «мегаполис» не является однокоренным  в данной группе слов. Оно лишнее.

(слайд 7)

Технологии проблемного обучения.
Проектная технология.

Работа с толковым словарем (в парах)

Хорошо. А давайте,  исследуем слова «город» и «мегаполис» можно ли их объединить в  одну группу?

- Что вы можете сказать об этих словах? (высказывание детей)

- Как вы думаете, что может объединять эти слова? (лексическое значение)

Докажем. Для этого обратимся к толковому словарику школьника (с. 46) (слово «город») и толковому словарю С.И. Ожегова (с. 347) и Н.Ю.Шведовой (слово «мегаполис).

Результаты наших исследований? (Эти слова близкие по значению.)

Проектная технология.

Объявление темы урока

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы).

И сегодня на уроке русского языка мы будем исследовать синонимы.

 

Работа с учеником.
С. 70 упр. № 11

Откроем учебник на странице 70, найдем упражнение № 11.
- Прочитайте.
- Какие действия приписывает осинке поэт? (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет).
- Как тебе представляется деревце? (ответы детей)
- Какое свойство листьев осины позволило автору выбрать этот образ? (Дрожание листочков)
- Есть ли в тексте слова-синонимы? Какие?
- Выпишите их в тетрадь.

 

Физминутка

А сейчас мы немножко отдохнем. Встаньте. Руки опустите вдоль туловища. Давайте снимем напряжение в шейном отделе позвоночника. (Выполняем упражнения: наклоны головы вниз, назад, вправо, влево; плечики поднимаем и опускаем, стараемся достать ушки). Садитесь. Глазки тоже устали. Поможем им отдохнуть. (гимнастика для глаз).

Игровая технология.

 

- Как вы относитесь к своему родному городу? (ответы детей)
- Чем для нас является город Электросталь? (Родина, Малая родина)
К слову «Родина»  подберите слова-синонимы. (Отечество, Отчизна). Запишите.

 

Развитие речи.

Творческое задание

Пришло время для синквейна.
- Что такое синквейн? (вид стихосложения)
- Какое главное слово сегодняшнего урока? (город, Электросталь, Родина)
Выберите любое слово. Готовы! Начинаем.
1. Главное слово, обозначающее предмет.
2. Два слова-признаки. Какая наша Родина.
3. Три слова-действия. Что делает Родина.
4. Предложение-высказывание, состоящее из 5 слов.
5. Слово-вывод.
(по окончании работы – слушаем детей).

 

Итог урока

- Что нового узнали?
- Как вы думаете, зачем нужны слова-синонимы, ведь в английском языка таких слов нет?
(Ответы детей)

Домашнее задание: со словом «мегаполис» составить синквейн.