Овладение нотной грамотой на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Разделы: Дополнительное образование


Возможности инновационных технологий позволяют педагогу, для лучшего овладения учениками теоретическим материалом, чередовать индивидуальные формы работы и работу с двумя, тремя детьми одновременно. При работе с несколькими учениками можно внести в процесс обучения элементы коллективного детского творчества и др.

В статье представлен повторительно-обобщающий урок с разными видами образовательной деятельности, проведенный с тремя учениками дошкольного отделения (5-6 лет). Ученики разного темперамента и разной восприимчивости. Важным аспектом подготовки и проведения урока является вовлечение родителей в процесс обучения (совместное изготовление наглядных пособий к уроку).

Обоснование целесообразности и эффективности применения современных образовательных технологий:

  • соблюдение здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано (переключение зрения с более близких объектов на более дальние расстояния);
  • увеличение с помощью интерактивной доски мелкого текста сборников;
  • работа с инновационными объектами во время урока для дошкольников интересна, необычна, познавательна, способствует мотивированному дальнейшему обучению;
  • разнообразие форм и методов обучения способствует сознательному процессу познания и усвоения знаний.

Одна из главных задач начального периода обучения игре на фортепиано – это овладение учеником нотной грамотой. От того, насколько вдумчиво и осознанно он будет работать в этом направлении зависит прочность и полезность полученных знаний и умений. Педагог помогает ученику, на примере детских песенок понять, как из простого складывается более сложное, как композитор «собирает» музыку из «кирпичиков» - нот, объединяя их в блоки-мотивы, фразы.

Обучение всегда носит воспитывающий характер. В этом педагог опирается не только на содержание учебного материала, но и средства и способы обучения: интерактивная доска, наглядные пособия (особенно сделанные своими руками). Включение этих средств в работу на уроке помогает педагогу формировать активное, позитивное отношение детей к учебному процессу – что исключительно важно на данном периоде обучения и развивает познавательные навыки и творческие способности учеников.

Цель урока: овладение нотной грамотой на начальном этапе обучения.

Задачи урока:

  • сформировать на начальном этапе навык осмысления логики организации различных звуковых структур;
  • развивать музыкальное восприятие-мышление учеников от отдельных компонентов к их комплексам;
  • развивать умение устанавливать взаимосвязи зрительных восприятий с формированием определения понятий через наглядность обучения;
  • развивать умение устанавливать ассоциативные и смысловые связи, способствующие запоминанию информации учениками;
  • воспитывать концентрацию внимания и восприятия учеников, через различные виды деятельности.

Описание урока по видам деятельности.

  1. Проверка прочности запоминания расположения нот на нотоносцах в скрипичном и басовом ключах.
  2. Тренировка чтения нот группами.
  3. Проверка усвоения ритмических структур.
  4. Применение знаний при разборе простых мелодий.
  5. Выделение в музыкальном тексте более крупных нотных блоков (на примере мелодий повторного строения).

Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

План урока

I. Вводная часть

II. Включение учеников в активную учебную деятельность

1) Проверка и закрепление запоминания нот на нотном стане. Применение метода наглядности с использованием возможностей интерактивной доски.

2) Работа в скрипичном ключе. Применение иллюстративного материала.

3) Формирование навыка чтения нот группами с помощью интерактивной доски.

4) Работа в басовом ключе. Выполнение аналогичных форм работы.

5) Чтение групп нот в ритмической организации.

6) Закрепление полученных сведений. Игра «Найди свое имя».

7) Переключение деятельности. Пение.

8) Формирование навыка анализа нотного текста.

III. Заключение урока. Итоговое обсуждение

Ход урока

I. Вводная часть

Задача вводной части – увлечь, заинтересовать учеников, собрать их внимание.

Педагог предлагает ученикам вместе подумать о том, как интересно устроен мир вокруг нас. Все сложные вещи состоят из простых частей. Например, огромный дом строят из маленьких кирпичей. Человеческая речь строится из звуков, которые соединяются в слоги, слова, фразы и т.д. Так и музыкальная речь! Мелодия строится из «кирпичиков» - звуков, они объединяются в мотивы, музыкальные фразы.
Узнавать, как все это устроено - так интересно!

Этим мы сегодня займемся. Давайте начнем с наших «кирпичиков» – нот.

II. Включение учеников в активную учебную деятельность

1) Повторение и закрепление учебного материала.

Используется помощь интерактивной доски, чтобы дать ученикам возможность проявить себя при повторении учебного материала и лучше закрепить его в памяти. На экране – рисунок клавиатуры и хаотично расположенные цветные картинки – символы нот (дом, мишка, лягушка и т.д.)

Задача учеников: с помощью «указки» (электронный карандаш) «перетащить» нужную картинку на соответствующую клавишу (как это делаем на компьютере с помощью мышки).

Выполнение задания вызывает дружный интерес. Нужная концентрации внимания и восприимчивости достигнута.

2) Переходим к следующей форме повторения и закрепления материала, используем наглядность в помощь запоминанию.

На пюпитре рояля – картина нотного стана в скрипичном ключе (собственного изготовления учеников и родителей) с разноцветными символами каждой ноты.

Предложение педагога: глядя на нужные объекты картинки, четко ритмично (для закрепления в сознании) проговорить стихотворение-подсказку:

«Ми - на первой как герой.
Соль - повыше, на второй.
Си – на третьей,
Ре – с четвертой смотрит вниз,
Фа - на пятой.
Посмотри! И еще раз повтори!»

Такое простое стихотворение совсем несложно придумать самому педагогу или обратиться к другим авторам.

Используем закрепленную информацию при выполнении следующего задания.

3) Формирование навыка чтения нот группами.

На экране интерактивной доски нотоносец с разными четырьмя нотами в скрипичном ключе. Педагог предлагает всем в уме сообразить, какие это ноты. Когда кто-то из ребят готов, педагог предлагает медленно сыграть их без остановки, пропевая названия.

Один ученик выполняет задание, остальные проверяют правильность выполнения Строчка на экране меняется, задание выполняет другой ученик (остальные при необходимости корректируют и поправляют). Скрипичный ключ хорошо усвоен.

4) Повторение басового ключа.

Задания выполняются в басовом ключе аналогично заданиям в скрипичном.

После чтения нот группами выясняем, что для двоих учеников эта задача оказалась более трудной, чем в скрипичном ключе. Они получают дополнительное домашнее задание на проработку басового ключа.

5) Чтение групп нот в ритмической организации.

Так как ритмическая группа всегда объединяется вокруг акцентов музыкального произведения, является одним из выразительных средств музыки (выражает ее эмоциональное содержание), то задачами на этом этапе урока становятся:

  • во-первых, подвести учеников к пониманию роли тактовой черты для определения «главного» звука в ритмических группах;
  • во-вторых, на простых музыкальных примерах показать ученикам, что (в отличие от ласкового, спокойного) настойчивый, активный характер музыки связан с затактовым строением мелодии.

Задание педагога: выразительно (по-разному) сыграть ласково или настойчиво короткие попевки со словами, отображенными на интерактивной доске.

Вопрос: «Как получается разный характер?» Ученики подводятся к мысли, что определенный характер можно выразить, если представишь его внутри себя и найдешь нужные движения руки (плавные или активные).

6) Закрепление полученных сведений. Игра «Найди свое имя».

Для повышения интереса, а главное, чтобы в форме игры закрепить только что полученные сведения, переходим к игре-загадке «Найди свое имя».

На интерактивной доске среди ритмических групп с затактовым строением или без него ученики должны найти варианты своего имени (обычный, ласковый) и сыграть их.

7) Переключение деятельности. Пение.

Середина урока. Чтобы избежать утомления – переключение деятельности.

Так как музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать музыку, педагог предлагает ученикам с помощью пения двух песен В. Шаинского («Голубой вагон» и «Антошка») еще раз убедиться, какой разный характер у музыки с затактам и без них (предварительное домашнее задание – выучить слова песен).

Задание педагога: пойте с настроением, а если захочется пританцовывать – делайте это.

Вопрос: когда больше хотелось танцевать, а когда просто петь? Ученики подводятся к пониманию того, что хотелось танцевать (и они танцевали, да еще с каким увлечением!) под музыку «Антошки», так как она была активной, бодрой, а песня «Голубой вагон» - певучая, плавная – ее хотелось петь. Педагог раскрывает этот секрет и показывает в нотах песни «Антошка» затакты и короткие, «пританцовывающие» мотивы и плавные, длинные фразы в песне «Голубой вагон».

Педагог обращает внимание учеников на особенности строения песен: припев все подхватывают с удовольствием, так как он, благодаря повторам, хорошо запоминается. Композиторы часто пользуются «приемом повторов», когда сочиняют свои произведения.
Так «перебрасывается мост» к следующей задаче: научиться (с помощью охвата группы нот) находить в нотном тексте повторность строения - для облегчения разбора и запоминания.

8) Формирование навыка анализа нотного текста.

Так как зрительное внимание у детей в этом возрасте более стойкое и лучше развито, чем слуховое, возвращаемся к помощи интерактивной доски. Работа пойдет с нотным текстом песни «Едет воз» А. Березняка. Педагог предлагает очень внимательно послушать ее звучание на рояле, глядя в ноты.

Задача: услышать и увидеть повторы в мелодии, если они есть. Формируется навык слухового анализа, подкрепленный зрительной проверкой. Педагог играет и поет песню. Обсуждение.

Так как дети 6-летнего возраста способны к сравнительно-сопоставительным действиям, цель обсуждения: научить их использовать метод сравнения (так как сравнение лежит в основе всякого понимания и мышления).

Делается вывод: сравнивать между собой следует не только соседние такты, могут повторяться и длинные фразы, даже несколько тактов.
Вопрос: «Мелодия скольких тактов повторяется в этой песне?» (Четырех! Часто бывает, что в 5-м такте мелодия начинается так же, как в первом).

Педагог: «Запомните!»

Продолжаем анализировать нотный текст и играть в игру «Найди повторы в музыке».

Звучит мелодия М. Красева «Елочка» (маленькой елочке, холодно зимой…).

Задание: спеть ее про себя, глядя в ноты, и решить, где здесь повторы (пение про себя развивает и активизирует внутренний слух).

Обсуждение: находим все повторы и изменения, отличия. А теперь, кто хочет сыграть эту песню? Чтобы сделать это правильно и уверенно, сначала разберемся, как строится мелодия. Говорим о тонике, тональности, направлении движения мелодии, находим поступенное движение. Так на самом раннем этапе обучения начинается практика анализа музыки.

Следующая задача: распределить на каждого по строке, внимательно изучить свою и сыграть очень медленно, но без остановок. Слушайте себя! Играют.

III. Заключение урока. Итоговое обсуждение

Рефлексия: выяснить, какая из форм работы была самой интересной (работа с интерактивной доской, пение и танец под «Антошку»).

Подведение итогов занятия: кратко (для лучшего запоминания и усвоения) закрепить ключевые сведения;

Домашнее задание, вытекающее из содержания классной работы и стимулирующее к самостоятельному домашнему труду.

Литература

  1. Милич Б.Е. Учебное пособие: маленькому пианисту. – М.: Кифара, 1994.
  2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. Методическое пособие. – М.: Кифара, 2002.
  3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – М.: Советский композитор, 1989.
  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2119 «Музыка и пение». – М.: Просвещение, 1984.
  5. Подунов А.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: – Академия, 2008.
  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. – М.: Альма-Матер, 2005.