Интегрированные уроки как средство расширения интеллектуального пространства будущих врачей

Разделы: Общепедагогические технологии


На факультете довузовской подготовки Тихоокеанского государственного медицинского университета систематически проводятся интегрированные уроки как средство расширения интеллектуального пространства будущих врачей.

Интегрированный урок относится к группе образовательных технологий «воспитания в процессе жизни». Это особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Также интеграция предметов предполагает интерактивную совместную деятельность. У участников этого процесса формируется чувство коллективизма, взаимопомощи, появляется чувство корпоративности. При подготовке уроков создаются предметные рабочие группы из учащихся, которым поручается разработать основные положения, они же потом и привлекают преподавателей и ряд других учащихся к подготовке урока. Активно используются материалы Интернета, разработки учащихся и учителей, фильмы и презентации, что позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.

Учащиеся 7-го класса в группах «Обществоведы» и «Литераторы» на первом интегрированном уроке «Человек и закон» размышляли о необходимости наличия закона в нашей жизни. В качестве примера из литературы была проанализирована 1-я глава из книги А.Усачёва «Приключения маленького человечка». Учащиеся заранее выучили стихотворения о законах, которые нашли самостоятельно в Интернете. Самое замечательное в уроке то, что семиклассники были искренними в своих ответах и воспринимали урок не как условность, а как возможность поделиться своими мыслями и чувствами по данной теме.

Интегрированный урок «Культура речи на уроках математики» в 7-м классе показал, что и семиклассники тоже могут прекрасно самостоятельно готовиться к интегрированным урокам. Ребята решали задачи и старались правильно произносить все числа. Домашнее задание «Сочини сказку о числительном» понравилось всем.

Ученики 8 класса и преподаватели МХК, химии, биологии и литературы решили проследить связь этих предметов. На уроке «Я человек ?!» были представлены доклады групп «Искусствоведы» и «Литераторы» о культурном прошлом нашей Родины. Что собой представляет человек с точки зрения обществознания и литературы понятно. Но если это соединить с такими предметами, как химия и биология, то получится интереснейший урок. Из чего состоит человек? Группа «Химики» рассказала об этом, используя таблицу Менделеева. Группа «Биологи» рассказала о процессах в организме человека. А группа «Литераторы» рассказала о человеке с точки зрения литературы. На уроке же «Устное народное творчество на уроках литературы, истории, МХК» ученики пытаются познать историю своей страны.

Ученики 9-х классов подготовили интегрированный урок «Основные направления в искусстве и литературе в 18-19 вв.». Группы «Искусствоведы» и «Литераторы» приготовили интереснейшие сообщения, используя свои презентации, репродукции, музыкальные произведения и сообщения об особенностях творчества писателей и поэтов. Также Ученики 9-х классов подготовили замечательный урок «Тема осени на интегрированном уроке (химия, биология, искусство и литература).

Мы не забываем и о преемственности. Так, на интегрированном уроке (информатика, история и литература) выступали ученики 9-х классов со своими работами о Великой Отечественной войне «Подвиг врачей», «Преподаватели ТГМУ на войне», «Дети войны», «Художественная литература о войне», используя презентации, созданные на уроках информатики, а восьмиклассники только слушали, задавали вопросы. В общем, учились у своих старших товарищей.

Традиционно в конце учебного года в 10-х классах проводится интегрированный урок «Связь русской и английской литератур 2-й половины 19 века», где звучат выступления не только на русском языке, но и на английском. Более того, всегда находится ученик, который ставит инсценировки на языке английском.

Всегда после изучения творчества И.А.Бунина и А.И.Куприна в 11-х классах проводится интегрированный урок «Тема любви на уроках химии, биологии, истории и литературы». Почему такая тема? Да потому, что любовь как необыкновенное чувство всегда привлекала внимание людей на протяжении всей истории развития общества. Учащиеся постарались разобраться в том, как объясняют это чувство биологи и химики, историки и писатели. Группа «Биологи» делает вывод о том, что представляют собой нейрофизиологические симптомы любви и как можно объяснить это чувство с точки зрения науки. Группа «Химики» предоставила свой материал, который объяснял появление этого прекрасного чувства с точки зрения той науки, которая может почти всё объяснить с помощью формул. Во время выступления этой группы демонстрировались фрагменты из фильма «Химия любви». Группы «Историки» и «Литераторы» рассматривают проявление любви на примере исторических персонажей, фактов из художественных произведений, в которых говорилось о любви, и делают вывод о том, что любовь – это такое прекрасное чувство, которое привлекает внимание всех людей, и неважно, как наука может объяснить её появление. Главное, что она всегда будет волновать человека.

Также традиционно после изучения творчества М.А.Булгакова проводится интегрированный урок «Человек будущего, кто он?» Целью интегрированного урока «Человек будущего, кто он?» является моделирование человека будущего на основе литературных произведений и последних научных достижений в области биологии. При подведении итогов этого урока основной акцент был сделан на то, что, безусловно, наука шагает вперёд, можно существенно помочь человеку, но главное для врача- учёного – это следование правилу: «Не навреди!»

А интегрированный урок «Тема гражданской войны на страницах истории и литературы» никого не оставляет равнодушным и получает своё продолжение на отдельных уроках истории и литературы в свете последующих событий. Те же традиционные группа «Литераторы» и группа «Историки» приготовили обзор событий Гражданской войны в нашей страны в 1917-1924 годах с точки зрения истории и произведений художественной литературы. Звучали песни о том времени, читали стихотворения М.Волошина и К.Бальмонта, спорили о произведениях М. Шолохова и Б.Пастернака. Что особенно впечатлило, так это то, что, группа «Историки» была разделена на красных, белых и зелёных. Каждая подгруппа с таким азартом защищала свою позицию, что, когда был задан вопрос «На чьей бы стороне ты был?»

Проведение этих и других интегрированных уроков на факультете довузовской подготовки ТГМУ стало традиционным. Это особый тип уроков, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. При этом расширяется кругозор будущего врача, формируются его личностные качества. Появляется желание больше узнать, определить причинно-следственные связи каких- либо явлений и событий. Мы считаем, что за подобными уроками будущее.