Конспект урока обществознания "Человек в политической жизни". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Задачи урока:

  • Познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры.
  • Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
  • Формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность.

Ход урока

I. Задание. Разгадайте кроссворд (работа в парах), выпишите слово, полученное по вертикали (10).

Сформулируйте свое отношение к данному событию (устно).

Кроссворд

По горизонтали:

1. Слой профессиональных чиновников, управленцев.

2. Совокупность идей, представлений, учений, убеждений, свойственных обществу в целом, отдельным классам или социальным группам, партиям и движениям.

3. Один из институтов политической системы, объединение больших групп людей на основе общих интересов и потребностей, не имеет строго организационного оформления, не ставит перед собой задачу прихода к власти.

4. Определенная форма политической, социальной и экономической организации общества, основанная на принципиальном признании народа источником всякой власти.

5. Сознательная деятельность в политической сфере, искусство управления государством.

6. Группа лиц, пользующихся в обществе наибольшим престижем, влиянием на власть, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества.

7. Организация единомышленников, сплотившихся с целью отстаивания интересов тех или иных социальных групп через приход к власти и ее использование.

8. Определенный образ того или иного политического лидера, формируемое представление о его внутреннем и внешнем облике.

9. Форма политического режима, характеризующегося полным господством государства над всеми сторонами жизни общества.

Оцените свою деятельность по разгадыванию кроссворда.

II. Мы проводим сегодня урок в день открытия Олимпийских игр в Сочи.

Философы древности выделили три ценности, в которых реализуется активность человека: истину, добро, красоту.

Истина – это результат познавательной деятельности, добро – результат практической деятельности, красота – художественно-творческой.

- У вас сегодня будет возможность соотнести данные ценности с активностью человека в политической жизни страны.

Запишите тему урока: «Человек в политической жизни».

- В таблице представлены разные точки зрения на участие человека в политической жизни. Соотнесите их с темой урока, выскажите свое мнение и определите проблему сегодняшнего урока, требующую решения.

Политикой может заниматься каждый человек!
«Человек по природе своей есть существо политическое» (Аристотель)
«Если вы не хотите заниматься политикой, то она займется вами» (житейская мудрость)
«Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа» (Т.Джефферсон)

Политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля!
«Я вне политики! Я политикой не занимаюсь!»
«На выборы не ходить, потому что для простого народа ничего не изменится. Государственную думу депутаты используют как место, где можно реализовать свои политические амбиции».
«Они делают вид, что у нас демократия, а мы делаем вид, что законопослушны, но жизнь от этого не меняется».

Проблема: Роль человека в политической жизни.

Помимо главных действующих лиц, определяющих политическое действо на сцене борьбы за власть, есть и другие персонажи. Это все мы вместе и каждый из нас в отдельности. Так или иначе мы вовлечены в политическую жизнь, мы оказываемся либо «за», либо «против». Даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане – обыватели. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся, например, в день выборов, по выражению немецкого философа М.Вебера, «политиками по случаю».

Зададимся вопросом: Что необходимо для того, чтобы человек участвовал в политике? Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? (знания, навыки, умения, качества, культура).

От чего зависит эффективность политического действия любого человека?

То есть, необходимо разобраться в двух понятиях: политическое участие и политическая культура.

Выполнение задания по вариантам.

I вариант
Политическое участие

II вариант
Политическая культура

Вопросы:
1. Что понимается под политическим участием?
2. Чем объясняется различный объем участия граждан в политической жизни страны? Каковы формы участия?
3. Охарактеризуйте и проанализируйте пять типов личности в зависимости от степени их участия в политической жизни страны.
4. Что заставляет человека участвовать в политической жизни? Каковы мотивы участия?

Вопросы:
1. Что такое политическая культура? Назовите ее компоненты.
2. Назовите и охарактеризуйте функции политической культуры. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему?
3. Как проявляются политические ценностные ориентации?
4. Что может влиять на уровень развития политической культуры?

После выступлений одноклассников – оценка индивидуального усвоения материала.

Итак, давайте вернемся к поставленной в начале урока проблеме. Как вы ответите на поставленный вопрос: Какова роль человека в политической жизни?

Следует отметить, что в современную эпоху изменился стереотип политики, которая прежде была элитарной сферой, делом привилегированных классов. Беспрепятственное, общее и равное участие граждан в политической жизни – результат борьбы против сословных, классовых, имущественных, национальных и половых цензов, борьбы за гражданские и политические права, которая отнюдь не завершена. Реальная активная политическая самодеятельность народа – факт уже конца прошлого века. Общее направление в развитии политических отношений связано с их демократизацией, расширением политического участия граждан, преодолением политического отчуждения.

Но есть еще одна категория граждан, возможность участия которой в политике для многих носит спорный характер. Догадываетесь, о ком я говорю?

Противники активного участия молодежи в политике высказали следующие соображения:

  • «Молодые еще, не созрели для такого дела, жизненного опыта нет»;
  • «политика — дело людей старшего возраста»;
  • «бессознательные, не могут принимать самостоятельного решения»;
  • «у молодежи силен стадный инстинкт, и ими можно легко управлять»;
  • «они еще не разбираются в политике»;
  • «у молодежи плохие взгляды на жизнь, они хотят иметь все и сразу, а ничего для этого не делать»;
  • «им ни до чего нет дела, на уме одни развлечения»;
  • «молодежь должна в школу ходить, какая политика?»;
  • «пусть лучше делом займутся, болтунов у нас и так хватает»;
  • «работать нужно, а не политикой заниматься»;
  • «а что от них толку? свободы действий им все равно не дадут»;
  • «взрослые некорректно ведут себя в политике, а молодежь тем более подвергается экстремизму»;
  • «политикой должны заниматься профессионалы, участие молодых — это гражданская активность».

Сформулируйте основные аргументы противников активного участия молодежи в политике и приведите контраргументы (работа в группах).

Оценка работы в группе.

Учитель:  Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в политической жизни страны – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит будущее.

Политика играет большую роль в жизни общества. Какой будет политика государства зависит от каждого из нас с вами, от нашей активности, от политической культуры. Вам еще предстоит набираться политических знаний, опыта, гражданской позиции и помнить, что источником власти является народ, именно  от народа  действуют все политики, народ отдает право управлять страной и депутатам, и президенту.

На этом наш урок закончен. Оценки.

Домашнее задание:

1) п. 25, прочитать, устно ответить на вопросы к тексту;

2) выполнить задание на выбор:

  • составить таблицу «Типология политической культуры»,
  • организовать социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы» (см. задание №4, стр. 265),
  • написать эссе на тему «Политика – дело каждого».